ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 1 июля 2004, 14:38

Белый рояль в кустах, или Возвращение демократов в Перестройку

Вечером во вторник началась отчётно-выборная конференция петербургского отделения Союза правых сил. Началась, но так и не закончилась. А главным ее результатом стал очередной скандал внутри парторганизации правых.

Формально обсуждалось несколько вопросов подведение итогов двухлетней деятельности партии и выборы нового руководства. Но большинство присутствующих прекрасно понимали именно кадровая тема оказывается основной ввиду острого противостояния, развернувшегося в партии достаточно давно, но так и не прекратившегося.

Скандал, потрясший местную партийную организацию на прошлых выборах руководства, не только надолго запомнился журналистам, но и привел к уходу части активистов, пополнивших ряды фантомной Либеральной России. Федеральному Политсовету СПС даже пришлось на какое-то время приостанавливать деятельность питерских правых.

Поражение на думских выборах 2003 года лишь обострило борьбу внутри местной организации. Естественно, на фоне всей страны Петербург выглядит относительно нормально, как никак набрано более 9%, а СПС вошел в первую тройку. Но это только если не помнить, что в 1999 году правые триумфально разделили первое место с Единством, собрав 17 с лишним процентов. Никуда не деться от того неприятного для СПС факта, что масса их избирателей не пошли на выборы, либо переметнулись к другим партиям. А это, естественно, требует объективного анализа причин неудачных выборов. Нельзя, представляется, не признать правоту одного из делегатов конференции: партия расплатилась за стремление стать младшим партнером власти, ее употребили и выкинули за ненадобностью. Впрочем, это внутренняя проблема СПС. Но, как известно, за поражение следует нести ответственность, и не только перед избирателями, но и перед активистами.

Стоит вспомнить, что для занимавшего до вечера вторника пост лидера местных правых Григория Томчина сигнал тревоги прозвучал существенно раньше июня 2004 года. Еще в августе прошлого года, накануне утверждения регионального списка СПС на думских выборах, председатель питерского отделения проиграл в аппаратной борьбе и оказался только на заведомо непроходном третьем месте после Юрия Гладкова и Альфреда Коха.

Внутри СПС на сегодняшний день, по оценкам внутрипартийных активистов и сторонних наблюдателей, присутствует, как минимум, две группировки сторонники Томчина и сторонники Андрея Лихачева. Конференция показала, что формируется и третья группа.

Позиция главы Ленэнерго, находящегося в оппозиции к Томчину, объясняется, видимо, далеко не только соображениями внутрипартийной политики. Безусловно, Григорий Томчин не является самым популярным лидером, но и местного энергетика избиратели явно не боготворят. Между тем, амбиции молодого политика Лихачева вряд ли ограничиваются реформированием энергетической компании, и он, как многие считают, подумывает о политической карьере в исполнительной власти. В этом плане прочный тыл в виде контролируемой собственной парторганизации оказывается совсем не лишним приобретением.

Лихачев стал одним из тех, кто сумел уговорить лидеров фракций СПС и Яблоко в Законодательном собрании города объединиться в единую структуру. Как сумел уговорить, это уже, как говорится, вопрос десятый. Но Демократическая фракция стала тем самым аргументом в его отношениях со Смольным, заставляющим считаться с главой ОАО Ленэнерго.

Получение большинства в Политсовете могло бы стать вторым шагом. Еще в мае разразился скандал вокруг якобы предложенного представителями Ленэнерго финансирования районным организациям правых для последующего формирования коалиции внутри руководящих органов партии. Тогда же, в мае, еще одним ударом по СПС стал уход из Демократической фракции Виталия Мартыненко, занимавшего пост члена Политсовета партии.

Скандал не без участия московского руководства партии удалось замять, а две группировки пошли на переговоры. Главным их итогом стало достижение своеобразного пакетного соглашения о кандидатурах председателя партии в Петербурге и членов Политсовета. Его обновление должно было произойти во многом за счет именно представителей районных организаций.

Точку в затянувшемся конфликте должны были поставить делегаты первичек СПС, собравшиеся в ДК им. Ленсовета. Символично, что именно в этом месте более 10 лет назад заседал клуб Перестройка. Кстати, тогда публики собиралось гораздо больше, но не в этом дело.

Отчетный доклад Томчина прозвучал вполне дежурно. Говорилось о необходимости глубокой перестройки в партии, об отсутствии достойного места партии в политической нише страны и города. Не было только, как замечали в кулуарах и многие томчинские сторонники рецептов принципиально новых решений. Впрочем, и оппоненты председателя питерского СПС выглядели нисколько не выигрышнее. Разгромная критика чередовалась с сентенциями по поводу бросивших партию бывших лидеров.

По-настоящему посочувствовать пришедшим в ДК Ленсовета можно было во время выборов руководства. Если выступление начавшего дискуссию Игоря Кучеренко прозвучало осмысленно (поскольку никто не предложил реальную кандидатуру лидера за полгода, то нет смысла устраивать балаган и вытаскивать белый рояль из кустов сейчас, таков был лейтмотив речи), а выдвижение вторым кандидатом в лидеры Леонида Романкова воспринято присутствующими было нормально, то дальше начался откровенный балаган. Глава одной из районных организаций предложил в лидеры партийного активиста, который и баллотироваться сам не собирался, и вряд ли известен хотя бы 5% петербургских избирателей. Вслед за этим в руководители был предложен молодой лидер Невской организации Кирилл Страхов, которого один из противников Томчина немедленно назвал в кулуарах скоморохом.

Я надеюсь, здесь хотя бы уже не осталось представителей СМИ, - посетовал один из делегатов конференции, наблюдавший ход обсуждения. Между тем, за дискуссией особо никто и не следил. Противоборствующие группировки были уверены в действенности достигнутых заранее договоренностей.

Оглашение итогов выборов показало ошибочность этих расчетов. За Томчина было подано 43 голоса, против всех проголосовало 26 человек, Страхова поддержали 22 делегата. Лидеру правых не хватило 4 голосов для избрания, а второй тур проводить не позволял регламент конференции. Сорванными в итоге оказались и выборы Политсовета, в который немедленно отказались баллотироваться около десятка предложенных кандидатов.

То, что Томчин не контролирует всю организацию, было известно и раньше, достаточно вспомнить историю его избрания руководителем в первый раз. Но выборы показали, что и его оппоненты упустили из виду многих районных активистов, предполагавшихся ими простой массой, которая спокойно проштампует плоды договоренностей лидеров группировок. Недовольная же партийная масса и стала той самой третьей силой.

Причем силой, которая носит пока что исключительно протестный характер. Выдвижение Страхова (руководящего, по словам правых, одной из самых динамично развивающихся организаций) оказалось не более чем заявкой на будущее. Кандидат на пост лидера не столько набрал, представляется, политический вес, сколько приобрел новых врагов, что для потенциального руководителя фактор немаловажный.

Решение продолжить работу конференции СПС через неделю может, видимо, привести к избранию руководства местной организации. Но серьезнейший кризис, продолжающий сотрясать правых, отнюдь не преодолен. И пока члены СПС будут развлекать самих себя цирковыми представлениями, а не поисками реальных лидеров и выдвижением программ, действительно интересных их избирателям, они могут и не мечтать о возвращении во власть.

Интересно, что бы сказали участники клуба Перестройка, если бы им довелось заранее знать, как будет протекать конференция Союза правых сил в Петербурге?

Виктор ХЕЙФЕЦ

Виктор Хейфец


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама