Александр Редько: Если город захочет навести порядок в фармацевтике, он его наведет
На заседании правительства Петербурга 2 марта было принято решение о создании на базе городских аптек четырех государственных унитарных предприятий. Напомним, что в свое время вопрос горячо обсуждался в стенах Законодательного собрания, в частности осенью 2003 года прошли депутатские слушания, на которых директора аптек выразили свое несогласие со стремлением Смольного организовать на их базе ГУПы. По мнению аптекарей и ряда депутатов ЗакСа, такое преобразование приведет к последующей приватизации аптек, что в свою очередь повлечет за собой повышение цен на лекарства, исчезновение рецептурных отделов и т. п.
Корреспондент ЗАКС.Ру попросил председателя парламентской комиссии по здравоохранению, депутата Законодательного собрания Александра Редько поделиться своей точкой зрения по данному вопросу.
- Александр Алексеевич, как бы Вы прокомментировали решение правительства города об образовании на базе государственных аптек ГУПов?
- Я считаю, что на данный момент объединение аптек в ГУПы дело неправильное. По мнению губернатора Валентины Матвиенко, единственная причина такого объединения неэффективное руководство и управление аптеками. Но ведь для улучшения руководства достаточно просто подобрать грамотного руководителя, а если таковых нет, то зачем тогда создавать ГУПы? Если же руководители есть, то следует ввести государственное управление в аптеках и наладить систему логистики с помощью административного ресурса. Тогда все аптеки будут работать во взаимосвязи, а вопросы, скажем, поставок, или складирования будут решаться на административном уровне. Однако следует заметить, что для того, чтобы такая система работала, следует решить ряд проблем. Во-первых, запретить открытие частных аптек рядом с государственными, так как частники демпингуют цены на лекарства. Во-вторых, разобраться с лицензированием, которое находится у нас в частных руках, и поэтому при лицензировании в первую очередь возникают проблемы у государственных аптек. В-третьих, следует решить вопросы арендной платы, так как госаптеки, имеющие рецептурные отделы, которые, кстати, убыточны, имеют, соответственно, и большую площадь, за которую приходится платить. Кроме всего этого, государственным аптекам на административном уровне создаются дополнительные кистени например, проплаты за распространение льготных лекарств не покрывают затрат на такое распространение.
- Как можно решить эти проблемы?
- На мой взгляд, следует предложить схему оптимизации деятельности аптек и проводить конкурсы на должности управляющих. Такой опыт уже существует, но из-за того, что конкурсы проходят без контроля со стороны администрации города, это приводит к тому, что аптеки просто приватизируются.
- Так ведь и создание ГУПов это как раз первый шаг в сторону приватизации аптек.
- На мой вопрос: почему на базе ста сорока аптек организуется именно четыре или пять ГУПов, а не один, мне так никто и не ответил. Хотя главным доводом для образования ГУПов было то, что четырьмя организациями управлять легче, чем ста сорока. Но ведь по той же логике и одной управлять легче, чем четырьмя? На самом же деле ответ лежит на поверхности: можно было создать одну сеть аптек и успешно ей управлять, но такую сеть было бы трудно приватизировать кому-то одному, а вот четыре ГУПа, четыре юридических лица достаточно просто. И завтра, когда начнется приватизация ГУПов, можно будет сказать, что вот тут мы не справились с управлением и эту сеть продаем. Кстати, предполагаемые кусты аптек расположены не по районам, скажем, северному, южному, западному и восточному, а по всему городу при этом взаимно пересекаясь. Поэтому в условиях конкуренции не выживший куст придется приватизировать. А кто его купит, неизвестно.
- А чем чревата приватизация аптек?
- Сегодня частными аптеками демпингуются цены, так как они завоевывают рыночное пространство. Когда же такое пространство будет завоевано и государственных аптек не станет, вопросы цен на лекарства будут решаться на сходняках, и владельцев аптек ничто не остановит. Еще один момент: заведомо убыточные рецептурные отделы прекратят свое существование, и, скажем, бабушки уже не закапают себе в глаза пилокарпин. Если же говорить о проблеме поддельных лекарственных препаратов, то такие препараты появляются на прилавках государственных аптек в 40 раз реже, чем в частных. Но мне хотелось бы отметить следующее: если город захочет навести порядок в фармацевтике он его наведет. Я на это надеюсь. На сегодня у меня нет оснований подозревать город в заговоре против своих граждан, и я рассчитываю, что все действия правительства Петербурга приведут к нормализации ситуации на рынке лекарственных препаратов, хотя повторюсь, на мой взгляд, это можно было сделать без предлагаемой реорганизации системы государственных аптек.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1