ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Новости 27 июля 2015, 14:57

Активисты: УФАС не отменило дорожные аукционы в Великом Новгороде, несмотря на нарушения закона

Антикоррупционный центр "Transparency International Россия" обнаружил, что МКУ Великого Новгорода "Управление капитального строительства" установило требования к компонентам асфальтобетонной смеси для ремонта дорог, что противоречит закону. Другие нарушения были обнаружены самим антимонопольным органом в рамках внеплановой проверки этих закупок. Несмотря на все это, местное Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) отказалось отменить две закупки на ремонт дорог в Великом Новгороде общей стоимостью более 75 млн рублей.

Напомним, 16 июня "Управление капитального строительства" разместило на официальном сайте госзакупок два заказа на ремонт дорог в областном центре. В рамках закупок общей стоимостью около 76 млн рублей должны отремонтировать улицы Большую Санкт-Петербургскую, Псковскую, транспортную развязку на выезде из Великого Новгорода в направлении Москвы, дорогу от улицы Панкратова до развязки на выезде. А также улицы Большую Московскую, Панкратова и Рогатицу.  Средства на ремонт этих дорог были выделены в преддверии подготовки города к Российско-белорусскому форуму, который в итоге был перенесен в Сочи. Согласно документации, дороги должны быть отремонтированы к 1 сентября.
 
Как удалось установить "Transparency International Россия", аукционная документация обеих закупок содержит одни и те же нарушения закона — в техническом задании установлены требования к компонентам асфальтобетонной смеси. А именно: к 3 видам щебня, к песку, минеральному порошку и вязкому дорожному битуму. При этом анализ документации показал, что объектом закупки является асфальтобетонная смесь, а не ее компоненты. Данный товар можно купить как уже готовый, соответствующий параметрам ГОСТа, так и изготовить самостоятельно. В связи с этим мы считаем, что заказчик при описании объекта закупки нарушил требования к объективному описанию предмета закупки, установленные 44-ФЗ.

Из требований заказчика следует, что асфальтобетонная смесь должна быть изготовлена из 3 (трёх) видов щебня фракционного: щебень 15-20, щебень 10-15, щебень 5-10. Это требование ограничивает перечень возможных участников закупки, так как подрядчики используют различные составы асфальтобетонной смеси, в том числе применяя один вид щебня 5-20, что допускается ГОСТом. При этом, как подчеркивают специалисты, с точки зрения качества асфальтобетонной смеси безразлично, будет ли она изготовлена из щебня 3-фракций, как требует заказчик, либо из щебня одного вида при условии, что технические характеристики и того и другого материала будут совпадать. В связи с этим включение заказчиком дополнительных требований к компонентам товара является незаконным.
 
Позиция "Transparency International Россия" подтверждается решениями УФАС по Ленинградской области. Например, ГКУ "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" при проведении аукциона на строительство автодорожного путепровода установило требования не только к товарам, необходимым для производства работ, в том числе асфальтобетонной смеси, железобетонной стойке и горячекатанной арматурной стали, но и к их компонентам. Ленинградское УФАС пришло к выводу, что законом допускается предъявлять требования исключительно к техническим характеристикам самой асфальтобетонной смеси в рамках  ГОСТа, и значит, заказчик не вправе вводить дополнительные требования к ее составляющим. В результате закупка была признана незаконной, а заказчику предписано изменить аукционную документацию.

К тому же при определении начальной (максимальной) цены контракта указано, что ее рассчитывали с применением проектно-сметного метода и проекта. Однако заказчик, ссылаясь на наличие проекта, не включил его в аукционную документацию. В состав документации вошли только локальные сметы, но для проведения работ по ремонту автомобильных дорог этого недостаточно. 

По соглашению с антикоррупционным центром жалобы в Новгородское УФАС на действия УКСа Великого Новгорода подала Новгородская региональная общественная организация "Собрание коренных новгородцев". Она просила отменить обе закупки и привлечь к ответственности чиновников, составивших аукционную документацию.

УФАС также провело внеплановую проверку этих закупок и обнаружило другие нарушения. Заказчик установил требования, которые могут предъявляться только в том случае, если речь идет о капитальном ремонте дорог. Например, о том, чтобы исполнитель контракта был членом СРО. Во время рассмотрения жалоб в УФАС заказчик заявил, что речь идет о текущем ремонте дорог. Но, узнав от представителей ФАС, что в таком случае установлены незаконные требования, тут же изменил свою позицию, сообщив, что имеются элементы капитального ремонта. При этом, напомним, проект как обязательный документ для проведения капитальных работ не был представлен в составе аукционной документации.

По результатам рассмотрения новгородское УФАС отказалось признать обоснованными жалобы НРОО "Собрание коренных новгородцев" При этом были установлены нарушения закона в части требований, которые можно предъявлять лишь в случае капитального ремонта. Однако в этом случае антимонопольщики решили, что эти нарушения "не повлияли на определение победителя".

Что касается проведения аукционов, то в одном из них приняла участие лишь одна компания — ООО "Корпорация Евротракт" из Санкт-Петербурга, а в другом — из трех заявок до аукциона была допущена всего одна, все той же "Корпорации Евротракт", что само по себе выглядит подозрительно. Новгородский подрядчик ЗАО "СМУ-57" уже обжаловал отказ аукционной комиссии в допуске к аукциону. "СМУ-57" требует УФАС устранить нарушения закона, а заказчика — повторно провести рассмотрение заявок. "Корпорация "Евротракт" не первый год работает на новгородском рынке. Как удалось установить антикоррупционному центру, она была создана в 2014 году, однако ее учредители также владеют рядом других организаций по ремонту дорог. Так, предшественниками корпорации являются ООО "Евротракт" и ЗАО "Корпорация Евротракт". Эти компании активно судятся в арбитраже, проходя как ответчики по делам, связанным с дорожным ремонтом. Суммы исков исчисляются миллионами и даже десятками миллионов рублей.

"Мы подозреваем, что выявленное нами нарушение является системным и практикуется не только в Новгородской и Ленинградской областях. Таким способом заказчики отсеивают нежелательных, на их взгляд, подрядчиков. При этом подходящим оказывается лишь один конкретный исполнитель. В этом можно усмотреть коррупционную схему — когда существуют предварительные договорённости между заказчиком и исполнителем. Что касается новгородских закупок, установив требования к использованию трёх видов щебня, заказчик лишил местных подрядчиков возможности участвовать в аукционах. Они, как правило, используют лишь один вид щебня. Им было бы крайне сложно успеть до сентября перестроить свой технологический цикл и выполнить ремонт дорог. Мы считаем, что состав асфальтобетонной смеси был указан в документации именно для того, чтобы "Корпорация Евротракт" получила эти подряды. В очередной раз приходится констатировать, что власть вместо того, чтобы обеспечить равные условия для всех участников рынка, создает с помощью различных уловок режим максимального благоприятствования для определённых подрядчиков", — сказала руководитель Антикоррупционного центра "Transparency International Россия" в Великом Новгороде Анна Черепанова.

"Transparency International Россия" в Великом Новгороде рассматривает возможность оспорить решение Новгородского УФАС в суде.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости16 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама