ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Яндекс.Дзен ЗакС.Ру в Дзене
Мариинский дворец. Ретроспектива : Эклектика (XIX век, 1830 - 1890гг.)

Эклектика - направление в архитектуре 1830-1890-х гг., противопоставившее строгой нормативности и единообразию композиционных решений позднего классицизма разнообразие, широкую свободу выбора стилевых прототипов. Иными словами, сущность эклектики составляет механическое соединение различных стилей либо использование стилевых форм одной эпохи в качестве формального языка другой, более поздней эпохи. Поскольку формальные элементы заимствуются из исторических стилей, наряду с понятием "эклектика" существует и термин "историзм".

В какой-то мере эклектика всегда существовала как неизбежное следствие диалога различных культур, однако основополагающим принципом искусства стала именно в XIX веке. Всему виной романтизм, с его философией "свободного перемещения в историческом времени" и отказом от строгих канонов в искусстве. Модным и актуальным стало все, что было комфортным и красивым в интерьерах прошлых стилей. Многие критики искусства обвиняли эклектику в чрезмерной перегруженности и плохом вкусе, отсутствии индивидуальности. И все же у нее были свои отличительные черты: пластичные формы, обилие текстиля, мягкость и удобство мебели, множество декоративных элементов, которыми могли быть вещицы с разных концов света, напоминающие о культурах Востока, Средиземноморских стран и т.д.

Начиная с середины XIX века капитализм стремительно развивается. Налаживается массовое производство товаров, развитие техники и экономики вносит радикальные изменения в общественную структуру и социально-бытовые условия жизни людей. Осваиваются новые материалы и технические приемы; новые потребности могли бы вызвать к жизни и новые формы, однако неспособность эпохи к самостоятельному художественному формообразованию вынуждала ограничиваться обновлением старых стилей.

Во второй половине XIX века наблюдаемое повсюду стремление создать непременно "новое" лишь мешало органическому поступательному развитию искусства. Стремительно развивающаяся индустриальная техника несла гибель миру уникальных художественных форм старых благородных ремесел.

Главной особенностью эклектики было то, что она оперировала исключительно средствами оформительского, прикладного характера; это был лишенный жизни мир рассчитанных на внешний эффект рисованных форм. К тому же мастера, работавшие в эклектической манере, самонадеянно полагали, что они могли "рисовать" более красивые и полноценные готические, ренессансные или барочные формы, чем те, что были сотворены в свое время оригинальными стилями. Они считали, что путем основательного, скрупулезного изучения и сбора "формальных элементов" можно создать "чистый стиль", а то и некий "сверхстиль".


Первым примером использования в период эклектики необычного для Петербурга камня стал дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной, 26 (1867 - 1872 гг.). Сейчас это Дом ученых. Тамбур подъезда, обращенного в сторону Невы, облицован песчаником из Германии. В городе есть множество и других примеров применения песчаника из Германии и Польши.

Песчаники с берегов Рейна и других мест теперешней Германии, с территории нынешней Польши, бывшей Австро-Венгрии были скульптурным, декоративным, строительным камнем в Средней Европе, испытанным временем. Примеры идут из средних веков и проходят через столетия в наше время. Там это рядовой материал, у нас - дорогая экзотика.

В Петербурге замечательным примером резьбы по песчанику является фасад бывшего Музея училища технического рисования барона Штиглица (теперь это Высшая промышленно-художественная академия им. В. Мухиной) на Соляном пер.

Назовем еще один камень - мраморовидный доломитовый известняк из Эстонии в резных украшениях оконных проёмов, башенок и башен Спаса-на-Крови .

Но несомненно наиболее ярким примером проявления стиля эклектики мы можем считать Мариинский дворец, творение молодого зодчего А.И.Штакеншнейдера.








О редакции Реклама