ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Ху из ху 25 января 2005, 15:45

Личный бухгалтер президента: Алексей Леонидович Кудрин

Министр финансов Алексей Леонидович Кудрин старожил российского правительства. Придя в него еще при Ельцине, он вполне успешно удерживается на вершинах власти и при Владимире Путине. Кое-кто его даже называет за глаза личным бухгалтером президента. Другие кто с надеждой, кто с осуждением характеризуют его как либерала во власти. Но никто не ставит под сомнение его близость к главе государства.

Родившийся 12 октября 1960 г. в Латвийской ССР Алексей Леонидович закончил в начале 1980-х гг. экономический факультет Ленинградского государственного университета им. А.Жданова, после чего оказался в аспирантуре Института экономики АН СССР, где написал диссертацию о социалистическом соревновании. Пару лет он занимался изучением теоретических проблем развития советского хозяйства (в Институте социально-экономических проблем), после чего вступил на практическую стезю, определившую всю его дальнейшую карьеру.

Правда, еще до того, в 1989 г., Кудрину и группе его коллег пришла в голову идея избрать нового директора ИСЭП, благо в перестроечные времена КПСС не возражала против прямых проявлений народной демократии. После отказа баллотироваться Егора Гайдара и Александра Шохина кандидатом на пост директора стал доцент ленинградского вуза Анатолий Борисович Чубайс. Выборы он не выиграл, но отношения с Алексеем Леонидовичем у них завязались хорошие. Кудрин вошел в состав кружка либеральных петербургских и московских экономистов, что и дает основание многим числить его среди птенцов гнезда чубайсова. Правда, он не захотел вступить в члены знаменитого ленинградского клуба Перестройка, а посему оказался малоизвестным для демократического большинства Ленгорсовета человеком.

В итоге он получил пост путь и значимый, но меньший, нежели мог сам предполагать: в 1990 г. Кудрин становится заместителем председателя комитета по экономической реформе Ленгорисполкома (главой комитета был Чубайс), а в 1991 году приходит на пост зампредседателя Комитета по управлению зоной свободного предпринимательства мэрии Санкт-Петербурга. В то же время в мэрии начинал трудиться экс-офицер КГБ СССР Владимир Путин, с которым Кудрин довольно быстро свел дружбу.

Весь комитет по управлению ЗСП состоял из десятка человек, при этом управлять им было нечем. При первой же возможности Алексей Леонидович мигрировал в более значимый комитет мэрии по экономическому развитию. Проработав год в этой структуре и понравившись мэру Собчаку, Кудрин в августе 1992 г. был предложен последним на пост руководителя Комитета мэрии по финансам.

Четыре года Алексей Леонидович являлся главным финансистом Северной столицы, а объем его полномочий неуклонно возрастал. После краха советской системы осенью 1993 года появился объединенный Комитет экономики и финансов, который возглавил, естественно, Кудрин, ставший одновременно и первым вице-мэром. Именно он решал кому давать, а кому не давать деньги, прочно войдя в первую по значимости тройку чиновников (вместе с Собчаком и Путиным).

Кстати, именно тогда Алексей Леонидович серьезно рассорился с главой Бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Игорем Артемьевым (одним из будущих лидеров Яблока) и своим коллегой по правительству вице-мэром Владимиром Яковлевым.

Впрочем, у Кудрина были не лучшие отношения и с городским парламентом в целом. Вместе со своим шефом Собчаком он жестко сопротивлялся попыткам депутатов ЗакСа добиться подробной расшифровки городских расходов и децентрализации финансовой сферы города. Попытки ограничить свободу рук мэрии в этих вопросах вызывали его откровенное раздражение.

Время от времени это приводило к скандалам.
Летом 1994 г. Кудрин согласился по распоряжению шефа перебросить немалую сумму со статьи строительство и реконструкция метрополитена на организацию Игр Доброй воли. Немалый шум по этому поводу подняли думские депутаты от Петербурга, но больше всего возмущалось осенью 1995 года население, когда после аварии на размыве целый район оказался отрезан от центра города. Конечно, авария на Кировско-Выборгской линии не стала плодом деятельности мэрии, но объяснить это разъяренным петербуржцам времени у Кудрина и Собчака не оказалось. А Алексею Леонидовичу этот скандал стоил поста замминистра финансов, по слухам, уже обещанного ему Чубайсом.

Крах карьеры наступил летом 1996 года, когда окружение Бориса Ельцина решило сменить главу Санкт-Петербурга. На деньги президентской администрации городские яблочники, коммунисты и умеренные консерваторы сумели разгромить ведомую Путиным и Кудриным команду Анатолия Собчака и посадить в кресло губернатора Владимира Яковлева. В ночь после второго тура выборов Кудрин и его коллега Михаил Маневич (глава КУГИ) несколько часов жгли в Смольном какие-то бумаги, которые ни в коем случае не хотели оставлять в руках триумфаторов.

Довольно скоро Яковлев решил отомстить Кудрину за прошлые обиды, вспомнив о достижении главы Комфина размещении краткосрочных облигаций города на европейском рынке в 1995 году, за которое тот в свое время получил медаль За развитие фондового рынка России. В конечном итоге выяснилось, что проект финансовой пирамиды не только не привел к решению финансовых проблем города, но и затянул его на несколько лет в долговую яму. Обвинение (впрочем, не официальное, а лишь будировавшееся в прессе) Алексея Леонидовича застало в больнице им. Свердлова, где он залечивал радикулит. Впрочем, вскоре Яковлеву пришлось замять скандал, поскольку и у самого у него рыльце оказалось в пушку.

Между тем, старый знакомый Чубайс не оставил Кудрина в беде, и летом 1996 года забрал его работать к себе в президентскую администрацию на пост заместителя. До марта 1997 года Алексей Леонидович являлся также начальником Главного контрольного управления, и именно тогда он перетащил в Москву Владимира Путина, не сумевшего устроиться при новой петербургской власти. Благодарный экс-первый вице-мэр явно не забыл, кто помог ему спасти рушившуюся на глазах карьеру.

Между тем, у самого Кудрина все было в порядке. Верный чубайсовец шел по служебной лесенке за своим идеологическим наставником словно привязанный. С приходом Кудрина ГКУ провела серию показательных проверок в регионах (в частности, в Приморье), пообещав жестко карать нарушителей. Так Чубайс начинал выстраивать вертикаль власти, указывая губернаторам их место. Впрочем, стоило президенту Ельцину лечь на операцию по шунтированию и рейды ГКУ сошли на нет.

Став после реорганизации правительства в марте 1997 года первым заместителем министра финансов (Чубайса), Кудрин усидел на этом посту даже когда Анатолия Борисовича вытурили из правительства. Уже в 1997 году говорили, что Чубайс, совмещавший посты министра финансов и первого вице-премьера скоро отдаст своему протеже министерское кресло. Но после устроенного Березовским и Гусинским скандала с делом писателей Алексей Леонидович на какое-то время лишился своего покровителя, а вместе с ним и надежд на повышение. В январе 1999 года Кудрин ушел сам, не прижившись в правительстве откровенного дирижиста Примакова, и оказался вновь под крылом Чубайса на посту зампредседателя РАО ЕЭС России.

Уже оттуда он вернулся в правительство в августе 1999 года новый премьер-министр Владимир Путин сделал его первым замминистра финансов. А стоило министру Касьянову попасть в кресло главы правительства, Кудрин получил вожделенную должность главы Минфина. Алексей Леонидович стал одновременно и вице-премьером, а по сути первым вице-премьером, в ведении которого оказались вопросы прогнозирования экономического и социального развития, государственного финансового планирования; налоговой политики; проведения единой кредитно-денежной политики; валютного регулирования и валютного контроля; российского рубля в качестве международного платежного средства; таможенно-тарифной политики; разработки и исполнения федерального бюджета; межбюджетных отношений и бюджетного федерализма; оптимизации бюджетных расходов; противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

На посту министра финансов Кудрин был вполне либерален. Вместе со своими друзьями и коллегами из СПС он предложил и пролоббировал снижение различных налогов, а также добился введения плоской шкалы подоходного налога и снижения налога на прибыль, отмены налога с продаж. Характерно, что летом 2003 года он упрямо заявил, что готов выслушать любые аргументы левой оппозиции, но не изменит своей позиции по данному налогу.

В бытность Кудрина министром финансов, ответственным за составление главного финансового документа страны, бюджет стал проходить через Госдуму практически без проблем. Впрочем, сложно сказать заслуга ли это профессионального министра, или результат удачно выстроенной вертикали власти, в которой парламент все чаще брал под козырек.

Впрочем, вполне в монетаристском духе Алексей Леонидович упорно сопротивлялся любым попыткам увеличить бюджетные траты. Временами он делал заявления, которые приходилось спускать на тормозах лично Путину. Однажды глава финансового министерства удивил журналистов рассуждениями о необходимости сократить число бюджетников. Но никаких заметных неприятностей для Кудрина не последовало.

Стоит также отметить, что именно Алексей Леонидович стал одним из главных идеологов перекачки налоговых доходов из регионов в центр. И сегодня соотношение доходов центра и регионов составляет в процентах примерно 70:30, что нередко приводит к массовым протестам в связи с законом о монетизации льгот. Обосновывая передачу денег в центр, Кудрин обычно говорил о разных уровнях доходов регионов, лукаво умалчивая при этом, что финансовая политика центра предусматривает не столько выравнивание доходов, сколько сокращение доходной базы всех регионов в свою пользу. При этом регионы-реципиенты вынуждены вставать в очередь и выпрашивать деньги в приемной министра финансов.

После отставки правительства накануне президентских выборов 2004 г. Алексей Леонидович оказался востребован и в кабинете Михаила Фрадкова, сохранив за собой пост главы Минфина. При этом снижение формального статуса (Кудрин лишился должности вице-премьера) сочеталось с повышением аппаратного веса (в связи с укрупнением министерств). Путин явно не забывает своего личного бухгалтера.

При этом питерских либералов Кудрина и Грефа по-прежнему объединяло общее неприятие Фрадкова. Нередкими стали публичные столкновения ключевых министров с главой кабинета на заседаниях правительства, что рядом наблюдателей воспринимается как своеобразный манифест будущей либеральной путинской партии. Не исключено, что с этим же планом Кремля стал демонстративный отказ Алексея Леонидовича Кудрина от вступления в Единую Россию (мол, не созрела она еще до уровня нормальной партии). Кое-кто откровенно заговорил, что с именем главы Минфина связан проект реинкарнации СПС.

Между тем, либерал Кудрин давно и неуклонно эволюционирует в сторону силовиков. Действительно, он не особо стремится сближаться с Игорем Сечиным и Владимиром Устиновым, оскандалившимся в деле ЮКОСа, зато активно контактирует с министром обороны Сергеем Ивановым, не сильно отличающимся по взглядам от этой парочки. Стоит вспомнить также, что либерал Алексей Леонидович решительно поддержал все действия силовиков по раскулачиванию ЮКОСа, предпринятом совсем не в рыночном стиле. Интересная, наверное, получится либеральная партия

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости14 октября
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама