ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 29 августа 2014, 0:33

В эмиграцию - с "Правым сектором"

В то время как в Россию прибывают беженцы с юго-востока Украины, происходит и обратный процесс: несогласные с режимом покидают Россию. Кто-то уехал, опасаясь преследований по Болотному делу, кто-то - из-за гомофобной политики России, кто-то - на революционной волне, посчитав Киев новой "территорией свободы". ЗАКС.Ру поговорил с новыми политэмигрантами, выяснив, как им живется за границей.

С помощью "Правого сектора"

Одно время после победы Евромайдана в оппозиционных кругах России была популярна идея эмиграции в Украину. Распространялись даже шуточные инструкции о том, как получить основания для того, чтобы просить в Киеве политического убежища. Советовали перевести 500 рублей на счет официально признанной в России экстремистской организации "Правого сектора", после чего собрать вещи и пойти к украинскому посольству. Там следовало гулять до тех пор, пока родные не сообщат, что в квартиру жертвователя ломятся с обыском следователи. Затем можно смело заходить в посольство и заявлять о преследованиях. Правда, писали о том, что такая тактика неэффективна, поскольку вывозить активистов в Украину никто не станет. И советовали делать все то же самое, уже находясь на территории Украины.

"Здесь нет табу"

В реальности массовой политической эмиграции в Украину из России не наблюдается. По крайней мере, так говорит Всеволод Грибов, в прошлом - координатор "Наблюдателей Петербурга". Грибов уехал в Киев около трех месяцев назад. Он планирует остаться там, в будущем выучить язык и получить украинское гражданство.

- У меня никаких особых ожиданий не было, - говорит Грибов. - Хотя я, конечно, ожидал более коренных перемен в украинском обществе. А тут все в очень разобранном состоянии, понятно, что очень большая работа предстоит. При этом я абсолютно не разочарован в людях. Все эти истории про русофобию, которыми меня пугали - ее нет.

Грибов не занимается политической деятельностью, работает по специальности - программистом. Трудностей в бытовом плане не ощущает: жилье в Киеве дешевле, чем в России, а зарплаты такие же.

Что касается возможности эмигрировать, получив политическое убежище, по наблюдениям Грибова, это не так легко, как кажется. По крайней мере, все российские граждане в его окружении уехали еще до событий 2013-2014 года и по неполитическим мотивам.

- Я знаю людей в Москве, которые желали бы приехать в Киев, - говорит Грибов. - Но если бы все это было проще, если бы киевская власть вела себя мобильно, смекнула, что в этот момент была возможность получить и хороших специалистов, и огласку того, что люди едут из России в Украину… Но этого не происходит. Есть отдельные люди, которые помогают с оформлением политического убежища, а так все происходит в обычном порядке, это длинная процедура. Есть деятели культуры, которые говорят, что Киев мог бы стать культурной столицей славянского мира, если люди поедут из Москвы. Но все это на уровне разговоров, а до государственных программ содействия и упрощения процедуры дело не доходит.

При этом Грибов отмечает, что в Киеве гораздо свободнее можно высказывать свое мнение.

- Здесь все открыто полемизируют, - говорит он. - Нет табу на какие-то темы. В России куча табуированных тем, на которые лучше не говорить. Здесь говоришь и не напрягаешься, это очень приятное забытое чувство.

Сопредседатель Российского общества политзаключенных Герман Обухов также уехал в Киев этим летом, в июне. Он, в отличие от Грибова, не рассматривает это как эмиграцию.

- Я не переехал, я не поменял гражданство, - говорит Обухов. - Я приехал сюда для решения совершенно конкретных задач, хоть и на неопределенный срок. Для меня вопрос эмиграции вообще не стоит.

Отметим, в прошлом Обухов уже провел десять лет за границей: в 1988 году он уехал в Лондон по приглашению Международной Амнистии, позже переехал в США, откуда вернулся в 1998 году.

Обухов является одним из координаторов только что созданной Международной антипутинской коалиции "Стоп фашизм в России". 28 августа в Киеве прошла ее презентация. В коалицию входят представители России, Украины, всех стран Балтии, Грузии, Израиля, Польши, Германии, Франции, Великобритании, США, Канады.

- Организовать международную антипутинскую коалицию в России невозможно, - считает Обухов. - Это можно сделать только в Киеве.

"Свое будущее связываю с Россией"

Политэмигранты из России появились за последние пару лет не только в Украине. Юрий Мельничук, петербургский оппозиционер, известный своей татуировкой "Путин - вор", уже несколько месяцев живет в Финляндии. Точное место своего нахождения он не называет, говоря только, что это небольшой город. По свидетельству соратника по политической борьбе Константина Ершова, в хорошие дни Мельничук любит рыбачить в Ботническом заливе.

Свой отъезд оппозиционер объяснял тем, что он чувствовал угрозу своей жизни. В частности, за ним постоянно велась слежка. Мельничук просил у властей Финляндии политического убежища, получил отказ - его положение в России посчитали недостаточно опасным - и сейчас ждет рассмотрения апелляционной жалобы по вопросу.

- Два месяца назад я получил отказ, - рассказывает Мельничук. - Они отказали, на мой взгляд, по совершенно формальным признакам.

По словам оппозиционера, ему посоветовали вернуться в Россию, но при этом власти Финляндии, разумеется, не готовы отвечать за его безопасность в случае возвращения. Мельничук считает, что Финляндия не очень хочет портить отношения с Россией, поэтому убежище получить гораздо проще выходцам, например, из Африки, чем из России.

Что касается практических вопросов, на время ожидания соискателю предоставляется жилье, денежное довольствие и даже карточка на проезд. Однако Мельничук подчеркивает, что его все-таки тяготит нынешнее положение и невозможность помогать России в нынешней ситуации, когда страна втягивается в войну.

- Бездействие сильно давит, - говорит он. - Это тяжело психологически. Это далеко не сахар, как многие думают.

Анастасия Рыбаченко из движения "Солидарность" уехала за границу еще в 2012 году, когда появилась вероятность ее задержания и ареста по Болотному делу. До 2014 года она училась в Таллиннском техническом университете, потом получила амнистию и теоретически могла бы вернуться в Россию. Однако в июле Рыбаченко написала на своей странице в Facebook: "Поступила в магистратуру Свободного Университета Берлина. Два года проведу в Германии".

- Я нахожусь сейчас в Германии, потому что я здесь учусь, - говорит Рыбаченко. - Я собираюсь здесь закончить магистратуру и не планирую учиться дольше. Мне было важно закончить образование. Я получила степень бакалавра в Эстонии, здесь проучусь в магистратуре два года и планирую вернуться в Россию.

Рыбаченко подчеркивает, что ее пребывание в Германии - временное, и она планирует вернуться.

- Заграница остается для меня местом учебы, а не жизни. Свое будущее я связываю с Россией, - говорит она.

За последнее время в страны Европы уехали также Всеволод Чернозуб, Михаил Маглов, Алексей Сахнин. Все они опасались преследований по Болотному делу. Чернозуб и Маглов осели в Вильнюсе, Сахнин попросил политического убежища в Швеции.

Михаил Маглов продолжает деятельность, связанную с Россией. Он руководит проектом "Муниципальный сканер". В целом проект похож на петербургскую "Муниципальную пилу" или деятельность Фонда борьбы с коррупцией - активисты выявляют нарушения и неправомерные траты при расходовании бюджетных средств.

Алексей Козлов уехал в Германию из Воронежа, опасаясь преследований по Болотному делу.

- Основная причина моего отъезда - возможность стать фигурантом Болотного дела, - рассказывает Козлов. - Когда началась вторая его часть, связанная с Удальцовым и Развозжаевым, у нас в Воронеже начались обыски, и по разным данным была высокая вероятность, что я буду "торжественно назначен" региональным координатором того, в чем обвиняют их.

Козлов говорит, что получить обычный вид на жительство в Германии проще, чем добиться предоставления политического убежища.

- Я не просил убежища, потому что в Германии это крайне затруднительная процедура, - говорит Козлов. - Я просил просто вид на жительство, больше года ждал, но, в конце концов, было принято положительное решение.

По словам Козлова, убежище проще получить в Финляндии или Швеции, в то время как в Германии слишком много соискателей этого статуса. Легче это сделать только представителями ЛГБТ-сообщества, так как они проходят по отдельной статье, а вот в серьезность потенциальных обвинений по Болотному делу в Германии не верят.

Козлов продолжает заниматься той же деятельностью, которую начал в России.

- Я сейчас живу в Берлине, - рассказывает активист. - Занимаюсь общественной деятельностью, как и раньше. Вместе с местными коллегами учредил организацию "Солидарность с гражданским обществом России". Основной наш проект - это портал о свободе собраний и свободе ассоциации (портал начал работать еще в 2009 году - прим. ЗАКС.Ру). Часть тех, кто его делает, находится в России, часть - в Германии, причем по разным причинам. Собираюсь заниматься также тем, чем занимался раньше - свободой собраний, писать научное исследование по культуре протеста в России.

Мария Смирнова

** Компания Meta Platforms Inc., владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, по решению суда от 21.03.2022 признана экстремистской организацией, ее деятельность на территории России запрещена.


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама