ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 26 мая 2011, 17:42

Научный погром в Технологическом институте

Происходящее сейчас в петербургском Технологическом институте ярко характеризует плачевное положение дел в российской науке. В апреле разбухший аппарат руководства вуза решил разместить новые помещения деканата в лабораториях, потребовав от ученых освободить их в кратчайшие сроки. На данный момент эти комнаты выглядят как после погрома: двери настежь, уникальные приборы брошены, опасные для здоровья химикаты оставлены на произвол судьбы…

Разруха в менделеевских лабораториях

Две кафедры уже лишились крыши над головой, причем кафедра химии и технологии каучука и резины вообще оказалась выброшена на улицу — никакого нового помещения взамен отобранной лаборатории руководство вуза не предоставило. Кафедра органической химии также была поставлена перед фактом — комнату №10, где размещалась лаборатория, пришлось освободить в сжатые сроки. За хранившиеся здесь опасные реагенты, которые спешно транспортировали ученые, они беспокоятся до сих пор.

Брошенные аудитории и лаборатории напоминают поле битвы: груды мусора, сломанные и поваленные шкафы, разломанное дорогостоящее оборудование, остатки которого еще пытаются спасти от окончательного уничтожения отчаявшиеся люди в белых халатах.

О многом говорит тот факт, что разгромленные лаборатории сотрудники между собой называют «Припятью». Они шутят, но это смех сквозь слезы. Реплики лаборантов, которые перетаскивают непонятно куда (ведь новое помещение не дали) ценнейший спектрофотометр, тоже больше похожи на сводки с фронтов. Причем эти фронты сдаются один за другим: студенческий практикум кафедры технологии неорганических веществ ликвидирован… кафедра каучука и резины сдана… комнаты №39 и №40 оставлены…

«Особенно обидно, что такой бардак творится в историческом здании, — говорит Денис, один из разбирающих завалы научных сотрудников. — Наш корпус построен в 1907 году, здешние учебные лаборатории создавались еще по собственному проекту великого Менделеева, который, правда, чуть-чуть не дожил до их запуска. Тут же хранится уникальная коллекция материалов Фридриха Бейльштейна. Здание было специально предусмотрено для работы с опасными реагентами — эти лаборатории пережили революцию, блокаду, перестройку. И вот теперь нас выгоняют на улицу».

Работники Технологического института перечисляют приборы, которые до сих пор верой и правдой служили им в этих стенах. Многие из них стоят серьезных денег — например, тигли спектрофотометров делают из чистой платины. Некоторые из таких приборов вообще больше не производят — они были выпущены еще в ГДР. Но при существенном сокращении площадей кафедры технологии неорганических веществ и фактической ликвидации кафедры каучука и резины контроль над сохранностью оборудования сильно ослабляется. Поэтому не факт, что возможные хищения аппаратуры удастся предотвратить.

Кому выгодно?

У многих сотрудников института складывается впечатление, что руководство вуза намеренно объявило о выселении кафедр в последний момент, чтобы времени на защиту у ученых уже не оставалось. Они демонстрируют приказ ректора Лисицына, предписывающий освободить кабинеты и лабораторные залы до 10 мая. Бумага подписана 6 мая, но ответственные работники получили ее только 10-го. В итоге времени на переезд и перевозку опасных веществ и ценного оборудования не оставалось вообще. Нового места для ряда приборов на других кафедрах не нашлось.

Поскольку никаких объяснений этой внезапности ректорат не дает, химикам остается только догадываться об истинных причинах спешки. Почти все они считают, что руководство вуза не остановится на нескольких уже разгромленных лабораториях и продолжит процесс постепенного освобождения помещений от ученых. Некоторые намекают, что размещение в теперь уже бывших лабораториях кабинетов администрации и конференц-залов — лишь прикрытие.

В конечном же итоге спорные корпуса могут отойти близкой к нынешнему ректору компании «Киришинефтеоргсинтез», о которой он во всех интервью отзывается с трогательной, прямо-таки отеческой теплотой. Забота о компании в текущем 2011 году дошла до того, что ее технический директор Залищевский стал председателем сразу несколько государственных аттестационных комиссий (ГАК) в вузе. А одно из подразделений в компании, как говорят, возглавляет сам Лисицын — видимо, по принципу своеобразного бартера «ну как не порадеть родному человечку». Очевидно, любезная сердцу нового ректора компания в перспективе не откажется от неплохого офиса в самом центре города. Какой уж тут Менделеев…

Мы связались с ректором Николаем Лисицыным и попросили объяснить, почему его подопечные вынуждены теперь съезжать из лабораторий, где до этого работали целые поколения лучших химиков страны.

«Руководство вуза сейчас проводит реструктуризацию, одобренную Ученым советом института, — заявил Лисицын. — Это не было только мое решение, за него проголосовало большинство. Да, теперь у нас будет не 8 факультетов, как раньше, а только 6. А в лабораториях мы проводим запланированный ремонт. Никакой приватизации здесь не будет, здание вуза является федеральной собственностью, принадлежащей государству. И вообще, знаете ли вы, что недавно в тех помещениях нашли пролитую ртуть»?

Как ликвидация паров пролитой ртути связана с якобы простым перепрофилированием помещений, ректор не сообщил. Однако наши источники сообщают, что за последнее время несколько отремонтированных аудиторий в вузе действительно появились. Вернутся ли выгнанные из своих лабораторий ученые в те же помещения, остается неясным. Сами они в этом очень сомневаются, хотя Лисицын заверил, что никаких сокращений штата в отношении работавших здесь сотрудников не планируется.

Минус ученым — плюс наркодилерам

К сожалению, подобная ситуация — уже не первая в Петербурге за последнее время. Летом вынуждены будут уехать из центра города ученые Государственного института прикладной химии. Вместо здания на проспекте Добролюбова им выделили помещения на железнодорожной станции Капитолово, абсолютно не приспособленные для опытов. Увы, их институт оказался расположен на слишком лакомом куске земли — прямо рядом с «открыточными» видами Эрмитажа и стрелки Васильевского острова. Повторения подобного опасаются и работники «Техноложки».

«С одной стороны, я понимаю неизбежность такого подхода, — сокрушается один из старожилов вуза, попросивший не называть его фамилии. — В советские времена в нашей лаборатории работало 100 человек, сейчас осталось 9. Понятное дело, на стипендию теперь прожить невозможно, и многие студенты вынуждены работать, они не сидят в лаборатории круглые сутки, как раньше. Тем не менее, до сих пор здесь ежедневно велась важная работа. А теперь... Вот завтра приедут наши заказчики — отбирать образцы сырья, — а демонстрировать его негде. Лаборатории больше нет».

Неудивительно, что многие сотрудники боятся называть свое имя — случаи увольнения профессоров за критику ректората были совсем недавно. В марте была уволена профессор Юлия Поконова, пытавшаяся активно противостоять происходящему в вузе, теперь она судится с руководством Технологического института. В итоге недовольство начальством здесь зреет, но пока не проявляется открыто. К тому же с недавних пор ректорат успешно реализует принцип «Разделяй и властвуй»: некоторым лабораториям дали новые помещения за счет других кафедр.

Наконец, еще одной стороной проблемы может стать потеря контроля за расходованием опасных веществ. Какие-то из них могут быть похищены злоумышленниками для изготовления взрывчатки, а, например, хранящаяся в вузе в больших количествах соляная и серная кислота является составляющей целого ряда тяжелых наркотиков: метадона, чайна-уайта, и так далее, вплоть до героина и первентина («винта»). Но о таких «мелочах», как возможное хищение этих веществ «под шумок» переезда, руководство вуза, похоже, даже не думает.

Отечественная наука все последние годы, мягко говоря, переживает не лучшие времена. Еще в начале 1990-х массовые сокращения часто объяснялись тем, что уж оставшимся-то сотрудникам существенно поднимут зарплату. Но этого так и не произошло. А в современном Петербурге, как мы видим, в порядке вещей выселение отдельной кафедры или целого НИИ из дома, где до этого десятилетиями работали многие поколения выдающихся ученых. Так что наиболее пессимистичные сотрудники «Техноложки» уже давно мысленно пакуют чемоданы. И едва ли на их место придут новые.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости27 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама