ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Спорт и власть 18 декабря 2015, 9:08

Борис Вишневский: Уважаю права тех, кто курит, но хочу, чтобы они мне не мешали

Запрет на продажу алкоголя в ночное время вряд ли сможет сократить количество его потребления. Такую позицию в интервью ЗАКС.Ру о спорте и здоровом образе жизни высказал депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский, который в свое время серьезно занимался шахматами и альпинизмом. По его словам, походы в спортзал могут оградить молодое поколение от соблазна попробовать наркотики или начать чрезмерно потреблять алкоголь.


"Походы в горы изменили мой характер"

— Вы много лет занимались шахматами. Эту игру можно считать видом спорта?

— Без сомнения. Причем это тяжелый вид спорта. Он требует очень хорошей физической подготовки — нужны выносливость, умение сохранять ясность мысли даже после нескольких часов игры. Если кто-то считает, что шахматисты — это такие худенькие маленькие люди в больших очках, которые способны только на передвигание слабой ручкой фигуры по доске, то он глубоко заблуждается. Большинство современных шахматистов — это люди, обладающие неплохой физической подготовкой. Без выносливости, без хорошего физического здоровья ты многого не достигнешь.

— С 2018 года шахматы станут зимним олимпийским видом спорта. Долгое время длилась дискуссия о том, стоит ли включать эту игру в олимпийскую программу. Что вы об этом думаете?

— Я не уверен, что шахматы — это зимний вид спорта. Они с точно таким же основанием зимний, как и летний. Не думаю, что их нужно включать в программу обычных олимпиад. Все-таки шахматы — эта игра специфическая. Если включить, то тогда дальше дело может дойти до бриджа, домино и других игр. У шахматистов есть своя олимпиада, свои чемпионаты мира. Это спорт, и очень нелегкий спорт, которому нужно отдавать много сил и нервов, если хочешь достигнуть каких-то приличных результатов. Но на обычных олимпийских играх, полагаю, уместнее были бы только показательные выступления шахматистов. Блиц-турнир на глазах у публики, где лучшие шахматисты сражались бы при коротком лимите времени — это было бы интересно и привлекло бы внимание.

— Каким спортом, помимо шахмат, вы занимались в школьные и студенческие годы?

— В школьные годы немножко занимался стрельбой из винтовки. В институтские — легкой атлетикой. Был неплохим спринтером. Но с выносливостью у меня не очень — хватало только на короткие дистанции. А потом много лет занимался альпинизмом и горным туризмом. Почти десять лет, пока хватало на это здоровья. В конце 80-х мне пришлось горные путешествия прекратить по объективным обстоятельствам. Но до сих пор считаю, что это было лучшее мое спортивное время.

— На каких горах вам удалось побывать?

— Кавказ, Памир, Цзинтиншань, Фанские горы.

— На какие самые большие высоты удавалось взбираться?

— До 6 тысяч с лишним метров на Памире.

— Какие навыки наиболее важны для альпиниста?

— Для горных путешествий очень важны две вещи. Первое — это физическая выносливость и быстрая реакция. Иногда нужно очень быстро принимать решение, каким маршрутом ты пойдешь. А второе — это характер и чувство локтя. Без чувства товарищества, взаимовыручки и команды это невозможно. Есть люди, которые занимаются альпинизмом в одиночку, и я их очень уважаю. Но мне кажется, что это все-таки командный вид спорта. Для того, чтобы добиться в нем успеха, нужно друг друга поддерживать, понимать, что ты должен думать не только о себе и своей безопасности. Меня это многому научило в моей жизни, сильно изменило мой характер.

— То есть Владимир Высоцкий был прав, когда пел "Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…"?

— "…Парня в горы тяни, рискни…" Знаете, никто никогда никого в горы не тянул. Я в молодости пошел в горы, потому что хотел доказать сам себе, что я это смогу. Мне это было необходимо для самоутверждения, ведь я не Геркулес и никогда особым физическим развитием не отличался. Хотелось преодолеть себя. Я считаю, что в определенной степени добился этого. До каких-то высоких спортивных вершин не добрался, но получил более ценную вещь — ощущение победы над собой. Когда-то после этих горных путешествий в одной из песен, мной написанных, появились такие строчки:

Душа утратит, словно грим, всё то, что было в ней чужого.
Чего ты стоишь на Земле, никто не скажет лучше гор.
Через себя перешагнув, ты сотворишь себя иного.
И всё увидишь не таким, каким ты видел до сих пор.

Это наиболее точно отражает то, ради чего я стал этим заниматься. И мне кажется, что до начала своих горных путешествий я был совсем не таким человеком, каким стал после них. До этого был значительно более эгоистичным, думающим только о себе. Но изменился.


"Запрет на алкоголь порождает лишь спекуляцию"

— Вам удается блюсти здоровый образ жизни?  

— Это очень сложно. В последних своих горных путешествиях, когда был руководителем, пришлось переправляться через горную реку. В двухстах метрах от того места, где она вытекает из ледника, я шел последним, и меня практически перетягивали на веревке. В результате получил очень тяжелое воспаление легких, которое постепенно превратилось в астму, а она, к сожалению, никак не совместима с физическими нагрузками. Теперь здоровый образ жизни у меня сводится к ограничениям в питании. Сладкое почти не ем, очень мало пью алкоголь — только в очень хорошей большой кампании в небольших дозах. Максимум, который я могу выпить за вечер, — это граммов около ста водки или граммов 150-200 хорошего вина. Вот это мой предел. А курить я никогда и не курил. Не выношу запах табачного дыма.

— Есть ощущение, что за последние годы российская молодежь стала меньше курить и пить?

— Мне кажется, что всё примерно осталось на том же уровне, что и было раньше. По крайне мере, курить меньше не стали. Пить… Не знаю. Мне кажется, что в последние годы я чуть-чуть меньше стал видеть пьяных на улице. Раньше мне их больше попадалось на глаза.

— Может быть, это связано с законом о запрете распития спиртных напитков на улице?

— Нет, что вы. Никогда никакие запреты для нашего народа не были препятствиями. У нас в Законодательном собрании я всегда смеюсь, когда обсуждается очередной запрет на ночную продажу алкоголя. Ведь те, кому надо, всегда найдут где купить. Да и ничего не мешает запастись заранее. К тому же я еще хорошо помню, как в советские времена водку всегда можно было купить у таксистов. Запрет на потребление алкоголя порождает лишь спекуляцию, и ничего более. Ведь есть и более изощренные методы — слышал, что существуют места, где алкогольные напитки выдают напрокат или дают в залог. Берешь напрокат бутылку, вносишь залог. Такая слегка завуалированная продажа. Любые запреты будут обходить. Мне кажется, наиболее действенным является запрет алкоголя не во времени, а в пространстве. В общественных местах, вблизи школ.

— Как вы относитесь к запрету курения в общественных местах?

— Вот тут я сторонник довольно жестких ограничений. Но есть проблема: если у кафе только один единственный зал, то нет возможности сделать место для курящих и место для некурящих. Здесь надо что-то делать. Я уважаю права тех, кто курит. Но хочу, чтобы они не мешали мне. Для этого любое кафе должно иметь обособленные места для курящих и некурящих.


"Больше физкультуры — меньше алкоголя"

— Разделяете ли вы идею легализации так называемых легких наркотиков?

— Нет. Отношусь к этому крайне отрицательно. Это всё разрушает мозг и нервную систему. В моей стране я был бы категорически против этого. Понимаю, что в определенный момент могу оказаться с этой позицией в меньшинстве, но она у меня непоколебима. Хоть я не врач, но уверен, что легких наркотиков не бывает — всё равно возникает эффект наркотического привыкания, неблагоприятные последствия. Алкоголь, конечно, тоже здоровью не полезен, но о полном его запрете речи не идет. Давайте хотя бы не умножать те сущности, которые ведут к негативным последствиям для здоровья граждан

— Те, кто поддерживают легализацию марихуаны, утверждают, что водка вреднее.

— Лет пятнадцать назад я прочитал шутку "Скажи наркотикам «Нет! У нас еще водка не закончилась!»". Очень грустный юмор. Я не думаю, что одну тут стоит сравнивать с другим. Исторически так сложилось, что алкоголь продается, но мы хотя бы сопровождаем эту продажу различными ограничениями. Разрешать продажу наркотиков я бы не стал. Мог бы допустить потребление наркотических препаратов только в медицинских целях, если это связано с обезболиванием. Тут надо дать врачам больше свободы: знаю очень много ситуаций, когда, чтобы не попасть под Госнаркоконтроль, больных фактически заставляют страдать. Это бред. Если вещество, в котором есть наркотики, нужно для того, чтобы избавить от боли и страданий человека или животное, то тут никаких ограничений быть не должно. Не надо думать, что наркоманы под видом онкобольных начнут их принимать. Ведь есть громкие случаи, когда люди совершали самоубийства из-за того, что не могли получить необходимое обезболивающее.

— Сейчас большим спросом пользуются финтес-центры, спортзалы. Такую моду можно назвать позитивной?

— Это хорошо. Здорово, когда ребята заботятся о себе. Я вижу это на примере своего сына, который сейчас учится на третьем курсе университета. Он очень заботится о своем здоровье, о своей физической форме, ходит в тренажерный зал. Он хочет быть здоровым, хочет хорошо выглядеть, быть привлекательным для девушек. Я всячески одобряю его такие действия. Занятие собой, физические тренировки — это как раз то, что отвлекает от алкоголя и наркотиков.

















Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама