ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 30 октября 2014, 9:51

Добуриться до истины

Свежепроложенные дороги в Ленинградской области покрываются аккуратными дырками. Эксперты комитета по дорожному хозяйству, прокуратуры и сами подрядчики извлекают пробы, чтобы доказать, что дороги сделаны на совесть. Прокуратура заявляет о немереных хищениях, а подрядчики - о предвзятости оценок. Пока мужчины не могут договорится, дороги превращаются в решето.

Хищения

Совещание по вопросам качества ремонта автомобильных дорог регионального и местного значения в Ленинградской области прошло под руководством вице-губернатора по строительству Георгия Богачева. Вокруг овального стола расселись председатель комитета по дорожному хозяйству Михаил Козьминых, его заместитель Алексей Волков, замдиректора ЗАО "Нева-Дорсервис" Иван Винокуров, зампрокурора области Константин Никитин, и.о. начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства Сергей Петриченко и руководитель "ДИЦ «Северо-Запад»" Михаил Хренов. Также присутствовали "подрядчики-дорожники": гендиректор "Нордстройтранс" Филипп Купоров, гендиректор "Дивного Града" Вадим Багишев и гендиректор "АБЗ № 1" Леонид Гиндин.

Открывая совещание, Георгий Богачев отметил, что за последний год неуклонно растет объем ремонтируемых региональных дорог Ленинградской области. В 2014 году общая сумма средств, направленных на текущий ремонт дорог, не считая содержания и прочего, составила около четырех миллиардов рублей. В этом году после ремонта Ленобласть собирается ввести около 400 километров дорог. Что, конечно, недостаточно при норме в 800 километров в год, отметил Богачев, но больше и лучше, чем в предыдущие годы.

- Мы обнаружили целую серию журналистских публикаций о том, как прокуратура проверяет качество построенных дорог. Только на одном из интернет-СМИ за полтора месяца вышло девять материалов на эту тему. Эти дороги строятся за бюджетные деньги, принимаются комитетом по дорожному хозяйству, он же их контролирует. Комитет несет ответственность за правильность, законность и полноту освоения бюджетных средств. Поэтому губернатор поручил мне собрать здесь практически всех героев этих публикаций, - перешел к сути дела Богачев.

Предоставляя слово прокурорам, вице-губернатор подчеркнул, что конфликта между прокуратурой и Ленобластью нет, несмотря на то, что об этом пишут журналисты.

И.о. начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства Сергей Петриченко начал свое выступление с рассказа о том, что с 2011 года в прокуратуру Ленобласти постоянно в большом объеме поступают обращения жителей региона и тех, кто проезжает по ее дорогам, о плохом качестве полотна.

- Некий гражданин, не буду называть его, чтобы не будоражить журналистов, постоянно обращался в прокуратуру о нарушении законодательства в одном дорожно-ремонтном строительном управлении (ДРСУ), в другом ДРСУ в течение прошлого года. Мы проводили проверки о расходовании бюджетных средств. В апреле 2014 года в адрес губернатора было внесено представление за подписью прокурора области о следственной работе касательно комитета по дорожному хозяйству. Из-за этого ушел бывший председатель комитета. Прокурор области поставил задачу совершить контрольные проверки, утвердил план, мы составили график, по которому и работали, - начал свой пролог Петриченко.

Он пояснил, что трудно найти организацию для экспертной оценки качества выполненной работы, которая бы откликнулась на зов прокуратуры, даже государственную.

- Потому что понятно, что за проверкой прокуратуры последует мера прокурорского реагирования, в частности направление материалов проверки в порядке 37 статьи уголовно-процессуального кодекса, принятие решения о возбуждении уголовного дела, а значит допрос в качестве экспертов, судебные заседания, - рассказал Петриченко.

В итоге прокуратура заключила контакт с "ДИЦ "Северо-Запад", которая получила необходимую аккредитацию в соответствии с 31 статьей закона о "Техническом регулировании".

Прокуратура провела 21 проверку, по результатам которых на момент 29 октября подготовила и направила 21 материал в следственные органы. На 29 октября возбуждено 14 уголовных дел. По данным прокуратуры, общий ущерб хищений во время строительства дорог составил порядка 72 420 000 рублей.

- Много это или мало? Все в нашем мире относительно. Для кого-то это большая, для кого-то маленькая сумма. Но для бюджета эта сумма огромна, - риторически рассуждал Петриченко.

"ДИЦ "Северо-Запад" взял пробы из дорог и подготовил экспертные заключения объемом от 80 до 100 листов. После этого сотрудники управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ленобласти опросили должностных лиц подрядных организаций и представителей комитета по дорожному хозяйству. После чего материал направили на согласование в управление прокуратуры области. В настоящее время, сказал Петриченко, на согласовании находится один материал и один материал по региональным дорогам ждет своей очереди.

Петриченко пояснил, что на проверки выезжают и представители комитета по дорожному хозяйству. За прокуратурой на проверке следует лаборатория комитета. Из-за этого количество проб делится пополам, половину берет одна лаборатория, половину - другая. Председатель комитета по дорожному хозяйству всегда в курсе, куда едут прокуроры.

Одним из поводов для этого совещания стали публикации на сайте прокуратуры, в которых говорилось, что выявлен факт хищения определенной суммы. Вице-губернатор Богачев никак не мог взять в толк, откуда у прокуратуры такая уверенность: ведь подрядчики, чью вину может признать только суд, боятся за свою репутацию.

- Никто не хочет очернить подрядчиков. Эти цифры - конкретный факт, который будет иметь свое продолжение, - ответил Богачеву Петриченко.

- Иногда объем контракта достигает 50 миллионов рублей, а ущерб, согласно вашей проверке - 40 миллионов. Дороги практически нет, получается. Как вы выходите на эти цифры? - обратился Богачев к руководителю "ДИЦ "Северо-Запа" Михаилу Хренову.

Тот объяснил, что методики описаны в экспертных заключениях. Тогда Богачев спросил Хренова: "Правда ли, что "ДИЦ "Северо-Запад" оказывает услуги ,связанные с инструментальным контролем, некоторым подрядчикам. Ерзая на стуле и постукивая ногой по паркетному полу, Хренов ответил, что это правда.

- Получается, Сергей Николаевич, ДИЦ проверяет тех, кому оказывает свои услуги? - обратился с вопросом к Петриченко Богачев.

Петриченко ответил вице-губернатору, что до настоящего времени сведений о том, что "ДИЦ "Северо-Запад" участвовал ранее в качестве дорожно-инструментального контроля по тем дорогам, которые проверила прокуратора, нет.

Подозрительный эксперт

Понимая, что разговор перешел к вопросу о недоверии экспертной организации, заместитель прокурора области Константин Никитин взял слово. Он сказал, что эксперты должны получить аккредитацию в Федеральной службе по аккредитации. Тут же к беседе подключился председатель комитета по дорожному хозяйству Михаил Козьминых.

- Да, есть смущения касательно экспертной организации. Есть же госорганы, которые обладают таким же потенциалом, как и коммерческие структуры: Городское управление народного хозяйства, "Севзапуправтодор", "Кольцевая автомобильная дорога". Есть федеральные органы власти… - сказал Козьминых.

Заместитель Козьминых Алексей Волков сообщил собравшимся, что в 2013-2014 годах Ленобласть отремонтировала порядка 800 километров дорог, но в данном случае возникла парадоксальная ситуация. Когда комитет как заказчик готовил техническое задание, он стоял перед выбором. Чиновники могли прописать в техническом задании СНиП 3.06.03-85, известный всем дорожникам, или ВСН 19-89. Согласно СНиП, подрядчик может укладывать на сантиметр меньше асфальта-бетона, в 10% случаев даже до двух сантиметров меньше, а по ВСН предельные отклонения уменьшены в два раза. Комитет выбрал ВСН.

Пробы прокуратуры показывают, пояснил Волков, что подрядчики работали по СНиП. Речь идет, таким образом, о полсантиметре, который не уложил подрядчик.

- Во время прокурорских проверок наши представители подтвердили, что в локальных местах есть нарушения. В 2013 году мы заключили контракт на экспертизы с ЗАО "Нева-Дорсервис". Помимо того, что подрядчик предоставляет нам исполнительную документацию, свои пробы, мы еще 20% от этих испытаний проверяем с комитетом и 20% проверяет нанятый технический надзор, - пояснил Волков.

В Киришском районе на пяти километрах дороги комитет сделал 20 проб через каждые двести метров дорог. Пробы показали, что работа качественная. Но прокуратура наделала гораздо больше проб-дырок в дороге, утверждая, что дорога никуда не годится.

Кто же заделывает дырки от проб, удивился вице-губернатор Богачев. Волков объяснил, что дырки заделывает либо комитет, либо просит заделать их дорожное ремонтно-строительное управление того района, в котором находится дорога.

- Сергей Николаевич, мог бы ДИЦ заделывать дырки? - обратился к представителю прокуратуры Петриченко Богачев.

- Если кто-то берет на экспертизу объект, то он его целостности не гарантирует, - заявил Петриченко, вызвав хохот у собравшихся.

- Нельзя ли, Михаил Михайлович, отбирать пробы и тут же заделывать дорогу? - отсмеявшись, спросил Богачев у руководителя "ДИЦ "Северо-Запад" Михаила Хренова.

- Методик таких нет, чтобы отбирали пробы и заделывали дороги. Я не выпускаю асфальто-бетонные смеси, - сухо ответил Хренов.

Подрядились на свою голову

Тогда речь повели подрядчики. Первым выступил гендиректор "АБЗ № 1" Леонид Гиндин. Он рассказал, что давал объяснения прокуратуре еще на прошлой неделе. Особенности укладки дороги не позволяют сделать ее совершенно ровной, обязательно слой асфальто-бетона ляжет где-то толще, где-то тоньше.

- В Киришском районе мы сами взяли пробы, там где прошла прокурорская проверка. Действительно, в радиусе нескольких метров от проб выявляются более толстые слои. Это подтверждает, что дорога имеет неровности. Нам пришлось изрешетить еще раз нашу дорожку, взяли около 120 проб. Уже больше 200 даже, - посетовал Гиндин.

- Дорожка-то на балансе у кого состоит? - сурово спросил Петриченко.

- У "Ленавтодора", - тут же сник Гиндин, поняв, что загнал себя в ловушку.

- А у вас есть разрешение, чтобы дырявить чужую одежду, например? Вот это и есть ущерб, который вы причинили, - с чувством собственного превосходства заявил прокурор.

Гиндин произнес нечто, что мол гарантийный срок не вышел, и его компания возместит все убытки, а пока он попросил бы лишь не заявлять о странных суммах хищений на сайте прокуратуры.

- А я еще больше похитил, видимо, чем Леонид Александрович, - молвил следующий подрядчик, гендиректор "Дивного Града" Вадим Багишев. - Из 30 миллионов, по версии прокуратуры, - 27 миллионов ущерба. Дорогу украл всю, оставил там только знаки. Я буду проверять эту информацию. Пожелание только одно: кроме как к цифрам ущерба, я не имею доступа больше ни к одному документу проверки. Я не знаю ни методики подсчета, ни результатов этой проверки, кроме цифр. Бывает, что одна из проб показывает недостаточную толщину. Бывает, что по замечанию контролирующих органов мы перекладываем дорожное покрытие. Но тут же какой случай? На менее чем 100 метрах - семь проб. А СНиП говорит, что одна проба на тысячу квадратных метров берется.

- Михаил Михайлович не будет спорить? - взглянул поверх очков на Хренова Багишев.

- Будет, - спокойно ответил руководитель "ДИЦ "Северо-Запад". - Что вы понимаете под пробой? Что такое приемка выполненных работ? И что такое контроль качества? Это разные вещи. По ВСНР на семь тысяч квадратных метров - три пробы, но там не указано, через 100 метро, через полсотни метров. Тут я волен, извините, где хочу взять, - сказал Хренов.

- Дорога во Всеволожском районе, - на правах ведущего дискуссии вмешался вице-губернатор Богачев. - Сколько она квадратных метров? Сколько взято проб, и что с ней дальше будет?

- Эту дорогу ремонтировала наша организация, - раздался голос с края стола гендиректора "Нордстройтранс" Филиппа Купорова. - Протяженность ее семь километров. Площадь - 73 тысячи квадратных метров. На 29 октября взяли на ней более 140 проб только лабораторией ДИЦ за четыре дня, а согласно СНиП - 31 пробу нужно, - глядя с неприязнью на прокуроров и руководителя ДИЦ, сказал Купоров.

- Пункт 14.3 ВСН 19-89. При несоответствии толщин с каждой тысячи квадратных метров отбираются три пробы. 210 с копейками получается, - отрапортовал Хренов.

- Более 130 проб умышленно отбиралась в колее, - не уступал Купоров.

- Не в колее, - назидательно ответил Хренов, - а по поперечнику брались три пробы - в колее, в другой колее и по оси. Там интересная картина вылазит. Это тема отдельного обсуждения. Колеи там получается и нет - есть вогнутая линза. С этим вопросом еще разбираться, - сказал Хренов.

Одна аккредитация, один эксперт

Тогда козырь выкинул руководитель комитета по дорожному хозяйству Михаил Козьминых. Он припомнил Хренову, что тот являлся руководителем компании "АДК-Резерв", которая оказалась в числе тех, кто не смог выполнить свои гарантийные обязательства. Насколько корректно Хренову заниматься проверкой качества дорог, вопрошал Козьминых. Руководитель "ДИЦ "Севро-Запад" ушел от ответа.

Заступаясь за Хренова, прокурор Петриченко вновь напомнил, что лишь компания Хренова имеет аккредитацию по Северо-Западному федеральному округу, что и сказано в письме руководителя "Росаккредитации" по СЗФО Веры Гришиной на имя прокуратуры.

- Об этом я вас, Михаил Юрьевич (Козьминых - прим. ЗАКС.Ру), ставил в известность еще в апреле месяце, чтобы лаборатория комитета подала документы на аккредитацию, - сказал Петриченко.

- Аккредитация длится полгода, - отвечал Козьминых. - Федеральная антимонопольная служба рассмотрела жалобу ДИЦ в рамках технического надзора по "Гатчине-2", где не является основанием изменение корпусной документации для выбора технического надзора в рамках аккредитованной или не аккредитованной организации, потому что она одна всего. По идее, надо остановить все, что происходит сейчас на Северо-Западе, потому что ни у кого, кроме одной организации, нет аккредитации. Мы получили разъяснения Росавтодора о том, что не нужно аккредитовывать государственные органы, осуществляющие приемку этих работ, - сказал Козьминых.

Подводя итог совещания, вице-губернатор Богачев сказал, что у него и комитета по дорожному хозяйству остаются вопросы к "ДИЦ "Северо-Запад".

- Как нам кажется, те выводы, которые делает организация и ее методы, они несколько тенденциозны,- сказал Богачев.

Вице-губернатор полагает, что эксперт, берущий пробу, и должен затем заделывать дырки в дороге, но это все еще не решенный вопрос. Главное, до сих пор не ясно, как "ДИЦ "Северо-Запад" проводила свои проверки, изрешетив дорожное полотно вдоль и попрек.

- Мы договорились, что подготовим письмо от имени губернатора на имя прокурора Ленобласти с просьбой предоставить нам для ознакомления экспертные заключения "ДИЦ "Северо-Запад", - заключил Богачев.

Сергей Кагермазов

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама