ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 20 декабря 2004, 16:40

СПС возвращается?

Лидер петербургского СПС Григорий Томчин только что стал членом Совета Федерации, пополнив небольшую фракцию партии в верхней палате Федерального собрания. Секретарь Федерального Политсовета СПС Леонид Гозман поспешил назвать это естественным процессом возвращения правых на все уровни власти. В качестве подкрепляющего тезис доказательства он назвал успехи СПС на региональных выборах. Логика веская: пять процентов в декабре 2003 года не перешли, зато на протяжении последующего времени брали то пяти, то шестипроцентный барьер, а в Кургане и вовсе получили больше десятой части голосов.

Между тем, ситуация гораздо менее радужнее для правых. Результаты декабрьского голосования 2003 года стали катастрофическим разгромом, как бы не оправдывать их применением административного ресурса. Вместо 8 с половиной процентов не удалось собрать даже четырех. При этом избиратели СПС не перешли в другие партии, огромное число правого электората просто не пошло голосовать, не увидев и не услышав со стороны СПС предложений, интересных именно им. Уход из Думы обернулся параличом руководства партии. Четверо сопредседателей партии сложили с себя полномочия, а Ирина Хакамада и вовсе покинула ряды СПС, основав собственную партию Наш выбор.

В итоге правые так и не смогли выбрать единого руководителя, как бы они не прикрывали этот факт объяснения о механизме выборов посредством праймериз (кстати, именно новоиспеченный сенатор активно занимался разработкой вопроса о схеме выборов). Кое-кто полагает, что причина затягивания вопроса нежелание Чубайса возглавлять партию. А другого лидера с финансовыми ресурсами и известного публике у партии пока что нет. Точнее, есть, но они ушли в резкую оппозицию Кремлю, а это не устраивает немалую часть правого электората. То есть прежде чем избирать лидера, необходимо определиться с собственной позицией и в отношении Кремля, и в отношении внятно сформулированных идей, интересных избирателям, а этого пока что не наблюдается.

На региональных выборах, которыми гордятся правые, ситуация еще более запутанная. Не секрет, что либеральные партии и СПС, и Яблоко - на местных выборах традиционно выступали не лучшим образом, в том числе и в мегаполисах. Обозначая свое присутствие, они нигде не сумели стать ведущей политической силой. А выборы по партийным спискам до начала 2004 года и вовсе оборачивались провалом установленный высокий 10-процентный барьер лишил либералов шансов не только в чужих регионах, но и в таких областях, как Вологодчина, которые традиционно считались более продвинутыми.

В этом смысле прохождение избирательного барьера в Тульской, Иркутской, Брянской и Курганской областях, а также победа одномандатников от СПС в Калужской и Читинской областях в количестве, достаточном для создания фракций, стали своеобразным сюрпризом. Тем более интересным, что достичь его удалось в красном поясе.

Случайность? Вряд ли. Масштабное вложение средств (рискнем предположить поступивших из прежнего источника: от кругов, близких к Чубайсу). А вот новые лица появились депутат Госдумы Антон Баков, вступивший в СПС летом 2004 года. Именно он возглавлял партийный список правых в Тульской области, и занимался ведением некоторых других избирательных кампаний партии. Баков личность, известная не только своими организационными талантами, но и левопопулистским настроем. В его активе создание движения Май, которое участвовало (неудачно) в прошлых думских выборах. Вряд ли было случайностью объединение Бакова с селезневской Партией возрождения России. Кстати, с ПВР сотрудничал на думских выборах и глава списка СПС в Кургане Евгений Собакин.

Появление Бакова в СПС позволило изменить имидж партии и переориентироваться на иной сегмент электората. Именно это стало причиной роста рейтинга либералов в красном поясе. Однако проблема прихода на выборы традиционного правого электората по-прежнему до конца не решена.

Ставка на знакомый политический брэнд СПС сопровождалась обещаниями борьбы с бедностью (Курган и Брянск). Чем не обещания РАО ЕЭС России снизить тарифы на электроэнергию на думских выборах. Но что не помогло в декабре 2003 г. (то же самое энергичнее пообещала Родина), то сработало на выборах региональных. Вопрос лишь в том, насколько это обновление именно Союза правых сил?

Кандидат СПС в губернаторы Дмитрий Зеленко в Брянской области предложил заморозить тарифы на коммунальные услуги и электроэнергию до конца 2005 года, пересмотреть итоги незаконной приватизации, создать новые рабочие места, ввести региональную надбавку к пенсиям в размере до 500 рублей ежемесячно, выплачивать региональную надбавку к "детским пособиям" в размере до 300 рублей ежемесячно, ввести льготный проезд для пенсионеров в общественном транспорте по территории всей области, сохранить льготы на приобретение лекарств для всех категорий льготников, восстановить автобусное сообщение между населенными пунктами на сей территории области и так далее. Соответствует ли такой документ программным тезисам СПС? Не особо, но вряд ли это озаботило организаторов электоральных побед. Формальный результат достигнут. Справедливости ради отметим, либерализм не исчез полностью, он сохранился в требовании строгого соблюдения бюджетной дисциплины.

Как оценивать подчеркнутую лояльность федеральному центру и самопозиционирование как кандидатов Кремля, пусть читатели решают сами. Но не стоит потом удивляться, что прошедший во второй тур губернаторских выборов Евгений Собакин сначала вступил в СПС, а десять дней спустя уже попросился в Единую Россию. Хороша же победа, где номер один в избирательном списке и кандидат в губернаторы поспешил сдать партию, даже не дожидаясь окончания выборов.

В то же время нельзя не отметить: оправдала себя ставка на новых людей в тех регионах, где велика доля протестного электората, а власть не пользуется доверием населения. Для областей, где не хватает местных политиков менеджерского типа, а элита переполнена коррумпированными хозяйственниками из бывших красных директоров, подобные кандидаты-москвичи (вышеупомянутые Баков, Зеленко и Собакин) зачастую оказываются привлекательными. Тем более, если они активно дистанцировались от бывших сопредседателей партии и призвали к обновлению СПС (поражение обернулось победой. Потому что из руководства партии ушли тогдашние лидеры - Немцов, Хакамада, Чубайс. Партия обновилась, стала набирать очки. В партию потянулись простые люди).

Похожие примеры прагматизма были заметны на выборах в Иркутской области (альянс с Народной партией в блоке За родное Приангарье) и на Сахалине (Союз патриотов Сахалина и альянс с местными социал-демократами). Результат: один-один. В Иркутской области получено почти семь процентов, на Сахалине чуть больше двух.

Пока что очевидно одно: СПС сумел сохранить силы для борьбы в регионах, и ему это удалось в большей степени, чем Яблоку (это показывает простой подсчет результатов электоральных кампаний). Данный факт, однако, не означает формирование четкого имиджа, который гарантирует СПС прохождение семипроцентного барьера на думских выборах 2007 года. Популистская риторика на общефедеральном уровне вряд ли возможна в том же масштабе. Тяжело представить руководство правых, конкурирующих с Родиной и КПРФ за пенсионный электорат. И если в регионы можно делегировать новых людей (без кавычек), то на общероссийском уровне пока что идет перетасовка одних и тех же кадров и поиск новых лиц, которые при ближайшем рассмотрении оказываются не так уж новы. При этом никто внятно не разъяснил, чем новые люди без четкого политического лица будут привлекательнее для избирателей.

Точно также стоит понимать, что с лояльностью или нелояльностью Кремлю придется определяться ближе к думским выборам. Объяснения, используемые правыми, о СПС как идеологической партии, которая не нуждается в одобрении или неодобрении Кремля, не выдерживают критики. Можно понять правых, не ставящих целью получить визу администрации президента. Но в таком случае, как минимум, требуется внятно объяснить своим избирателям, а в чем, собственно, состоит идеология СПС на данном этапе (см. выше). Иначе правый электорат снова на выборы не пойдет.

И, наконец, самое интересное. Новые правые технологии на выборах заставляют вернуться к многократно оспоренному СПС утверждению о партии как о пиаровском проекте. Пусть так, пусть не пиаровский проект. Его итог подвели думские выборы в декабре 2003 года. Региональные же выборы показали сохранение финансовой подпитки с выдвижением лозунгов, интересных новым сегментам электората, может позволить либералам вырваться за пределы заколдованного пятипроцентного круга. Все от них зависит. В конце концов, более четверти населения заявляют о необходимости оппозиции. Но никакой наемный менеджер не найдет за самих либералов из СПС путь к возвращению в большую политику.

Борис ВОРОНИН

Борис Воронин


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама