ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

_сми.публикации 1 октября 2002, 13:09

Народные заседатели - не зицпредседатели

// Санкт-Петербургские ведомости, N 181, стр. 4
Важный этап российской судебной реформы начался недавно в городском Законодательном собрании: утверждение списков народных заседателей для работы в федеральных районных судах Петербурга. Процедура, на первый взгляд, чисто механическая: муниципалы на местах формируют соответствующие перечни фамилий, а депутаты ЗакСа голосуют. На самом же деле далеко не все так просто. Учитывая, что у каждого федерального судьи должно быть 150 народных заседателей, речь идет о подтверждении официального статуса 50 тысяч человек. Кто они, полностью ли безупречна репутация каждого из этих людей? Соответствует ли их образование, профессиональная подготовка, жизненный опыт, моральные качества уровню тех задач, которые предстоит им в перспективе решать, став полноправными участниками судебных процессов? Известно ведь, что если двое заседателей не согласятся с обвинительным или оправдательным приговором, за который будет ратовать судья, окончательное судебное решение примут в их пользу. Иными словами, в руках народных заседателей окажутся судьбы тысяч и тысяч людей - правых и виноватых. Стоит ли поэтому удивляться, что в ЗакСе вокруг процедуры утверждения заседателей завязалась очень бурная дискуссия? А наш корреспондент Александр Рабковский попросил прокомментировать ситуацию заместителя председателя Комитета Госдумы по государственному строительству, нашего земляка Сергея Попова, который летом в своем обращении к прокурору города обратил его внимание на необходимость форсировать процесс формирования корпуса народных заседателей, что, по сути, и стало толчком к вышеупомянутым дебатам в Мариинском дворце. - Сергей Алексеевич, почему именно сейчас возникла и приобрела особую актуальность и остроту проблема народных заседателей? - Эта проблема появилась отнюдь не сегодня и даже не вчера: федеральный закон о народных заседателях судов общей юрисдикции был принят и вступил в силу два с половиной года назад. Последний раз нынешние народные заседатели обрели свой статус в 1990 году, то есть начали работать они в другом государстве, в совершенно иных исторических условиях. Но дело даже не в этом. 12 лет - срок немалый. За это время люди умирали, переезжали на другое место жительства, меняли профессию и т. д. и т. п. Словом, несмотря на то, что президенты России - сначала Б. Ельцин, а затем и В. Путин - своими указами несколько раз продлевали полномочия народных заседателей, их корпус год от года таял подобно шагреневой коже. Ну а 5 августа этого года В. Путин признал свой же последний указ о продлении срока полномочий заседателей утратившим силу. Вне всякого сомнения, президент вполне резонно полагал, что 2,5 года действия закона - срок вполне достаточный для его повсеместной практической реализации. Но вот у нас в Петербурге, как это ни печально, если муниципалы в некоторых районах и проявляли надлежащую активность, формируя списки заседателей и направляя их в ЗакС, то там эти списки благополучно ложились под сукно. На каком-то этапе сокращение численности заседателей в петербургских судах начало существенно тормозить рассмотрение дел, что, как вы понимаете, совершенно недопустимо. Вот эта ситуация и побудила меня 6 августа - на следующий день после выхода вышеупомянутого президентского указа - направить письмо в адрес прокурора города И. Сыдорука с просьбой принять надлежащие меры прокурорского реагирования в отношении тех, кто не исполняет федеральный закон. - Какие же последствия имело это ваше обращение? - 9 сентября в ЗакС из прокуратуры пришло представление о необходимости устранения нарушений федерального закона. В ходе месячной проверки прокуратура выяснила, что действительно органы МСУ 16 районов города в течение года посылали в Мариинский дворец списки заседателей для их утверждения, но ЗакС этим почему-то не занимался. Прокурор предложил депутатам решить вопрос об утверждении списков. И, насколько я знаю, работа эта в Мариинском дворце наконец-то началась. - Это так. Но первый же из списков, принятых к утверждению, породил у депутатов немало всяческих сомнений. Утвердить разом свыше 500 фамилий абсолютно незнакомых людей, придав им официальный статус полноправных и полномочных участников судебных процессов, - это, согласитесь, шаг непростой и чрезвычайно ответственный. Не хочется бросать тень на наших уважаемых муниципалов, но все-таки, памятуя о том, что многие из них были избраны при электоральной явке всего лишь в 5 процентов, нельзя ведь исключить, что и в подготовленных ими списках заседателей могли оказаться люди случайные, а то и похуже... - Сомнения эти вполне понятны. Но, во-первых, городские законодатели не вправе вторгаться в сферу компетенции органов местного самоуправления: строго по закону их прерогатива - кандидатуры предлагать, а ЗакСа - их утверждать или отклонять. Не больше и не меньше. Во-вторых, в самой процедуре назначения двоих заседателей для рассмотрения конкретного судебного дела заложена достаточно надежная, на мой взгляд ,страховка от включения в процесс "нужных" людей, которые могут в ту или иную сторону повлиять на окончательный приговор суда. Судите сами: на первом этапе из большого списка вслепую, методом случайной выборки выдвигают 12 претендентов. Затем в процессе досудебной подготовки слушания дела этих людей вызывают на встречу с представителями всех трех сторон - участников процесса - судьей, обвинителем и адвокатом обвиняемого. И начинается отсев, аналогичный телеигре "Слабое звено" или круговой велогонке с выбыванием. Каждый из троих может отвести любого из двенадцати абсолютно по любой причине. Все это продолжается до тех пор, пока не останутся два человека. Они-то и станут народными заседателями на конкретном судебном процессе - надо полагать, удовлетворяющими всех. Двое же других, отсеянных самыми последними, будут числиться в запасных на случай болезни или смерти представителей основного состава. На мой взгляд, такая достаточно сложная, многоступенчатая и одновременно прозрачная для всех заинтересованных сторон система отбора делает практически иллюзорной возможность посадить в кресла заседателей купленных людей для принятия нужных судебных решений. - И все же, все же... На одном из последних заседаний ЗакСа, где обсуждался данный вопрос, прозвучала информация о том, что в одном из списков оказались инвалиды по слуху, парализованные и т. д. Были там люди весьма преклонного возраста - за 90 лет и старше. Видимо, все-таки нужен какой-то контроль за муниципалами, которые предлагают такие вот кандидатуры? - Как раз об этом прямо и пишет депутатам И. Сыдорук, предлагая им в пределах своих избирательных округов проконтролировать процесс составления списков. Соответствующая работа требуется и от комиссии ЗакСа по законности и правопорядку, через которую, как сквозь фильтр, проходят все документы, связанные с утверждением судей федеральных и арбитражного судов, мировых судей. Предлагают-то их тоже другие инстанции, а утверждает ЗакС, то есть аналогия с народными заседателями практически полная. Так почему в одном случае должный контроль наличествует, а в другом нет? А вообще, чтобы не превращать процедуру в формальность, в сущий фарс, целесообразно, мне кажется, было бы утверждать списки заседателей не порайонно, а по отдельным муниципальным образованиям - так же, как рассматриваются в ЗакСе документы о передаче муниципалам объектов госсобственности, регистрируются изменения в уставы муниципальных образований и т. д. Понятно, что заседателей закрепляют за районными федеральными судами, и разбивка их по муниципальным округам будет чисто условной. Но при такой системе можно будет реально контролировать процесс и своевременно указывать муниципалам на их вольные или невольные проколы. Другого способа решить действительно непростую проблему я не вижу. Так или иначе, но сегодня депутаты оперативно должны укомплектовать наши федеральные суды народными заседателями. Важно помнить, что народный заседатель сегодня - это не какой-то там зицпредседатель, отбывающий рядом с судьей свой дежурный номер. Он - активный и полномочный участник любого процесса, непосредственно влияющий на конечный вердикт. И это значит, что, не затягивая процесс утверждения списков, депутаты должны подойти к этой работе с максимальной ответственностью.

Александр Рабковский


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости24 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама