ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 22 июня 2004, 13:30

Становление фашистской столицы России

Дождались. За несколько дней до 63-й годовщины с момента начала Великой Отечественной войны в Санкт-Петербурге убит ведущий российский эксперт по праворадикальным и фашистским организациям Николай Гиренко. Блокадник, кстати, но это несущественная деталь.

Вопросов оказывается несколько. Во-первых, собирались убивать или просто намеревались попугать несговорчивого эксперта? Ответим сразу: вероятнее всего, просто планировали навести страх на ученого, раз за разом выдававшего разоблачительные результаты экспертиз. Но для нас важнее иное. Весьма характерно, что кое-кто из прокурорских работников уже заговорил так: мол, ну ясно же, что убийство не планировалось, не исключены хулиганские действия, закончившиеся непредвиденно для самих их организаторов. И в этом суть проблемы.

Во-вторых, где грань, отделяющая хулиганство от обыкновенного фашизма? Кем являлись подростки, забившие до смерти азербайджанского торговца арбузами Мамедова? Как квалифицирует в итоге суд нескольких молодых петербуржцев, убивших таджикскую девочку? Ответ на это содержится в словах городского прокурора Николая Винниченко. Он недвусмысленно дал понять: убийство совершено не скинхедами. Год с лишним назад начальник ГУВД Михаил Ваничкин также пояснял проблема в отсутствии у молодежи досуга, нету стадионов, вот и результаты.

Налицо откровенное лицемерие милицейско-прокурорских чиновников. Они исходят из факта формального членства убийц в той или иной нацистской группировке (или отсутствия такового). Совершенно понятно, однако, что отталкиваться следует из совершенных действий, из того, кого выбрали объектом совершения преступления, а не от того, нашли ли при юных убийцах членский билет Шульца-88, РНЕ или тому подобной организации.

Попробуем на примере убийства Гиренко разобраться в логике прокуратуры и органов внутренних дел Санкт-Петербурга. Убийство из хулиганских побуждений? Такая версия, как минимум, странно звучит, учитывая, что ученый не был застрелен или забит до смерти НА УЛИЦЕ. К нему пришли ДОМОЙ, пришли РАНО УТРОМ. Ювенологи прекрасно знают: молодежная компания может припоздниться, может наброситься на случайного прохожего. Но вставать с первыми петухами шпана не будет, если у нее нет заранее намеченного плана действий. Подобный план же практически исключает хулиганские мотивы.

Впрочем, по логике господина Винниченко, убийц Гиренко следует признать именно хулиганами. Ведь квалифицировал же он хулиганами подростков, собиравшихся в Юсуповском саду и зарезавших девочку-таджичку. Сотрудникам прокуратуры и милиции не бросилось в глаза то странное обстоятельство, что у выпивавших, как обычно хулиганов оказались в руках ножи и бейсбольные биты. Случайно? Ни в коей мере. И какая, собственно, разница, пьян или трезв тот, кто с криками Россия для русских убивает ребенка? Видимо, для прокуратуры и милиции такая разница существует Между тем, ст. 105, часть 2, пункт л (убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести) предусматривает, что главным является именно мотив, а не членство в фашистской организации и не степень алкогольного опьянения.

В-третьих, понятно, что властям очень не хочется признавать факт наличия скинхедов и прочих нацистских группировок в Северной столице. В свое время успешно раскрученный лейбл криминальной столицы (во многом, кстати, справедливый) пришлось срочно сворачивать ближе к 300-летию в связи с планировавшейся сменой градоначальника. Потом последовала кампания по выборам президента, и снова поиски скинхедов оказались некстати.

Неслучайно, видимо, появилась и аналитическая статья на сайте информагентства Росбалт под заголовком Таджикская девочка как фетиш русского фашизма. Автор ее откровенно давал понять: никакие скинхеды и русские фашисты не могут быть причастны к преступлению, а если бритоголовые и побили какого-то негра, то поделом - нечего заходить в наши пивные Агентство Росбалт, у руля которого стояла до недавнего времени (или стоит?) Наталья Чаплина, супруга главы Госкомнара и бывшего начальника УФСБ по Санкт-Петербургу Виктора Черкесова, всегда шло в ногу с веяниями. А теперь веяние простое в Северной столице фашизма нет Даже если он есть.

Убийство Гиренко осложняет задачу правоохранительных органов по затушевыванию факта деятельности нацистов. Слишком видным ученым был застреленный эксперт МВД. И известен он был не только в Санкт-Петербурге, но и в стране именно как один из ведущих экспертов по национальным и расовым вопросам. Его заключения легли в основу судебного разбирательства по убийству азербайджанца Мамеда Магомедова осенью 2002 года. В качестве обвиняемых оказались трое подростков, в том числе Алексей Лыкин, который являлся лидером этой троицы. В ходе судебного процесса прокуратура отказалась от обвинения в убийстве. Суд признал Лыкина виновным в разжигании национальной вражды, но в связи с истечением сроков давности освободил от отбывания наказания. Экспертные заключения Николая Гиренко фигурируют также и в уголовном деле, возбужденном в отношении петербургской националистической группы Шульц-88.

В скором времени он должен выступать экспертом по делу, в котором фигурировали члены РНЕ. Не в этом ли разгадка убийства ученого? Решать предстоит следствию.

Можно, однако, уже сейчас констатировать. В Петербурге жизнь скинхедов и прочих праворадикальных и националистических группировок ничем особенно не осложнена. Правоохранительные органы практически их не донимают. Продолжается становление Петербурга как столицы России. Фашистской столицы России.

Борис ВОРОНИН

Борис Воронин


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости

О редакции Реклама