ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 14 октября 2014, 21:12

Илья Яшин: Механизмы, запущенные Путиным, угрожают территориальной целостности России

Оппозиционер Илья Яшин, запомнившийся россиянам своим участием в митингах и демонстрациях 2011-2012 года, не смог набрать нужное количество подписей для регистрации кандидатом в Мосгордому. Соратники Яшина, председатель "Партии Прогресса" Алексей Навальный и координатор "Левого Фронта" Сергей Удальцов репрессированы властью, рейтинг президента Владимира Путина возрос после присоединения Крыма. Однако Яшин доволен итогами московской предвыборной кампании и верит в неотвратимость хода исторического процесса, приближающего границы властвования Путина.


Проходные выборы

- Как прошли выборы в Мосгордуму?

- Я не сказал бы, что это было яркое событие. Довольно проходное. Случилось это благодаря, во многом, усилиям властей, которые буквально за месяц до избирательной кампании поменяли правила игры. Сначала отменили партийные списки, хотя на протяжении нескольких лет предполагалось, что выборы в Мосгордуму пройдут по партийным спискам и по одномандатным округам, а потом еще и увеличили барьер для регистрации независимых кандидатов с одного процента до трех.

Грубо говоря, на прошлых выборах округ у меня был больше, а подписей требовалось меньше. Сейчас округ стал меньше, а подписей надо больше. Учитывая агрессивную кампанию со стороны муниципалитетов, которые запугивали людей тем, что ходят мошенники, собирают персональные данные, которые потом используют для получения кредитов, это оказалось задачей не выполнимой. Но мы сделали все, что смогли. Совершенно честно собрали то количество подписей, которое возможно собрать, не отказались от борьбы, но и подделывать подписи не стали. Кампания оказалась полезной с точки зрения подготовки, обучения и повышения навыков волонтеров, с точки зрения общения с людьми. Буквально каждый кандидат общался лично с избирателями. В отличие от единороссов, которые предпочитают через телевизор общаться с избирателями, мы выходим к людям и отстаиваем свою точку зрения, зачастую непопулярную, благодаря телевизионной пропаганде. Даже если люди с нами не соглашаются, они ценят, что мы готовы разговаривать, видят, что оппозиция - это не какие-то снобы в высоких кабинетах, а нормальные люди, такие же, как и они сами. Люди, которые не боятся выйти во двор, отстоять свою точку зрения. Эти навыки очень полезны. Я уверен, что они еще нам пригодятся.

- Что думают москвичи касательно сегодняшних политических событий, насколько успешно обработала людей телевизионная пропаганда?

- Я наблюдаю довольно противоречивые настроения. Многие хотят мира, но в то же время ввода войск на Украину. Как это укладывается в их головах, мне не очень понятно. Об этом мы с людьми и дискутировали. Я пытался объяснить, что невозможно вводить войска в чужую страну и требовать мира на земле этой страны. Либо одно, либо другое. Если получалась содержательная дискуссия, когда у людей голова забита не исключительно пропагандой, и они готовы слушать, то со многими аргументами они, в конце концов, соглашались и ставили подписи в поддержку моего выдвижения. Сам факт такой дискуссии вызывал у людей симпатию.

- В своем блоге вы написали шутливый пост , как продавщица в магазине насторожилась, когда вы стали рассказывать ей, что Путин - вор. Что говорят вам люди, когда узнают вас на улице?

- Агрессия, которую якобы испытывают люди к оппозиционерам, насмотревшись телевизора, преувеличена. Я, сопредседатель "РПР-ПарНаС" Борис Немцов и другие мои товарищи спокойно ездим в метро, люди иногда нас узнают, и мы нормально с ними общаемся. Даже если кто-то выражает критику, это, как правило, происходит в довольно корректной форме, и почти всегда этот разговор закачивается рукопожатием, даже если не удалось прийти к компромиссу. Конфликты бывают исключительно на массовых акциях, когда приходят провокаторы, как это было на недавнем Марше мира, когда некие люди стали устраивать потасовки, отбирать флаги.

- С какими провокациями со стороны прокремлевской молодежи вы столкнулись в ходе предвыборной кампании?

- Присылали провокаторов на встречи с избирателями. Провокаторы пытались довольно вяло задавать вроде как неудобные для нас вопросы, хотя, на самом деле, все темы, которые они поднимали на встрече, мы, так или иначе, обсуждали с избирателями. Случилась пара стычек, когда провокаторы пытались испортить нам агитационные кубы. В целом, эти люди больших проблем не создали, равно как и сотрудники правоохранительных органов, которые были настроены в целом довольно лояльно и не мешали проведению кампании. А вот муниципалитеты вставляли палки в колеса. Они распространяли газеты против нас, развешивали листовки, преследовавшие цель саботировать сбор подписей, запугивали людей.

- Что вы будете делать после выборов в Мосгордуму?

- Выборы в Мосгордумы были одним из эпизодов и не изменили стратегию: мы действуем по трем направлениям. Во-первых, мы участвуем в тех выборах, где это возможно и которые имеют политическое значение. В Ярославле, выборы мэра Москвы, в Мосгордуму. Эти выборы позволили нам добиться решения некоторых задач, которые мы перед собой ставили. Второе - просветительская работа. Это антикоррупционные расследования, разработка реформ. Третье - уличная политика. В нынешних условиях власть не воспринимает всерьез тех, кто не выходит на улицу и не выводит какое-то значительное число сторонников.

- Но ведь возможностей для законного уличного протеста сегодня намного меньше.

- Обнадежил Марш мира (акция, прошедшая 21 сентября, по данным ГУ МВД собравшая 5 тысяч человек, по данным оппозиционеров – до 50 тысяч – прим. ЗАКс.Ру). Даже кремлевские пропагандисты писали, что пришло больше, чем предполагали. Уличные протесты остаются в нашем арсенале.


Смена власть

- Борис Немцов заявил по итогам сбора подписей для независимых кандидатов, что полноценных выборов в России нет, и вопрос власти будет решаться иначе . Как иначе?

- Моя оценка совпадает с мнением Немцова, что выборы давно уже перестали быть механизмом смены власти. С начала 2000-х, на мой взгляд, а может и раньше. Выборы сегодня - декорация, которая приукрашивает режим личной власти, сформированной Путиным.

Однако это не значит, что в выборах не надо участвовать. Участие даже в таких выборах открывает возможности для маневра оппозиции, открывает более широкие возможности для общения с нашими сторонниками, для мобилизации сторонников. Вспоминая даже 2011 год, кода выборы носили совершенно комичный характер, надо признать, что мобилизационная кампания привела к массовому возмущению и протесту граждан. Поэтому, отдавая себе отчет, что выборы не являются реальным политическим механизмом смены власти, мы все-таки рассматриваем их как элемент нашей политической стратегии и будем участвовать в выборах тогда, когда это возможно. Руководствуясь этой логикой, мы выдвигались на выборы в Мосгордуму, прекрасно понимая, что созданные условия лишают нас возможности дойти до дня голосования. Надо рассматривать политическую ситуацию не в статике, а в развитии. Ситуация меняется, и, учитывая последние события, я полагаю, что она будет меняться довольно динамично в ближайшие месяцы.

- Так как же сменить власть, если не выборным путем?

- Я надеюсь, что смена власти произойдет мирно и бескровно, без каких-либо революционных потрясений. Хотя нынешняя власть делает все, чтобы смена власти произошла либо через революцию сверху, через путч, либо через массовое волнение снизу. Надеюсь, что выборы постепенно приобретут какое-то значение в нашей стране и, в конце концов, станут механизмом настоящей смены власти. Если сейчас этот не так, то это не значит, что так может не быть в прямой перспективе под давлением улицы или возмутившихся элит. В конце концов, наша стратегия в том, чтобы в России сформировался круглый стол, который создаст механизмы легальной и бескровной передачи власти от тех, кто сейчас находится в Кремле, к некому правительству народного согласия. Которое, в свою очередь, проведет честные, открытые выборы, на которых возникнут легитимные, действительно народные органы власти.

- Что вы имеете в виду под "правительством народного согласия"?

- Мне близок польский сценарий развития событий. Я считаю, что это был бы оптимальный для нас вариант. Сформирован круглый стол и нынешняя власть под давлением - мирным и бескровным - передает неким представителям оппозиции полномочия для проведения новых выборов. Правительство народного согласия, это временное правительство, которое берет на себя ответственность за этот период передачи власти.

- Сколько, по-вашему, еще ждать политических перемен в России?

- Дело в неких исторических процессах, которые, как мне кажется, в этом году мы и наблюдаем. Я давно пришел к выводу, что революции и большие события происходят не благодаря революционерам, а зачастую даже вопреки. Есть некий маховик истории, который можно притормозить на какое-то время, не замечать его, но никуда от него в конечном счете не денешься. То, что нынешняя власть не сможет долго существовать в настоящих условиях, для меня совершенно очевидно. Экономический потенциал России, созданный Путиным, не соответствует геополитическим амбициям, которые он декларирует. Это противоречие приведет к краху путинского режима, в этом я совершенно уверен. Если мы имеем сырьевую экономику, на две трети зависящую от продажи нефти, очень глупо воевать со всем миром. Я убежден, что миссия оппозиции сегодня - сохранение страны, удержание ее как единого геополитического образования. Потому что те механизмы, которые запустил Путин, в том числе и на международной арене, угрожают территориальной целостности России. То, как присоединялся к России Крым, открывает ящик Пандоры, который ставит под угрозу целостность России, по крайней мере, на ее окраинах. Если завтра Россия станет слабее, ровно по тем же механизмам, как забрали Крым, у России могут забрать земли. Это значительный вызов для нашей страны и оппозиция уже сейчас должна решить, как этого не допустить в будущем. Путин действует конъюнктурно. Нужно сегодня рейтинги повысить - заберем Крым.

- Я понимаю, что в вопросе роли личности в истории вы на стороне народа.

- Без народа ничего не получится. Я не сторонник снобизма: "мы лучше народа, знаем, что народу нужно». Мне кажется, что главная задача - убедить народ, объяснить людям, что происходит в стране, добиться поддержки и доверия людей. Иначе никак.


Забытые лидеры

- Лидеры оппозиции репрессировны властью. Что делать россиянам в этой ситуации?

- Лидеры оппозиции и до этого не очень-то присутствовали в информационном поле. В основном в криминальных сводках, поэтому ничего принципиально не изменилось. То, что лидеров оппозиции репрессируют - укрепляет доверие к ним со стороны более или менее протестнонастроенных масс. Очевидно, что власть давит на тех, кого боится. Надо подождать, нет ничего, зафиксированного на века. Время подскажет нам варианты развития событий, главное, не допустить ошибок на этих развилках.

- Если лидеры оппозиции долго не появляются в медиа, люди забывают о них.

- Сегодня вас всех знают, завтра забыли, послезавтра снова вспомнили. Отправляя за решетку Удальцова и ограничивая свободу Навального, власть создает им репутацию, признавая их авторитет и политический вес. Про Удальцова еще вспомнят, а про Навального никто и не забывал.

- Когда снова люди начнут массово выходить на улицы?

- Невозможно прогнозировать. О том, что оппозиция разгромлена и уже никогда не поднимет голову, нам говорили примерно в ноябре 2011 года. Через две недели состоялся массовый митинг на Чистых прудах, а затем супермассовые митинги на Болотной и Сахарова. Как я и говорю, есть объективные исторические тенденции, которые так или иначе дают о себе знать. И ничего сними не поделаешь. Можно посадить всех оппозиционеров, но ход истории остановить невозможно. А ход истории говорит о том, что границы этого режима уже на горизонте.

Беседовал Сергей Кагермазов

** Компания Meta Platforms Inc., владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, по решению суда от 21.03.2022 признана экстремистской организацией, ее деятельность на территории России запрещена.


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама