ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 23 мая 2011, 15:44

Председатель НТС (ОСК) Андрей Комарицын: Власти останутся - как неизбежное зло

ЗАКС.Ру начинает публикацию серии материалов о политических организациях, которые пока не фигурируют в опросах общественного мнения и избирательных бюллетенях. Чем живут «несистемные партии»? Рассчитывают ли выйти из уютной тени политических катакомб под яркий свет всенародного внимания? Что готовятся предъявить на суд избирателей? Открывает наш цикл председатель Объединения солидаристов-корпоративистов Народно-трудового союза Андрей Комарицын. Он рассказал ЗАКС.Ру о том, что такое «ямайский либерализм» и почему ему не по пути ни с одной из зарегистрированных партий.

Меня не устраивают пустые теории

- Считаете ли вы себя преемниками того Народно-трудового Союза, что был создан в 1930-е годы в эмиграции?

- Да. Если с формальной стороны это может вызывать какие-то сомнения, то с принципиально-идейной - однозначно. Собственно говоря, кроме НТС (ОСК), в современной России нет организаций, которые так или иначе продолжали бы традицию российского солидаризма и корпоративизма, заложенную именно тем НТС. И уж тем более нет организаций, которые эту традицию пытаются так или иначе претворить в жизнь.

- Что значит НТС (ОСК)? Чем он отличается от «просто НТС»?

- НТС (ОСК) – Объединение солидаристов-корпоративистов НТС. Актив определённой направленности, организовавшийся в санкт-петербургской группе НТС за 2007-2010 годы. Вначале объединение называлось Корпоративистским звеном. Учреждение состоялось в пивбаре «Донжон» 16 октября 2010 года.

- Пивбар – это специально, для исторических ассоциаций?

- Вы о чём?

- Понятно… И что привело к расколу? В чём различия?

- Видите ли, когда я в 2008 году вступал в НТС, организация казалась мне более активной. А главное, солидаристской – реально, а не виртуально. Не считаю нужным развивать эту тему, но я сильно переоценивал некоторых соратников. Программное теоретизирование, «просветительство», круглые столы, скайп-конференции, видеоролики в собственных ЖЖ - всё это, конечно, интересно. Но не настолько, чтобы ради этого вступать в организацию. Мы занялись иными, более конкретными делами. Поскольку практическое бездействие, перемежаемое теоретизированием, среди наших оппонентов успело войти в привычку, к нам возникли претензии. Пришлось формировать своё ответвление НТС.

- Это «ответвление» как-то закреплено юридически? Признано другой частью организации?
- Другая часть «принимала решение об исключениях», нарушая собственный Устав - «путём телефонного обзвона», в отсутствии «исключаемых»… В общем, смешная история. Пришлось её проигнорировать. Это и несложно, поскольку претензии исходили от наименее активных членов, неспособных даже сообщить о своих «решениях» за пределами своего кружка. Как видите, мне приходится делать это за них. Тут сыграло свою роль одно обстоятельство: не у всех наших оппонентов все в порядке с чувством юмора.

- Вероятно, ваши оппоненты развивают какую-то свою деятельность?

- Некоторые пытаются. Так, Георг Габриелян в прошлом году инициировал создание христианско-демократической группы. Чисто по-человечески желаем успеха, конечно. Но считаем, что на таких путях он недостижим. Ни в каком смысле.

- Не верите в перспективы российской христианской демократии? Разве НТС исторически к ней не близок?

- Близок во многом. Но христианская демократия – явление, органичное для католических стран, её основные тезисы изложены в энцикликах Папы Льва XIII «Рерум новарум» и Папы Пия XI «Квадрагезимо анно». Православная социальная доктрина с этим малостыкуема. Однако дело даже не только в этом. Попытаться, может, и можно. Но христианская демократия – движение популистское, развёртываемое в низах. Бессмысленно строить его за камерными круглыми столами. Улицы, дворы, общаги, подсобки, шалманы, курилки – вот где это делается. Без отрыва от производства, короче.

- Вы показываете пример?

- Я бы не сказал, что мы – стопроцентные христианские демократы. Но вообще да, так и пытаемся. Со своей, корпоративно-солидаристской позиции.

Либеральные ценности нас не устраивают?

- Вот и вернёмся к серьёзным темам. По-прежнему ли антикоммунизм занимает видное (на самом деле центральное) место в политической платформе НТС?

- Да, по-прежнему одно из главных. Но центральными бывают только позитивные, а не «анти-» установки. Центральное место занимает солидаризм.

- Какова вообще ваша платформа?

- Слишком общий вопрос. При такой постановке общим будет и ответ: солидаризм и корпоративизм. Понятие «корпоративизм» сегодня в основном ассоциируется либо с госкомпаниями типа «Роснефти», либо с итальянским фашизмом. Но корпоративизм солидаристов - корпоративизм не государства, а гражданского общества. Упрощённо говоря, система ячеек взаимоподдержки. Его практическое проявление наши идеологи уже именуют – опять-таки, с некоторой степенью юморного прикола - «ямайским лейборизмом».

- И в чём же он заключается?

- Коллективная спайка, гражданская свобода, социальный драйв. Активная самореализация солидарных групп. Вообще, солидаризм – не столько идеология и общественный строй, сколько система понятий и образ жизни. Это уклад в обществе. Поэтому главной задачей мы видим развитие гражданских структур. Не вообще каких-то, а конкретно – здесь и сейчас, тех, которые видим или можем создать.

- Чем вас не устраивают либеральные ценности?


- Прежде всего, гипертрофированным индивидуализмом. Чрезмерным упором на рационалистический прагматизм («А что я с этого буду иметь?»). Уступчивостью перед коммунизмом и левизной.


- Интересует ли НТС массовость организации и где вы ищете свою базу? На какие слои общества ориентируются?


- Разумеется, интересует. В этом одно из отличий НТС (ОСК). Опыт показывает, что наибольший отклик наши позиции находят в корпоративных бизнес- и иных сообществах. А среди них, почему-то, особенно в кадрах охранных предприятий, иногда «неформальных». Конечно, наша база не ограничивается этой средой. Среди членов организации люди самого разного социального статуса – от деревообработчика до школьного библиотекаря. Есть и ваши коллеги-журналисты. Сам я – риэлтер… В принципе, наша потенциальная база – участники добровольных гражданских объединений. Практически любого характера. От бизнес-группы до общества собаководов. Те, кто ориентирован на предметное действие. Кому нужна свободная самореализация в солидарном сообществе.

- С кем может и с кем не может сотрудничать современный НТС? Либералы, националисты, демократы, коммунисты различных направленностей, власти?  

- Из политических структур - демократы и национал-демократы. Но основные союзники находятся не в политических, а в социальных группах. На сегодняшний день наш главный организованный союзник – свободный профсоюз, создаваемый сейчас в Петербурге Игорем Шараповым. Именно с ними мы предпринимали совместные политические акции.

Нам близки восставшие ливийцы

- Какие?

- Например, 25 и 29 марта инициативная группа свободного профсоюза и НТС (ОСК) проводили в Петербурге контракции в поддержку Ливийской революции. Выходили поддержать восстание против режима Каддафи – можно сказать, в гости к коммунистам, которые пикетировали французское и американское консульство.

- И много было участников этих контракций?

- Первый раз человек десять, второй человек двадцать.

- Не назовёшь их массовыми…

- Всё с чего-то начинается. Кстати, коммунистов в первый раз было человек восемьдесят, во второй - человек сорок. У нас двойной рост, у них двойной спад.

- В чём вообще был смысл этих контракций? Почему петербургские солидаристы и профсоюзы посчитали нужным выступить по такому отвлечённому поводу, как война в Ливии?

- А почему коммунисты посчитали нужным поддержать диктатора Каддафи? Идейная общность, классовая близость. Так же и мы – нам близки восставшие ливийцы. Мы ещё 21 февраля опубликовали заявление о солидарности с ними. Поддерживаем мы и восстание в Сирии против социалистической партократии.

- Насколько известно, это не единственное ваше публичное мероприятие. Вас – лично, кстати – в городе узнали 12 декабря прошлого года, на митинге в защиту Ходорковского. Скажем прямо, многие… удивились. Объясниться не хотите?

- Не объясниться, а пояснить. Что именно?

- Вы прочитали заявление своей организации в защиту Владимира Барсукова. Что это означает?

- То, что сказано в заявлении. Мы считаем «дело Барсукова» столкновением бюрократии с бизнес-группой. И фактической расправой с авторитетным деятелем гражданской структуры. Именно расправой – если учесть состояние здоровья человека, о котором идёт речь.

Чан Кайши и Антонов нам ближе Муссолини

- Чем солидаризм (до Второй мировой НТС пропагандировал «корпоративное государство» и ребрендинг был сделан из-за созвучия этого термина высказываниям и практике фашистских режимов Италии, Испании, Португалии – прим. ЗАКС.Ру) отличается от итальянского фашизма?

- Итальянский фашизм ставил во главу угла принцип этатизма. «Всё в государстве, ничего вне», - говорил Муссолини. Солидаризм же ориентирован на гражданское общество, его самостоятельные, отделённые от государственной власти структуры. В этом основное, принципиальное отличие. Если на то пошло, из иностранных аналогов я бы упомянул не Муссолини, а скорее уж Чан Кайши, Свободный Китай на острове Тайвань. Или некоторые течения польской «Солидарности» начала 1980-х. А если говорить об отечественной истории – наверное, политические структуры антибольшевистских повстанческих движений начала 1920-х, таких, как тамбовская Антоновщина или правые эсеры.

- Если основа общества и государства по НТС – трудовые союзы, то как быть с национальными, религиозными, партийными группами?

- Да, трудовые союзы – вторая основа общества после семьи и друзей. Мы полагаем, что в перспективе парламентская система должна включать палату трудовых союзов, основанную на корпоративном делегировании. Но это отнюдь не значит, что другие общественные объединения, в том числе перечисленные вами, будут лишены представительства.

- Чем не устраивает «Народный Фронт» Путина? Собираетесь ли туда вступать?

- Нет. В политике правительства и его главы сильны этатистские мотивы, неприемлемые для солидаристов-корпоративистов.

Создавать партию – дело долгое

- Каковы пути продвижения своих идей для организации, не участвующей в выборах?

- Считаем, что политическая деятельность не может и не должна сводиться к участию в выборах. Избрание в представительные органы или на государственные посты - не самоцель. Выборы - соревнование программ, а программы могут вызывать доверие только если они подкреплены реальными делами. НТС (ОСК) - структура разумного лоббирования гражданских корпораций, завязанного на решение конкретных вопросов практической жизни. Все мы регулярно сталкиваемся с ущемлением социальных прав, невыплатой зарплат, коммерческой недобросовестностью, пренебрежением к окружающей среде, чиновным беспределом, да просто наплевательством на людей. Оперативное реагирование на такие ситуации - вот путь продвижения идей. И разумеется, агитация по мере возможностей. Но прежде всего «агитация делом», как и было сказано на «донжонском» учредительном собрании.

- «Солидаризм покоится на органическом, идеал-реалистическом мировоззрении, на утверждении духовного начала и морально-этических принципов». Готово ли наше общество по своим морально-этическим характеристикам к саморегулированию? Или всё-таки без жёстких властей пока рано?

- Разумеется, пока не готово. Но никогда и не будет готово, если не обретать - здесь и сейчас - практический опыт саморегулирования. Если корабль никуда не плывёт, никакой ветер ему не попутный. А если плывёт - доплывёт при любых ветрах. Делать надо, тогда получится. Что до государственных властей... Как неизбежное зло они, наверное, останутся всегда. Но если на то пошло, я бы не сказал, что нынешние власти РФ обладают более высокими морально-этическими характеристиками по сравнению с российским обществом.

- Почему не пытаетесь создавать партию или влиться в существующие? Есть ли сейчас партии, идейно близкие НТС?

- Отчего же не пытаемся? В принципе, на это мы и ориентированы. Но смотрим реально: это дело не быстрое. Хотя бы с чисто процедурной стороны. Хорошо, если об этом можно будет говорить к следующему электоральному циклу. Из семи «официальных» партий близких, пожалуй, нет. Есть более и менее чуждые. Наиболее чужды, конечно, коммунисты. Дальше СР. «Яблоко», мягко говоря, не вызывает симпатий. ЕР крайне сложно партией называть. «Патриоты России»  – существуют ли? С «Правым Делом» сами знаете, каков казус. Остаётся ЛДПР? Снова поюморим? Кстати, кто больший этатист, чем Жириновский? Куда там Путину или Зюганову?! Но надо смотреть не столько на декларации (и тем более речи Владимира Вольфовича), сколько на практические проявления. А по своей практике ЛДПР, как ни странно, чуть ли не наименее этатистская из перечисленных партий. Бывают же такие парадоксы. Вообще же о союзниках выше уже сказано раза два. Нынешние партии – увы, последнее место, где их впору искать.

- Не смущает ли сотрудничество в годы войны с генералом Власовым?

- Многих смущает. Но десятки членов НТС погибли в 1940-х годах от рук гестапо. А не только в советских карательных органах. К сожалению, об этом известно гораздо меньше, чем о «сотрудничестве с Власовым». О солидаризме и НТС раньше вообще мало знали. Постараемся теперь восполнить эти пробелы.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости24 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама