ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 24 марта 2010, 17:51

Гастарбайтеры ответили на семинары Смольного дискуссией об условиях труда

Представители диаспор и профсоюзов обсудили в пресс-клубе "Зеленая лампа" положение гастарбайтеров в России и Петербурге в частности. Недавно семинары на эту тему прошли в Смольном, и там чиновники делали упор на криминале и болезнях, исходящих от мигрантов. Сами мигранты в ответ жалуются на национализм и тяжелые условия труда, и как выяснилось, в основном не знакомы со своими правами и не обращаются за помощью даже в собственные диаспоры.

Слово "гастарбайтер" стало таким же знаком эпохи, как "рейдерство" или "откат". С начала года в Смольном прошло несколько семинаров, где чиновники обсуждали проблему со своей стороны, то есть призывали к поиску и выдворению гастарбайтеров, которых считают рассадником болезней и криминала. Одновременно, признают чиновники, гастарбайтеры — самые бесправные люди в городе.

Дискуссию "Условия труда гастарбайтеров и их адаптация" организовала коалиция "Ксенофобии.NET", куда входят более двадцати общественных, политических и правозащитных организаций. По словам организаторов, на встречу были приглашены представители Комитета по молодежной политике — те отказались, а также Комитета по труду — эти вовсе не дали никакого ответа.

"В последнее время в российском обществе все проблемы любят сваливать на гастарбайтеров: от них, мол, и рост преступности, и безработица, — открыл дискуссию Евгений Коновалов из Российского социал-демократического союза молодежи (РСДСМ). — Между тем, только по официальным данным, труд рабочих-мигрантов приносит 10% ВВП нашей страны. При этом в России не существует программы адаптации рабочих-мигрантов, отсюда и проблема неприязни к ним: люди воспринимают приезжих как чужих".

"Да, многие молодые люди приезжают, плохо зная язык, встречают неприязненное отношение и от этого самоизолируются" — подтвердил руководитель Молодежной общины студентов Таджикистана Фарух Сатторов. По словам Сатторова, 75–80% гастарбайтеров в Петербурге и Ленобласти — таджики, и 70% из них — нелегалы. Условия их труда ужасны, особенно в частных компаниях, где контроль государства минимальный. Люди работают по 15 часов в сутки, не соблюдается техника безопасности, и люди не имеют возможности потребовать от работодателя элементарной страховки. И все это за зарплату в 6–8 тысяч рублей, притом что только билет в один конец стоит 12 тысяч рублей и из этих денег нужно платить еще откаты и взятки милиционерам. Чтобы окупить "командировку", им приходится жить по 15 человек в одной комнате.

Как рассказал Фарух Сатторов, не существует никаких центров распределения гастарбайтеров, ни легальных, ни нелегальных: вновь приехавшие просто идут к своим знакомым и нанимаются на первую попавшуюся работу. "Это особенно печально, потому что у многих людей есть специализация, — сетует он. — Среди старшего поколения мигрантов большое число интеллигенции: врачей, учителей, лишившихся работы дома". Он, однако, привел и пример того, что в Московскую область из Таджикистана, например, едут работать по специальности врачи, так как своих не хватает. Им даже предоставляют жилье.

Об отношении профсоюзов к гастарбайтерам рассказал представитель профсоюза среднего и малого бизнеса "Единение" Николай Простов: "Мы полностью приветствуем легальных мигрантов, в то же время нелегальных как бы "не существует", и защитить их права в принципе невозможно", — заявил Простов. По мнению Простова, надо активнее вовлекать гастарбайтеров в деятельность профсоюзов, чтобы их не воспринимали как "нашествие, съедающее рабочие места коренного населения". А сейчас, говорит профсоюзный деятель, мигрантов используют как рабов, потому что это выгодно и работодателю, и милиции — он будет работать на пяти участках за одну зарплату, да еще платить откат. А государству это выгодно потому, что во всех бедах можно обвинить выходцев с Кавказа или из Средней Азии.

По словам представителя Содружества молодежи Дагестана Гамида Гасанова, в плане трудоустройства дагестанцы часто не знают своих прав. Многие приезжают наобум, не знают, куда податься, поэтому обращаются, например, в полуподпольные конторы за регистрацией. Взятка милиционеру на улице, как утверждает Гамид, сейчас составляет 500 рублей; в случае, если приходится откупаться от возбуждения уголовного дела (как реального, так и сфабрикованного), мзда достигает десятков тысяч долларов.


Мигранты жалуются на проявления национализма: Только с начала 2010 года, по словам Сатторова, в Петербурге было уже больше ста только зарегистрированных нападений нацистов на таджиков-мигрантов, а со всей России с начала года в Таджикистан отправили не меньше сотни гробов.

"Языкового барьера у нас нет — мы все русскоязычные, — пояснил Гасанов. — Но проблема в нехватке информации. Приезжие часто не знают местных правил поведения, а петербуржцы не понимают поведения наших людей. Надо повышать информированность друг о друге: незнание порождает страх, а страх — агрессию. Поверхностный взгляд всегда негативный". "Люди черпают информацию там, где ее проще найти, то есть в националистических газетах, — утверждает пресс-секретарь содружества Анжела Амилаева. — Местные жители часто неправильно воспринимают поведение наших соотечественников: например, танцы на улице — лезгинка. Это всегда громко, ярко и с непривычки может испугать. Но бояться тут на самом деле нечего — это просто проявление широты чувств, хорошего настроения". Кавказцы же, которые в России "распускаются" и начинают приставать к женщинам, по ее словам - обыкновенные некультурные гопники, которые практически ничем не отличаются от таких же русских гопников.

По словам Фаруха Сатторова, в Таджикистане уже начинается ответная националистическая реакция, особенно среди молодежи. "Многие начинают задумываться, а нужен ли нам русский язык в качестве языка межнационального общения? Русских, которые работают в Таджикистане, тоже стали называть гастарбайтерами" - говорит он.


Примечательно, что сталкиваясь с проблемами, мигранты практически не обращаются за помощью в официальные структуры. Фарух Сатторов подтвердил, что ни разу не слышал об обращении мигрантов в профсоюзы. По словам руководителя общины, за помощью к землякам, в диаспору, трудовые мигранты обращаются со своими проблемами, только когда у них появляются проблемы: это либо нападения неонацистов, либо невыплата зарплат, либо сфабрикованные против них уголовные дела. "Мы пытаемся помочь, но даже в случае с легальными мигрантами мало побед, а уж с нелегальными — совсем плохо", — рассказывает Сатторов.

Дагестанцы, как и таджики, приходят за помощью в диаспору, только если возникают проблемы. "Однако если эти проблемы связаны с криминалом, то мы не помогаем", — отмечает Гамид Гасанов. по словам Гасанова и Сатторова, ни дагестанская, ни таджикская диаспоры практически не имеют связей и с правозащитниками, потому и не обращаются к ним. А Николай Простов отметил, что не слышал о судебных исках от гастарбайтеров.


На дискуссию пришли и представители ультраправых, которые выступили со своей точкой зрения. Молодой человек, представившийся Димой, заявил: "Надо сокращать квоты мигрантам, у нас самих армия безработных, взять хоть то же Пикалево. А всех нелегалов высылать! Прекратить геноцид местного населения!" Не представившийся пожилой мужчина поведал теорию о том, как агрессивная мусульманская цивилизация предприняла наступление на мирную христианскую, у которой остался последний шанс защитить себя.

"Выслать мигрантов денег не хватит, — не согласился с ними руководитель Дома национальных культур Михаил Ляхов. — Кроме того, если сейчас гастарбайтеров не станет, российская экономика рухнет. Нужно организовать общественный совет по взаимопомощи, тем более в ситуации, когда милиция ведет себя преступно по отношению к приехавшим, вымогая взятки". "Должна быть государственная программа адаптации, тогда все проблемы с гастарбайтерами можно будет решить", — согласилась с ним Елена Виленская из Дома мира и ненасилия.

Были на встрече и представители движения "Антифа". "Мероприятие полезное, и ультраправые проявили себя на нем очень характерно со своей вечной теорией заговора, — рассказал один из активистов. — Конструктивно стоял вопрос о легализации нелегалов: они выгодны, пока нелегальны, а если их легализовать, они станут не нужны ни бизнесу, ни государству. Это такая глобальная коррупция. А ксенофобская пропаганда некоторых СМИ прикрывает эту — основную — проблему. И, к сожалению, российская юстиция не в силах реально ее решить".

Анджей Беловранин

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости27 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама