ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Спорт и власть 16 декабря 2015, 12:11

Игра в шахматы как тренажер для политика

Заместитель главы фракции "Яблоко" в Законодательном собрании Санкт-Петербурга Борис Вишневский с детства любит шахматы. По его словам, среди "яблочников" очень много тех, кто достиг в этой игре определенных высот. Это неудивительно: шахматы развивают умение мыслить наперед, просчитывать каждое свое действие, предугадывать его последствия. Корреспондент ЗАКС.Ру, который последний раз играл в шахматы несколько лет назад и лишь смутно помнил правила, попытался сыграть с депутатом, заодно узнав у него, каких успехов ему удалось достичь на шахматной доске.

Полный цугцванг

Кабинет Бориса Вишневского в Мариинском дворце выглядит скромно — нет массивных портретов или флагов. Решаем сразиться в шахматы за небольшим столом, будто бы специально предназначенным для этого. Шахматы расставлены по своим местам.

— В раннем детстве, как бывает у всякого еврейского мальчика, родители думали над тем, отдать ли меня играть на скрипке или в шахматы. К счастью, выбор пал в пользу шахмат. Не думаю, что я стал бы хорошим музыкантом, хоть после института сам осваивал игру на гитаре, — рассказывает о себе депутат Вишневский, с улыбкой поглядывая на шахматную доску. — В итоге я с восьми лет начал заниматься шахматами, вплоть до 1972 года. Потом поступил в институт и от этого вида спорта отошел. Понял, что, может быть, и смогу дойти до мастера спорта, но выше вряд ли у меня хватит способностей или трудолюбия. Это требует большого количества времени. А я хотел быть ученым, заниматься наукой. В итоге выбрал именно эту дорогу. Теперь иногда играю с друзьями или дома с компьютером, чтобы отдохнуть перед сном, — признается "яблочник".

Игра началась. Спустя несколько ходов Вишневский "срубает" первую фигуру противника — слон "съедает" коня и тут же оказывается уничтоженным другим вражеским конем.

— Разве это равносильная потеря?
— Да, конечно, конь и слон фигуры одного масштаба, — поясняет депутат ЗакСа.

Игра продолжается. Один ход сменяет другой, но пока обходится без жертв. Разговор заходит о том, сколько максимально может длиться игра в шахматы.

— В шахматах раньше был контроль времени — на 40 ходов давалось 2 часа. Если ты за это время не успеваешь сделать 40 ходов, то тебе засчитывают поражение. После 40 ходов ты получаешь еще час на следующие 20 ходов. И так далее. Партия может длиться очень долго, если она не заканчивается тем или иным результатом. Есть блиц, когда каждый участник получает по пять минут для того, чтобы сделать по одному ходу в каждой партии. Надо играть очень и очень быстро. Сейчас правила немного изменились, введены другие временные ограничения. Раньше, когда еще не придумали шахматные часы и ограничения по времени не было, участники турниров могли играть целый день. Теперь эта игра стала динамичнее, — делится наблюдениями Борис Вишневский.

Тем временем его позиции усиливаются. Происходит первая "вилка" — при любом ходе одна из фигур ЗАКС.Ру будет "съедена".

— В шашки не любите играть?
— Нет. Умею, но не люблю. Не моя игра, — признаётся "яблочник" и тут же переводит разговор в плоскость шахматной партии: — Обратите внимание на свою ладью. У нее больше нет ни одного хода.
— И как из этого положения выходить?
— А никак. Лучшее, что можно сделать, это отдать ее за коня. Но, в общем-то, это не сильно облегчит ваше положение. Такая ситуация называется цугцванг — когда нет хороших ходов, — информирует Вишневский.

"Удалось сыграть с Карповым вничью"

Понимая, что поражения не избежать, сообщаю Борису Вишневскому, что начну играть хаотично, просто "срубая" всё на своем пути и не думая о защите, чтобы проигрыш был более эффектным.

— Да, полагаю, что это несколько ускорит события, — соглашается депутат.

Параллельно с экспрессивными движениями фигур ЗАКС.Ру пешка Вишневского доходит до противоположной грани доски и превращается в ферзя. Спустя еще пару ходов парламентарий произносит заветное "мат!".

— Знание правил несколько недостаточно для того, чтобы одержать победу, — с улыбкой отмечает Вишневский.

Несмотря на свою быструю победу, депутат объясняет, что когда-то играл значительно лучше.

— Я сейчас очень далек от своего бывшего уровня. Хотя когда-то мы начинали, между прочим, вместе с Анатолием Карповым. Это было в 1969 году, тогда Карпов был уже чемпионом мира среди юношей и поступил в Ленинградский университет. Мы с ним встречались на первенстве города. Конечно, он играл на порядок лучше меня, но пару раз удалось сыграть с ним вничью. Но я считаю своим лучшим шахматным достижением, как ни странно, то, что лет десять назад мне удалось, играя в сеансе против Гарри Каспарова, продержаться до 39-го хода, — вспоминает собеседник.

Помогая укладывать шахматные фигуры, депутат рассуждает над тем, какую пользу может принести эта игра тем, кто хочет заниматься политикой.

— Шахматы здорово развивают мозг. Они учат умению просчитывать варианты развития событий. Надо в уме просчитать, к каким последствиям приведет то или иное решение. Могу сказать, что это абсолютно необходимое качество для политика — просчитать, как те или иные твои действия или слова отзовутся и к чему это приведет. А вариантов всегда много, ведь вся наша жизнь — это непрерывный выбор между разными вариантами поступков даже в простейших бытовых ситуациях. От того, насколько точно ты считаешь, зависит то, насколько ты можешь достигнуть цели, которую ставишь перед собой. В "Яблоке", кстати, очень много шахматистов. Так уж получилось, что многие члены партии играли в эту игру и достигали приличных результатов. К примеру, мой коллега Сергей Иваненко — мастер спорта по шахматам, — отмечает "яблочник".

— Приходились ли играть с политическими оппонентами?

— Нет, вот этого ни разу в жизни не случалось. Я вообще крайне редко в последние годы играю в шахматы. Когда я работал в 80-е годы старшим научным сотрудником, мы с коллегами часто играли в шахматы во время обеденного перерыва. Даже были какие-то турниры иногда. А вот с политиками мне как-то играть не приходилось. Последнее время это чаще происходит с компьютером, — признается Вишневский.

— Отличается игра в шахматы с компьютером от партии с живым человеком?

— Конечно, отличается. Но сейчас есть очень хорошие компьютерные программы на любой уровень. Я обычно играю на пятом или шестом из десяти возможных. Хотя как-то поставил на десятый и, приложив много усилий, сумел одержать победу. Но так как для меня это способ отдохнуть вечером, отвлечься от обычных дел, то пятого и шестого уровней обычно хватает. Насколько мне известно, в Законодательном собрании сейчас проходит турнир по шахматам. Я не стал в нем участвовать, ведь за сорок три года, прошедших со времени, когда я этим занимался, я подавляющую часть своих навыков утратил. Есть коллеги, которые играют гораздо лучше меня, — тот же мой друг Александр Кобринский.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости27 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама