Переезд Центрального военно-морского музея из здания Биржи на Стрелке Васильевского острова в бывшие Крюковы казармы возле Новой Голландии подходит к финалу. Как рассказал Андрей Лялин, директор музея, сейчас все 730 экспонатов переехали в новые помещения. Но их распаковка, распределение по залам и хранилищам займет еще не меньше года. Хотя один зал — самый большой двухуровневый зал площадью 1500 квадратных метров, посвященный истории русского флота, — планируется открыть уже в этом году, к главному морскому празднику России. Остальные 18 залов подготовят к 2014 году.
Кроме залов, посетители смогут пройти по фондохранилищу — оно будет работать в открытом режиме. Отдельный зал музей выделит под уникальную коллекцию моделей Петра Первого, которая в старом здании хранилась в запасниках. Под современную историю флота будет выделено пять залов.
К сожалению, как любой переезд, перебазирование Центрального военно-морского музея не обошлось без потерь. Пострадали несколько ценных экспонатов — носовая скульптура корвета "Витязь", выполненная из гипса Петром Клодтом, 45-миллиметровая пушка из Шлиссельбурга. Самолет "И-16" летчика Сафонова, который без утрат был перевезен в новое здание и там заново собран, рухнул с потолка на пол во время его подвески. Видимых повреждений самолет не получил, но реставрация ему требуется. Сейчас, по словам Натальи Шишковой, главного хранителя музея, пушка и носовая скульптура уже восстановлены, а реставрация самолета продолжится еще месяца четыре. Расходы на нее покроет компания-подрядчик.
Дальнейшая судьба самого многострадального филиала музея — крейсера "Аврора" — сейчас пока обсуждается. На днях Сергей Шойгу заявил, что министерство готово изменить статус исторического корабля и сделать его базовым учебным судном для будущих моряков. То есть Минобороны не прочь пустить "Аврору" в плавание. Такие грандиозные планы министра вызвали скептические улыбки музейных специалистов: по закону о музейном фонде его экспонаты не могут быть изъяты и переданы другим ведомствам, а "Аврора" — музейный экспонат. Как пояснила Наталья Шишкова, даже если Минобороны получит крейсер во временное хранение, эксплуатация музейного объекта вызывает массу трудноразрешимых вопросов — начиная с технического состояния судна и заканчивая музейными предметами, которые находятся на борту. "Мы должны будем каждый раз перед отправлением "Авроры" в плавание перевозить все экспонаты в хранилища, а потом снова загружать их на борт, заново восстанавливая экспозицию, — пояснила главный хранитель. — Сколько проживут эти предметы при такой эксплуатации?"
Андрей Лялин пояснил, что крейсер требует серьезного ремонта: у него устаревшая система противопожарной безопасности, в плохом состоянии электросети, корпус, вся жизнедеятельность судна зависит от береговых служб. "Сейчас создана рабочая группа, которая обсуждает предложение министра обороны, о плавании говорить очень рано", — считает господин Лялин.
Наталья Шкуренок