ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 20 мая 2004, 14:14

Алексей Кудрин: Льготы для населения сегодня стоят больше 160 миллиардов рублей

До 31 августа правительство Российской Федерации должно внести на рассмотрение Госдумы бюджет на 2005 год. Сейчас кабинет министров активно обсуждает его концепцию. Важную роль в этом процессе играет Министерство финансов, ведь именно Минфин разрабатывает основные положения бюджета. Какими будут межбюджетные отношения в следующем году? Как будут делиться доходы между центром и регионами? Сколько средств будет направлено на ЖКХ и дорожное хозяйство? Об этом корреспонденту ЗАКС.Ру рассказал Министр финансов Алексей Кудрин.

- Алексей Леонидович, давайте поговорим о межбюджетных отношениях. Правительство было инициатором статьи закона о распределении налоговых поступлений между территориальным и федеральным бюджетом 50 на 50. Почему именно эта статья не исполняется?
- Да, в Бюджетном Кодексе действительно есть статья о распределении налоговых поступлений по принципу 50 на 50. Но эта неправильная и даже вредная для России норма. Объясняю. У нас 10 субъектов получают 52% всех доходных источников страны, а остальные 79 регионов получают на всех оставшиеся 48% доходов, предназначенных для субъектов. Таким образом, когда мы заявляем о принципе 50 на 50 , то сразу нормативами это устанавливаем. А ведь высокие доходы - это не заслуги на 100% данного субъекта или губернатора. Это заслуги того распределения производительных сил, которое было осуществлено в предыдущее время. В этой связи, мы, федеральная власть, должны обеспечивать выравнивание. В 2003 году через федеральный бюджет мы увеличили объём перераспределения с 1,4% до 2,6% ВВП, то есть увеличили изъятие из ряда субъектов. В прошлом году доходы федерального бюджета составили 58% от всех доходов. Но когда мы отдали трансферт другим, бедным субъектам, то доходы субъектов в выровненном виде составили 52%. Так что мы проводим это
перераспределение не для расходов, а для выравнивания. В этой связи данная норма Бюджетного Кодекса каждый год приостанавливается, и впоследствии мы собираемся её вообще отменить.

- Как новое правительство планирует действовать в области межбюджетных отношений? Что планируется сделать для укрепления и стабильности муниципальных бюджетов?
- В рамках проведения разграничений полномочий мы обязаны обеспечить большую часть доходов муниципалитетов. В наших предложениях, которые сейчас рассматриваются в Госдуме, мы уже существенно увеличили объём закреплённых на постоянной основе доходов за муниципалитетами. Сегодня недостаточна самостоятельность доходов у муниципалитетов. Это действительно проблема, и мы собираемся её решить при окончательном проведении разграничения по расходам и по доходам всех уровней.

- Сейчас все говорят об удвоении ВВП. Высказывают мысли, что для этого требуется диверсификация экономики, развитие отдельных отраслей, в частности, малого бизнеса. Собираетесь ли вы для решения этой задачи вводить какие-либо налоговые льготы?
- Те меры, которые мы сегодня проводим по обеспечению поддержки и развития перерабатывающей промышленности уже дали первые плоды. Эти меры связаны не только со снижением налогов. У нас разный подход к сырьевым и несырьевым отраслям. Мы, если помните, снизили налоги для всех по НДС, но немного увеличили и компенсировали это снижение для нефтяных отраслей. То же самое мы уже сделали и в этом году. И если говорить о первых шагах, то за первый квартал продукция машиностроения в нашей стране выросла в цене на 17%. Невиданный рост. Продукция строительных материалов выросла на 11%, химической промышленности - 10%, пищевая на 7-8%. В части малого бизнеса, два года назад мы ввели новый налог - упрощённую систему для малого бизнеса. Многие говорили, что эта мера не сработает. Первый результат - количество малых предприятий в нашей стране утроилось. Впервые правительство, Госдума и Совет Федерации в бюджете-2004 выделили гарантии для малого бизнеса на 3 млрд. руб. То есть, малый бизнес получит дополнительный доступ к кредитным ресурсам через банки, которые обязались по соглашениям с государством направлять эти средства именно на кредиты малым предприятиям. Таким образом, сегодня государство предпринимает необходимые меры для поддержки малого бизнеса. Также вступил в силу закон о едином сельхозналоге, который существенно облегчит соответствующие налоговые платежи. Думаю, и здесь поддержим финансовое положение сельхозпредприятий.

- Одна из центральных проблем в нашей стране - это состояние ЖКХ. Насколько мне известно, цена вопроса - 44 миллиарда рублей по всей стране. Почему правительство не обращает внимания на этот момент?
- Ежегодно на жилищно-коммунальное хозяйство субъекты ЖКХ тратят больше 200 миллиардов рублей. Я считаю, что одна из самых больших проблем - это недостаточная рентабельность этого хозяйства в связи с многочисленными льготами, которые мы установили в 90-е годы, когда граждане находились в сложном положении. И тогда мы увеличивали количество льгот не только ветеранам войны и труда, но и всем военным, государственным служащим, налоговым инспекторам и так далее. Сейчас мы год за годом отменяем эти льготы, переводим в денежные компенсации. Если блок предложений по замене льгот на денежные компенсации, которые правительство сейчас обсуждает и внесёт, будут приняты, то ЖКХ, транспортные учреждения и другие получат больше 160 миллиардов рублей дополнительных доходов. Льготы сегодня стоят больше 160 миллиардов, это даже без ЖКХ, а ЖКХ ещё 40 миллиардов рублей. Надо повышать заработную плату, пенсию более высокими темпами, чем инфляция, и добиваться того, чтобы гражданин сам выбирал, куда он потратит деньги, в какой по площади квартире будет проживать, сколько будет тратить киловатт-часов.

- Какие меры собирается предпринять министерство при формировании бюджета на 2005 год, чтобы поправить дорожное хозяйство? Объясню вопрос. В 2003 году на эту отрасль планировалось направить 172 миллиарда рублей, а фактически было 138. Также идут разговоры об изъятии 3,5% прибыли, часть из которых направляется на дорожное хозяйство.
- Каждый год наша трёхсторонняя комиссия рассматривает один из главных вопросов - дорожное строительство. После отмены налога на ГСМ эффективность расходования средств на дорожные работы повысилась. Когда отменяли оборотный налог, то в Госдуме и Совете Федерации приняли пакетное решение направить взамен оборотных налогов на эти цели акциз на моторное топливо, транспортный налог, 1,5% налога на прибыль и земельный налог. Так вот, многие субъекты РФ, освободившись от налога с оборота и получив взамен налог на прибыль, не направили его на дорожные работы. Если бы сегодня в 2004 году все эти источники направить на дорожные работы!!! Реально в бюджетах субъектов на дорожные налоги и расходы направлено всего 120 миллиардов рублей, т.е. 80 миллиардов рублей тех налогов, которые были отданы на дороги, направляются на другие цели. Каждый субъект сам для себя решает, на какие цели будет расходовать эти средства. Если мы сегодня посмотрим распределение дорожных доходов, то увидим, что у субъектов сохраняются существенные возможности, которые не используются в полной мере. Есть демократический механизм, полномочия субъектов самим распоряжаться этими средствами, самим определять, какие налоги они сделают для себя окрашенными, какими неокрашенными, какие просто через бюджет перераспределят на дорожные фонды.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама