ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Ху из ху 8 апреля 2004, 14:08

Григорий Томчин. Старое лицо петербургского СПС

Григорий Томчин, возглавляющий петербургскую организацию Союза правых сил, фигура в городе известная, и в политике он не новичок. Правда, стать новым лицом городской власти ему так и не удалось. По крайней мере, пока.

Будущий лидер правых родился 4 декабря 1947 года в Ленинграде. Дед господина Томчина, как он любит рассказывать сам, был инженером путей сообщения, строившим КВЖД, отец морским офицером, а мать занималась подводными лодками. Вместе с родителями несколько лет Григорий Алексеевич прожил на Дальнем Востоке по месту службы главы семейства. В общем, вполне типичное начало биографии для представителя петербургской научно-технической интеллигенции.

Окончив специализированную математическую школу, он поступил в Ленинградский корабельный институт, чем немало разочаровал родителей, видевшим своего отпрыска в офицерских погонах. Впрочем, Томчин обучался как раз на факультете морского оружия, то есть, хоть и не в ВМФ, но около него. Уже в студенческие времена будущего политика заметили. В питерской Смене вышла даже статья под названием Железный комиссар (в стройотрядах в Казахстане и Польше он был комиссаром).

В 1972 году по распределению Томчин попал в ЦКБ Рубин к академику Игорю Спасскому и более 20 лет работал на ленинградскую оборонку, путешествуя при этом по Северу и Дальнему Востоку и участвуя в испытаниях 33 подводных лодок, в том числе из серии Курск.

Размеренная жизнь ЦКБ в итоге ему поднадоела, и Томчин начал постепенный путь в политику, видимо, еще и не догадываясь, куда это его заведет. Он становится членом совета трудового коллектива и попытался заняться, по его словам, разработкой механизмов экономического стимулирования инженерной деятельности. Но очень скоро выяснил, что это не его дело, и сделал новый шаг в политической карьере.

Томчин направил письмо под названием Инженер-рабочий тогдашнему горбачевскому соратнику, секретарю московского горкома КПСС Борису Ельцину, изложив свои идеи формулу кооперативного социализма. Ельцин, правда, вскоре остался без политических постов, но Томчин уже ударился в бурную деятельность.

В Рубине он организовал ячейку Демократической платформы КПСС. Впрочем, первые же выборы, в которых Томчин участвовал в Ленсовет в 1990 году он проиграл, что отметим, для местного демократа в то время было сложновато. В романтическую эпоху ранней демократии частенько достаточно было выйти на улицу с плакатом КГБ суки!, чтобы стать народным избранником. Но некоторые политики, как видно, и этого не сумели.

Не попав в Ленсовет, Томчин занялся более понятной ему стороной деятельности начал вместе с петербургским депутатом-экономистом Петром Филипповым чтение лекций о приватизации. Его заметили, и осенью 1991 года позвали в Москву заниматься информационным обеспечением гайдаровских реформ вместе с Сергеем Васильевым, Анатолием Чубайсом и Петром Мостовым. С 1991 по 1993 год Томчин был экспертом в Комитете по экономической реформе Верховного Совета РФ и принимал участие в разработке государственной программы приватизации на 1992 год. Как вышла у него задача популяризации реформ, известно до сего дня гайдарономика остается ругательством для немалой части россиян.

В 1992-1993 гг. Томчин руководил управлением подготовки предприятий к приватизации в Северо-Западной Агропром Бирже и занимался научной работой в Государственном институте проблем приватизации. С 1993 года он возглавлял Управление КУГИ мэрии Санкт-Петербурга.

Параллельно Томчин стал сопредседателем Демократической России вместе с Галиной Старовойтовой и Глебом Якуниным. В 1993 году он оказался участником блока Выбор России. Благоразумно отказавшись от идеи выдвинуться по одномандатному округу, он баллотировался в Государственную Думу только по списку, и успешно обрел статус народного избранника. В Думе Томчин стал председателем подкомитета по приватизации.

В 1994 году им создан Фонд поддержки законодательных инициатив, занимавшийся мониторингом всех вносимых в Думу законопроектов. Цель фонда была понятной. Проправительственные демократы оказались в парламенте в меньшинстве и их сил хватало в лучшем случае на блокирование законов, могущих затормозить и без того буксующие экономические реформы. Вместе с друзьями и коллегами Томчин создал Комиссию по противодействию инициативам Государственной Думы.

В ноябре 1995 года он возглавил Всероссийскую Ассоциацию приватизируемых и частных предприятий, сменив на этом посту председателя партии Демократический выбор России Егора Гайдара.

В конце 1995 года Григорий Алексеевич пошел на выборы под флагом ДВР и потерпел поражение в одном из петербургских округов. Поскольку ушедший в оппозицию ДВР не смог перейти пятипроцентный барьер, Томчина не спасло и пребывание в партийном списке. На четыре года он оказался за стенами Государственной Думы.

В здание на Охотном ряду он вернулся только через четыре года как депутат по списку Союза правых сил. Поначалу он был одним из рядовых депутатов. Но через пару лет Единой России, как раз поссорившейся с коммунистами, весьма кстати захотелось лишить оппонентов парламентских постов. Так члену руководства СПС Томчину досталась высокая должность главы Комитета по экономической политике и предпринимательству, через который проходили весь пакет законов по присоединению России к ВТО, вопросы рекламы, госмонополии на крепкие алкогольные напитки, законы о стандартизации и т.п.

После скандала в петербургской организации СПС, связанного с избранием ее руководителем бизнесмена Эдуарда Сергеева, федеральные лидеры партии чуть было не распустили местную ячейку. В итоге до этого не дошло, но кадровые перестановки состоялись. Так в декабре 2001 г. Григорий Алексеевич и занял пост, которого, по словам одного из городских правых, он фанатично хотел - стал председателем региональной организации СПС.

Томчин явно не считал этот пост верхом собственной карьеры. Осенью 2002 г., в разгар выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга он скромно заявлял, что готов баллотироваться на пост губернатора города, если будет надо. До этого так и не дошло, а вот растиражированная неизвестными оппонентами листовка Новое лицо петербургской власти (содержавшая фотографию Томчина крупным планом), по мнению некоторых наблюдателей, лишь помешала блоку СПС+Яблоко победить в некоторых округах. Впрочем, сами правые так не считают.

Проблемы у Григория Алексеевича начались весной 2003 г. в ходе подготовки партийных списков к выборам в Госдуму. До определенного момента его попадание в парламент было практически гарантировано СПС преодолевал, по данным социологов, пятипроцентный барьер, а Томчин получал проходное первое место в региональном списке партии. Но все переменилось. На партконференции было решено отдать первое место вице-спикеру ЗакСа Юрию Гладкову, второе Альфреду Коху, Томчину же пришлось довольствоваться почетным третьим местом. Григорий Алексеевич срочно активизировал работу в округе 207, где партия выставила его вместо Ирины Хакамады. Но итог голосования оказался разочаровывающим вдвойне в округе он уступил и кандидату против всех и единороссовке Ирине Родниной, а СПС вообще не перешел пятипроцентный барьер. Не более успешной оказалась и попытка вернуться в Думу на довыборах по тому же округу в 2004 году.

В итоге Григорий Томчин пришел к ситуации 1995 года. Он по-прежнему состоит в федеральном руководстве партии, только при этом СПС перестал быть парламентской партией. Да и внутри петербургской организации, по слухам, не все ладно. Так что не исключено, что лидерские позиции Томчина попытается оспорить кто-либо из его коллег.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Упоминаемые персоны




Новости17 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама