ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 12 января 2013, 14:38

Александр Кононов: С комплексом зданий вокруг Варшавского вокзала получаются не идеальные, а компромиссные решения

10 января активисты-градозащитники сообщили, что в Петербурге начался снос исторических зданий комплекса Варшавского вокзала. Член петербургского отделения ВООПИиК Аля Деконская рассказала ЗАКС.Ру, что в процессе работ был уничтожен исторический пакгауз, в 2007 году снятый с охраны, и еще одно здание в охранной зоне, предположительно построенное до 1917 года и, следовательно, сносу не подлежащее. 11 января на территории комплекса также велся демонтаж здания советского времени.

Территория бывшего вокзального комплекса (38 гектаров) в мае 2012 года была выкуплена ООО "ЛСС Варшавский", входящим в группу компаний Etalon Group (ЛенСпецСМУ) Вячеслава Заренкова. На ней планируется строительство жилого комплекса "Галактика". Демонтажные работы ведет компания-подрядчик “Размах”.

Заместитель председателя петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов рассказал ЗАКС.Ру, что градозащитникам все-таки удалось многого добиться, учитывая юридический статус объектов. Тем не менее ситуация далека от идеала и требует пристального внимания. Теперь речь идет о том, чтобы застройщики выполнили свои обещания и сохранили остальные ценные памятники.

- Снос исторических зданий у Варшавского вокзала начался 10 января?

- Демонтажные работы идут с ноября прошлого года. Но они идут практически полностью по служебным советским постройкам, не представляющим никакой историко-культурной ценности. Единственные два объекта до 1917 года - это исторические пакгаузы, которые находятся, к сожалению, за пределами зон охраны. С точки зрения законодательства они никак не защищены. Я говорю про те два, которые довольно давно находятся в руинированном состоянии, и один из них РЖД официально сняла с кадастрового учета: по документам его уже не существует (именно это здание было демонтировано - прим. ЗАКС.Ру).

Пока никаких других исторических построек демонтажные работы не затрагивали. Эти два исторических пакгауза с правовой точки зрения довольно трудно было защищать, но тем не менее мы договорились по одному из них о сохранении лицевого торца, там красивый такой щипец. Проект такого сохранения сделан. Его (торец - прим. ЗАКС.Ру) просто придется подвинуть с того места, где он находится, но тем не менее потом вписать в новую постройку. Что касается остальных исторических построек, там идет историко-культурная экспертиза. Ее проводят эксперты во главе с Маргаритой Сергеевной Штиглиц, нашим крупнейшим специалистом по промышленной архитектуре. Я очень надеюсь, что там никаких тотальных разрушений не будет. По крайней мере, все здания, находящиеся под охраной, безусловно будут сохранены: как выявленные объекты, так и исторические здания, находящиеся в зонах охраны. А вот относительно исторических зданий за пределами зон охраны мы будем стараться по максимуму все сохранить, но с объектами, которые к началу этих работ были доведены до состояния руин, сложнее всего.

- Разве пакгаузов, снятых с охраны, два, а не три?

- Не совсем правильно говорить про “три, снятых с охраны”. Из комплекса охраняемых построек действительно несколько было снято, к этим пакгаузам, кроме одного, это отношения не имеет. Те постройки, которые были сняты с охраны, частично находятся вообще с другой стороны Варшавского вокзала, на территории, не попадающей ни под какую новую застройку. Это не территория проекта “Галактика”. За этими объектами тоже нужно будет внимательно следить, но это пока дальняя перспектива, это совершенно другие собственники. Из этих двух руинированных пакгаузов ни один никогда под охраной не находился.

Вообще пакгаузов - этих длинных, вытянутых железнодорожных сараев - там четыре. Один из них является выявленным объектом культурного наследия. Он принадлежит Почте России и в конце прошлого года горел, деревянные стропила и перекрытия выгорели на треть. Еще один пакгауз в очень хорошей сохранности, лучшей из четырех. Он принадлежит “Адаманту” (управляющая компания “Адамант-Недвижимость”, входит в состав холдинга "Адамант"; согласно информации на сайте, здание пакгауза сдается под офисы и склады - прим. ЗАКС.Ру). Этот пакгауз по концепции застройки сохраняется. Возможно, экспертиза будет рекомендовать его внести под охрану. Остаются два пакгауза, сохранившихся только частично, один из которых был снят с учета.

- Именно его и снесли?

- Да. Есть еще один пакгауз, которому угрожает такая же судьба. Он стоит с противоположной стороны от “адамантовского” по отношению к разрушенному.

- Что еще вызывает беспокойство?

- Там есть другие постройки, которые мы стараемся сохранить, и они тоже вне зон охраны. Они ближе к Митрофаньевской улице, в самой южной части квартала, но также связаны с комплексом Варшавского вокзала. Проблема в том, что по Генеральному плану и утвержденной в проекте планировки улично-дорожной сети там перспективная пробивка дублера Московского проспекта. Это не связано с проектом ЛенСпецСМУ, но это мощная городская дорога. Абсолютно прямая линия, прочерченная через территорию Митрофаньевского кладбища, через выявленный объект культурного наследия - ворота Громовского старообрядческого кладбища, по фундаменту снесенного старообрядческого собора, который собирались восстанавливать... Она затрагивает несколько построек комплекса Варшавского вокзала - они исторические, но почти все не охраняются. Было бы правильно скорректировать трассу, она могла бы пройти по территории, освобождающейся от  железнодорожных путей. Очень надеюсь, что удастся эти здания сохранить. Одно из них стоит совсем рядом с Обводным каналом у Варшавского вокзала, там и собственник хочет, чтобы здание было возвращено под охрану.

- А сроки реализации этих проектов какие?

- С дорогой это непредсказуемо. По кладбищу еще идет историко-культурная экспертиза, по второму кладбищу тоже. Это дальняя ситуация. А ситуация совсем ближняя - это проект “Галактика”, который ЛенСпецСМУ собирается реализовывать. Но еще не утвержден даже проект планировки и межевания территории. Не раньше второй половины февраля будет представлена какая-то предварительная концепция застройки. А к середине или концу февраля будет закончена государственная историко-культурная экспертиза. Потом должен быть утвержден проект планировки, и будет разрабатываться документация под каждый конкретный дом. Я думаю, весь ближайший год уйдет на подготовительные работы и согласование документации, а в 2014, наверно, начнутся работы по освоению территории. Но там еще есть ситуация с Железнодорожным музеем, который никуда не уйдет, пока ему не будет предоставлено новое здание. Оно проектируется недалеко, в районе Балтийского вокзала, но в реальности только в 2015-16 году музей сможет туда перебраться.

- Говорят, что 10 января снесли еще какое-то здание внутри охранной зоны?

- Там нет охранной зоны, там зона регулируемой застройки второй категории. Она, к сожалению, заканчивается практически сразу за Варшавским вокзалом, это небольшая полоса вдоль Обводного. В нее попадает несколько интересных исторических зданий. А насчет той руинированной постройки, которая была разобрана, не очень даже понятно, была она историческая или нет - там были одни остатки. Зато рядом находятся несколько действительно уникальных объектов, за которыми мы внимательно следим. Есть деревянный дом начала ХХ века, замечательно сохранившийся, есть краснокирпичное служебное здание, относящееся к комплексу Варшавского вокзала, и совсем близко к Обводному - еще одно здание дореволюционной постройки. Надеюсь, они будут включены в реестр памятников. Эти здания уже за территорией ЛенСпецСМУ, поэтому это земельные участки второй очереди. В предварительной концепции, которую я видел, эти здания сохраняются.

- В целом вы считаете, что тревогу пока бить рано?

- В целом ситуация все время пограничная. Постоянно есть обеспокоенность, что могут порушить что-нибудь действительно значимое. Но пока все делается достаточно деликатно. Изначально у меня был скепсис относительно того, например, что нам удастся эти руинированные постройки каким-то образом спасти: если есть проект новой застройки, а один из этих объектов уже не существует по документам, а второй уже не один год без крыши, с юридической точки зрения никаких обременений там нет. Если бы собственник их разобрал, он был бы чист с точки зрения закона. И то, что одно здание стоит, а от второго сохранен самый ценный торец - это некоторая победа. Хотя, конечно, в идеале все хочется сохранить. Каждый кирпич сохранить не получится, но, думаю, процентов на 90 ценные постройки удастся защитить.

Важным моментом я считаю сохранение хотя бы одной железнодорожной ветки. Мы довольно много общались с архитекторами, и там планируется бульвар с сохранением внутри такой ветки, которая будет связывать территорию вокзала с ближайшей станцией метро. Ее можно использовать как туристический объект, это известно по другим городам.

Для меня самая болезненная тема - та новая застройка, которая рядом с этими историческими зданиями может появиться. Ряд зданий, возможно, будет какой-то приемлемой архитектуры. Но там есть куски территории с такими узаконенными высотными параметрами, которые совершенно избыточны. Если по территории ЛенСпецСМУ все более-менее на грани, хотя тоже с перебором, то тут же рядом, через железнодорожные пути, запроектирован объект протяженностью более 60 метров: такая гигантская стена. Я уверен, что всю ценную старую застройку удастся отбить. А вот с новой застройкой все сложнее, архитектурных ограничений там нет, и застройщики будут стремиться вписаться в допустимые объемы по максимуму.

- Вернемся к двум самым разрушенным пакгаузам. Теоретически, что можно было бы с этими зданиями сделать?

- Вариантов мало. Вся эта территория в середине XIX века была активно освоена как железнодорожный комплекс. И после того, как вокзал прекратил свое существование, было понятно, что эта структура будет постепенно замещаться новыми функциями. Это отчасти объективный процесс: когда такая территория не используется по своему назначению, а там только путей 57 км, рано или поздно туда придут инвесторы и появится новая застройка. Конечно, было бы очень хорошо, чтобы РЖД обеспечила элементарную консервацию исторических построек. Эти пожары, разрушения от того, что отсутствует крыша - это такая бесхозяйственность, которая не заслуживает снисхождения. Хорошо бы, чтобы кто-то отвечал за доведение исторических построек до такого состояния. Потому что потом приходит новый застройщик и говорит: а что вы мне предлагаете с этим сделать? Что реально я могу, когда здесь осталось полторы стены и красивый щипец? Все деревянное сгорело, а кирпичное наполовину обрушилось.

- Можно ли было поступить с этим пакгаузом по-другому?

- Если бы это была единичная постройка, надо было бы биться за каждый кирпич. Пытаться реставрационными методами, с помощью огромных вложений, его восстановить. Но когда у нас несколько типовых построек, и даже идеальное по состоянию здание можно разобрать без каких-либо обременений, начинается дипломатический торг с целью сохранить наиболее ценное. И в первую очередь мы бились за “адамантовский” пакгауз, где сохранилось все вплоть до деталей. Потом - за тот, что подгорел: он тоже на две трети цельный. Но когда от объекта почти ничего не осталось - бились за этот торец. Получаются не идеальные, а компромиссные решения. Я признаю, что абсолютно любую историческую постройку жалко. И я полностью разделяю беспокойство всех коллег, которые бьются за эти здания: тут разницы в наших позициях нет.

Беседовала Мария Смирнова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама