ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 9 марта 2004, 13:52

Правобережный Париж, или Путинизация мессы

До выборов 14 марта осталось меньше недели. За последние дни кандидатам, желающим заполнить думскую вакансию в правобережном округе 207 (где в декабре одержал верх кандидат против всех), приходится пускать в ход новые и новые способы для привлечения новых избирателей.

Париж, как говаривал один из вождей гугенотов, стоит мессы. Правый берег, конечно, мало напоминает французскую столицу, но и здесь искусство политического компромисса явно налицо.

Александр Морозов, лишившийся несколько месяцев назад кандидатского места по иску конкурента от Единой России (за которой стоял и Смольный), теперь получил безраздельную помощь со стороны городской администрации. Эта гласная и негласная поддержка столь заметна, что поневоле можно задаться вопросом: уж не собрался ли Смольный просто избавиться от депутата Законодательного собрания Морозова, отправив его в Москву?

Но интереснее всего взглянуть на политическую эволюцию лидера местных правых Григория Томчина. Он в округе не новичок. На предшествующих выборах именно он и Морозов были главными фаворитами выборов. Но появление в округе представителя единороссов Ирины Родниной спутало руководителю петербургского СПС все карты: часть томчинских избирателей ушла к экс-чемпионке, а оставшегося для победы не хватило. Набранные Томчиным 17 процентов голосов превысили средний уровень поддержки СПС по Санкт-Петербургу (11%), но для победы в округе нужно, как правило, более 20%. Складывающаяся электоральная ситуация такова, что рассчитывать на общий рост симпатий к правым не приходится. А появление на дистанции Александра Морозова означало, что перспективы попасть в Думу у Григория Алексеевича и вовсе призрачны.

Ответ лидер СПС нашел простой: путинизация своего имиджа. Если федеральное руководство партии несколько недель сотрясали жесткие споры о том, кого же поддержать на президентских выборах и не объявить ли вообще бойкот начавшейся кампании, то для Томчина этот вопрос не стоял изначально. Он с самого начала решительно и бесповоротно встал на сторону действующего президента и весьма положительно отнесся к последующему вхождению петербургских правых в местный штаб Путина.

Если еще осенью 2003 г. Григорий Томчин, комментируя арест главы НК Юкос Михаила Ходорковского, утверждал: Колокол звонит по нескольким миллионам россиян, то сегодня он такого вольнодумства себе не позволяет. Общественные симпатии были продемонстрированы в декабре прошлого года, когда ни правые, ни Яблоко не сумели перейти пятипроцентный барьер. Главный петербургский эспеэсовец эти перемены настроений уловил очень точно.

В январе 2004 г. он заявил: партия может сохраниться, только сотрудничая с властью, идя на публичный политический договор с нею. В 1999 г., как известно, Сергей Кириенко от имени избирательного блока Союз правых сил преподнес премьер-министру Путину двухтомную экономическую программу, разработанную правыми из Института проблем экономики переходного периода. Сегодня вектор мышления местных эспеэсовцев оказывается иным: Григорий Томчин заявил: Полностью независимые СМИ вредны обществу и дал понять, что президент Владимир Путин, пошедший по пути фактического введения цензуры и выстраивания однопартийной системы (де-факто), лишь откликнулся на общественные ожидания.

Еще недавно заявивший подобное лидер правых рисковал подвергнуться внутрипартийной анафеме, и на такие высказывания не решались даже те руководители правых, которые всегда поддерживали президента, как, к примеру, Анатолий Чубайс.

Но март 2004 года это не октябрь 2003 г. И среди российской политической элиты сложилось четкое понимание того, как именно будет использован административный ресурс против тех, кто рискнет занять критическую позицию. Столь же ясно осознание силы административного ресурса для помощи тому или иному фавориту действующей власти. Проблема лишь в том, кого она соберется поддержать.

В итоге избирательная кампания Григория Томчина пришла к закономерному финалу. Отказ от внятной критики любых действий властей и фактическое солидаризирование с действиями единороссов был дополнен массовым распространением плаката: Путин наш президент, Томчин наш депутат. Напоминает старый слоган правых: Путина в президенты, Кириенко в Думу. Только оба упомянутых политика с того времени сильно изменились.

Насколько удачным окажется для Томчина и возглавляемого им отделения СПС новый имидж, выяснится довольно скоро. И тогда станет ясно, стоит ли Париж мессы.

Глеб Французов

Глеб Французов


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама