ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

_сми.публикации 27 сентября 2002, 21:29

План всеобщего процветания

// Санкт-Петербургские ведомости, N 179, стр. 4
- Больше года прошло с того момента, когда вместе с Жоресом Алферовым мы решили, что городу, правительству нужен качественный комплексный план развития, подобный тем программам пятилеток, над которыми во времена советской власти работала огромная плановая комиссия, - говорит ректор Балтийского государственного технического университета имени Д. Ф. Устинова (Военмеха) доктор технических наук, профессор Юрий Савельев. - Нельзя жить во тьме и не знать, каким будет следующий шаг. Эти слова прозвучали на пресс-конференции, презентующей только что созданный комплексный план социально-экономического развития Петербурга на ближайшие годы. По словам создателей плана, над ним работали больше ста петербургских ученых, предпринимателей и экономистов. Он представляет собой многотомный труд, регламентирующий развитие всех промышленных отраслей, социальных направлений и городской инфраструктуры буквально по шагам, в цифрах и конкретных показателях. Представила этот документ межрегиональная общественная политическая организация "Конгресс деятелей науки, техники, образования, здравоохранения и культуры", председателем координационного совета которой является Юрий Савельев. Он и другие члены конгресса отвечали на вопросы журналистов, пытающихся выяснить, как может повлиять на судьбу города беспрецедентная инициатива питерской интеллигенции. Вот запись наиболее интересных эпизодов разговора, состоявшегося между создателями новой программы и представителями СМИ. - Все знают, что в городе существует огромное число планов по различным направлениям. И что это не делает лучше жизнь отдельного человека. Чем примечательна еще одна программа в ряду многих? - Все подобные программы замкнуты сами на себя. Чего стоит только жилищно-коммунальная реформа, проводящая исключительно узкоотраслевые интересы. Или программа развития транспортной инфраструктуры, согласно которой до 2015 года надо найти и вложить в транспортное хозяйство 7,5 млрд долларов. Причем не сказано, где взять эти деньги. Мы связали воедино все программы и охватили основные направления жизни и деятельности города. Причем с учетом разных форм собственности. План доказывает, что уже через 10 лет валовый национальный продукт может возрасти в 4 раза и составить 50 миллиардов рублей. Соответственно, с ВНП увеличится бюджет города и уровень жизни петербуржцев. Показано, где для этого взять деньги в России, за рубежом, кто и на каких условиях готов вкладывать инвестиции. Да, городу не нужны абстрактные стратегии и направления развития. Нужны конкретные плановые показатели, за которые отвечал бы каждый отдельный исполнитель, например - тот или иной комитет. - Назовите хотя бы один денежный источник, не востребованный сегодня, на который вы рассчитываете в столь фантастических прогнозах. - Военная промышленность. Мы проанализировали потребности в вооружении большинства зарубежных государств, их отношение с блоком НАТО, между собой, размер их ВНП и чем они могут расплатиться. Изготовление и торговля оружием - дело федерального правительства, но, опираясь на данное исследование, разработчики плана дают рекомендации по возрождению и развитию военно-промышленных предприятий нашего города вплоть до возможных конкретных договоров и их выгодности. Например, простаивающий Северный завод мог бы производить очень востребованные в мире средства защиты от зенитного оружия - ракеты Р-200. Когда-то на Северном заводе изготавливали по 1200 - 1300 штук подобных ракет. Их современная цена - как минимум миллион долларов. Таким образом, даже в прежнем своем виде завод мог бы получать доход, равный нынешнему городскому бюджету! При том, что, повторю, продукция завода - не оружие наступления, а оборонительное оружие. Надо торговать тем, что позволит развиваться нашему государству и городу, конечно, в рамках существующего международного законодательства. - Насколько компетентны и заслуживают доверия составители вашего плана? Почему такая уверенность, что это истина в последней инстанции? - Над планом работали более ста специалистов высочайшего уровня, многие из которых раньше занимались составлением государственного плана развития Совет- ского Союза, в том числе - специальных разделов этого плана, которые не публиковались в открытых документах. Работа идет в отраслевых группах. Эксперты детальнейшим образом проанализировали деятельность почти 8 тысяч предприятий нашего города. Учтены даже теневые потоки денег, которые "крутятся" в финансовой и промышленной городских сферах, но проходят мимо фискальных органов. В то же время мы не претендуем на истину в последней инстанции. Документ нуждается в доработке. В связи с этим сегодня мы представляем его на суд общественности. План доступен для каждого петербуржца в только что созданных общественных приемных. Цель такой популяризации - привлечь тех, у кого есть знания и инициатива. Нам очень нужны свежие интеллектуальные силы. - Откуда у членов конгресса точные, судя по вашим высказываниям, сведения о масштабах теневого бизнеса? У вас своя агентурная сеть? - Ваша ирония понятна. У конгресса нет агентов, но есть специалисты, сотрудничающие с Интерполом. Подробная и зачастую закрытая информация о деятельности конкретных предприятий и некоторые отраслевые показатели - оттуда. Конечно, публиковать такого рода сведения мы не собираемся. Но, основываясь на них, а также на опыте самих промышленников, мы делаем выводы, средства какого порядка и в каких сферах финансово-экономической и промышленной деятельности "гуляют" в виде "черного нала" и прочих теневых потоков.Таким же образом мы выяснили, что более 30 млн россиян скрывают истинные доходы, а значит, не платят налоги. Между тем их отчислений хватило бы, чтобы увеличить средний размер пенсии примерно на 100 долларов. Мы даем рекомендации, как изменить механизм сбора налогов, чтобы эти люди вышли на свет. - А что говорят разработчики плана относительно дел, творящихся в топливно-энергетическом комплексе Петербурга? - Один из основных разделов плана посвящен ТЭКу - энергетическим, газовым, нефтяным потокам и их расходованию. Это очень объемная работа. Если касаться частностей, то, опираясь на расчеты, ученые показывают, что городу требуется гораздо меньше тех 5 - 6 млрд кубометров газа, которые якобы должны поступать, чтобы обеспечить его минимальные потребности. Мы демонстрируем уязвимость и лукавство построения тарифов, насколько и почему они завышены. Так, в прошлом году "Ленэнерго" дополнительно вынуло из кармана потребителей сотни миллионов рублей, сыграв на разнице в стоимости газа и мазута. - Вы представляете документ накануне выборов, что наталкивает на мысль о политической подоплеке вашей деятельности. О том, что созданный план - инструмент политической борьбы. Какое отношение ко всему этому имеет академик Жорес Алферов? - Чтобы воплотить план в жизнь, действительно нужны свои люди в ЗакСе. Так что политика для плана, а не наоборот. Кампания конгресса по выборам будет лишена политических лозунгов. А вообще-то мы готовы сотрудничать практически с любыми партиями, но только в рамках работы над нынешним документом, для его улучшения и реализации. Жорес Иванович Алферов - мой друг и коллега - был одним из инициаторов создания плана и принимал активное участие в разработке раздела "Электроника". По поводу слухов о некоем "списке кандидатов Алферова" у меня с ним состоялся разговор. Жорес Иванович сказал, что никакого политического блока с его участием нет и не предвидится. - Есть сведения, что администрация города тоже работает над комплексной программой развития Петербурга. План конгресса создан ей в пику? Какие у вас отношения с губернатором? - Мы опирались на материалы и статистику за более чем двадцатилетний период, включая оборот и рынки сбыта прежних советских предприятий. Насколько нам известно, специалисты городской администрации не используют такую полную статистическую и аналитическую базу. Та стратегия развития нашего общества, которую предлагает сегодня администрация, - это результат текущего мониторинга и годовых отчетов. По ним нельзя определить, куда мы идем и как надо развиваться, а можно лишь констатировать, почему складывается та или иная ситуация. Никаких взаимоотношений с губернатором у конгресса нет. Мы работаем сами по себе, хотя губернатор знает и не возражает против нашей деятельности. На днях мы представим ему и городскому правительству готовый "продукт". Если команда Владимира Яковлева и он лично возьмутся за развитие данного документа, то появится и почва для отношений. Надо сказать, очень бы хотелось, чтобы администрация города, так же как и все мыслящие петербуржцы, познакомившись, и, возможно, раскритиковав эту работу, приняла в ней деятельное участие. Когда слушаешь столь красивые и убедительные речи, произнесенные столь уважаемыми и образованными людьми, хочется им верить. Тем более что неспециалисту в области планирования трудно быстро и точно уловить, где выступавшие погрешили против истины, а в чем наверняка правы. Вроде бы и ответы на каверзные вопросы журналистов получены, и необходимость самой программы сомнения не вызывает. Идея уже давно витает в воздухе: хаос надоел и властям, и предпринимателям, и всем остальным петербуржцам. Однако к концу пресс-конференции на душе и в мыслях поселилась неясная смута, которая чуть позже приняла более конкретные очертания. Непонятно, почему все-таки столь ответственная и трудоемкая работа, нужная абсолютно каждому горожанину, была проведена без участия городской администрации? Из-за сверхуверенности в себе или из-за нежелания сотрудничать с нынешней властью? И как можно реализовать созданный план, не имея никаких взаимоотношений с правительством? Или это политический вызов? Не может не смущать и то, что авторы программы делают явный упор на производство и торговлю вооружениями как на важнейший источник пополнения городской казны. Тут помимо чисто этического вопроса возникает и такой: а не увеличивает ли это техногенную опасность для петербуржцев? Опять же создание сети общественных приемных, быстрая и активная популяризация новой идеи непосредственно перед выборами в муниципальные образования и накануне выборов в ЗакС... Сами собой рождаются соответствующие ассоциации. Несколько смущают и громкие обещания: уровень жизни повысится в 4 раза; поднять пенсии на 100 долларов реально... Что-то подобное, и не раз, мы уже слышали. Нет-нет, это не "обвинительное слово", а всего лишь сомнения. Очень хотелось бы ошибиться, но на данный момент конкретные вопросы остались без конкретных ответов. Хотя, повторю, в целом все выглядело достаточно убедительно. С другой стороны, а вдруг и правда светлые умы решили спасти отечество - найти путь к всеобщему процветанию? Создали конгресс - и за дело. А то ведь бюрократические и прочие государственные механизмы могут затормозить процесс на годы. Представьте, сначала проект работы по созданию плана выносится на обсуждение депутатов. Потом следует череда: голосование - внесение - рассмотрение - принятие - строка в бюджете - финансирование. Но тут опять возникает одно из сомнений. А откуда же тогда деньги на столь дорогостоящий и объемный труд? Кто заплатил специалистам, а также за использование источников информации, оргтехники и прочих ресурсов? Уважаемый ученый и ректор Военмеха Юрий Савельев на это ответил так: "Все работали бесплатно, ресурсы изыскивали из собственных возможностей". Ну как тут не вспомнить сакраментальную фразу Станиславского: "Не верю!"? P. S. И еще раз: очень хочется, чтобы вышеперечисленные сомнения остались только сомнениями.

Наталья Анисимова


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Упоминаемые персоны




Новости20 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама