Если кто-то и должен радоваться сентябрьским перестановкам в правительстве и администрации президента, так это петербуржец Сергей Нарышкин, возглавивший аппарат правительства. В последнее время фортуна все чаще улыбается ему.
Биография родившегося в 1954 г. в Ленинграде Сергея Евгеньевича Нарышкина похожа на жизненный путь многих питерских силовиков. В 1978 году он закончил Ленинградский механический институт, после чего трудился на классической для сотрудников органов должности: помощник проректора Политехнического института по международным научным связям. Нельзя не заметить, что по специальности инженера-радиомеханика выпускник Военмеха проработал менее четырех лет. Из ректората он вскоре перешел в Государственный комитет по науке и технике и уже в качестве эксперта этой тесно связанной с Лубянкой организации отправился работать за границу. И не куда-нибудь, а в самый оплот блока НАТО город Брюссель, где плодотворно трудился в аппарате экономического советника посольства. В СМИ неоднократно утверждалось, что в Бельгии Нарышкин был никем иным как кадровым разведчиком, направленным в Европу по линии КГБ.
Вполне возможно, что именно там нынешний глава аппарата правительства постиг основы рыночной экономики, что немало помогло ему в пост-перестроечные времена, когда особым спросом стали пользоваться оборотистые чиновники, умеющие помочь заезжим бизнесменам сориентироваться в непростой обстановке России.
С 1992 по 1995 год Сергей Евгеньевич уже трудился в петербургской мэрии, где собралось немало экс-комитетчиков: стал начальником отдела внешнеэкономических связей Комитета экономики и финансов мэрии Петербурга. Там же но в Комитете по внешним связям трудился Владимир Путин, с которым Нарышкин, наверняка, был неплохо знаком. В принципе оба они занимались одним делом работали с западными инвесторами.
В 1995 году он променял карьеру чиновника на более теплое местечко начальника отдела внешних инвестиций Промстройбанка. Не исключено, что переход был осуществлен не без помощи Путина, давно контактировавшего с главой банка Владимиром Коганом. Появление Нарышкина в ПСБ никого не удивило. Легенда гласит, что босс ПСБ регулярно поговаривал: Лучшая крыша это КГБ. Не исключено, что благодаря советам именно Нарышкина банк стал одним из немногих немосковских финансовых учреждений, получивших кредиты от Европейского банка реконструкции и развития. Роль Сергея Евгеньевича в других проектах менее известна. Зато извлекать дивиденды из политических начинаний он умел великолепно.
Особенно это стало понятно, когда поддержанный Промстройбанком бывший партийно-советский вождь Ленобласти Вадим Густов с триумфом выиграл губернаторские выборы в регионе. В густовской администрации Нарышкин сперва стал зампредом комитета по экономике и инвестициям, а в 1998 году уже удобно устроился в кресле начальника комитета по внешнеэкономическим связям.
Нарышкин и его экс-коллеги по областному правительству немало гордятся достижениями в деле привлечения иностранных инвестиций в Ленобласть во второй половине 1990-х гг. При этом регулярно вспоминают о Филипе Моррисе Ижора (стоимость инвестиций составила $335 млн), заводе Ford (около $150 млн), заводе Катерпиллар Тосно (около $50 млн). Впрочем, тщательный взгляд на эти проекты показывал и оборотные стороны ленинградского экономического чуда, осуществленного нарышкинско-густовско-сердюковскими усилиями.
В частности, неоднократно указывалось, что Форд осуществляет на своем предприятии лишь окончательную сборку автомобилей, а сам завод, по сути, является лишь задвинутой за российскую границу растаможкой. Фабрику Филипп Моррис регулярно упрекал в недоплате налогов финансовый вице-губернатор области Александр Яковлев. Наконец, проверка, проведенная областной КСП, показала, что фабрика Катерпиллер порой поглощает федеральные ресурсы куда более ретиво, чем пополняет бюджет. Контролеры выяснили также, что флагман американского тракторостроения еще и создал для жителей области почти втрое меньше рабочих мест, чем полагалось по договору. В итоге сложилась абсурдная ситуация: далеко не самый богатый регион РФ выступил в качестве щедрого спонсора крупнейшей корпорации богатейшей страны мира. Так что гордиться Сергею Евгеньевичу особо нечем.
Не исключено, что именно по данной причине он засиделся в кресле областного чиновника аж на семь лет. Пост хотя и высокий по меркам Ленобласти, но по сравнению с карьерой многих прочих сослуживцев Владимира Путина по питерской мэрии прямо скажем, не сахар.
Однако, мартовская перетряска в правительстве России, устроенная накануне президентских выборов 2000 г., выдернула Нарышкина из прозябания в захудалом региональном министерстве. Сергей Евгеньевич получил место заместителя начальника экономического управления Администрации Президента России. И это стало только началом. В том же месяце Нарышкин был переведен на другую должность - заместителя руководителя аппарата Правительства России. Окружение бывшего главы КВС не скрывало своей радости за шефа: наконец-то вспомнили об его заслугах. Злые языки комментировали иначе: на скамейке запасных питерских в ход пошли уже второстепенные фигуры. Но может быть и иное объяснение пригодились кадры ПСБ, ведь Владимир Коган по-прежнему в фаворе у хозяина Кремля.
Так или иначе, самые интересные страницы в биографии Сергея Евгеньевича Нарышкина, похоже, еще только пишутся.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1