Жанр губернаторского послания хорош тем, что по самой своей сути определить цели и задачи на ближайшее время дает богатую почву для анализа политики городских властей. А плох тем, что дает журналистам слишком легкую возможность оценить по итогам года, насколько правительству удалось достигнуть намеченного. Впрочем, плохо это лишь для самих городских властей, и лишь в том случае, если успешной их деятельность назвать нельзя. Похоже, петербургский губернатор Валентина Матвиенко искренне убеждена в том, что к ее правительству это не относится, поскольку уже второй раз представляет городскому Законодательному собранию в качестве послания не отписку, а серьезный и проработанный документ. Но с такого документа и спрос больше, поэтому осмысление обоих губернаторских выступлений вынуждено будет развиваться в критическом ключе.
В прошлогоднем послании губернатор обозначила 5 острейших общегородских проблем, назвав в их числе бедность и невысокие доходы населения, демографический кризис, отсталость городского хозяйства и инфраструктуры, недостаточно благоприятный предпринимательский климат и слабость институтов гражданского общества. Так, образно говоря, Валентина Матвиенко обозначила шкалу оценки деятельности городских властей с максимальной планкой в 5 баллов. К сожалению, анализ послания 2005-го года вынуждает сделать вывод, что ни отличной, ни хорошей, ни даже удовлетворительной отметки городское правительство за прошедший год не заслужило.
БЕДНОСТЬ
В представленном 30 марта послании губернатор высказала мнение, что проблему с бедностью, особенно в бюджетной сфере и среди пенсионеров, удалось решить. В то же время данные Госкомстата если и не опровергают это мнение, то заставляют усомниться в стабильности этого достижения. Рост доходов населения сократился почти до уровня инфляции, а разрыв между богатыми и бедными горожанами продолжает увеличиваться. Обещание охватить доплатами к пенсиям до прожиточного минимума все возрастные категории осталось неисполненным, сейчас доплаты получают лишь пенсионеры старше 65 лет. Вопрос с доплатами для остальных возрастов пока находится лишь в первой стадии рассмотрения. Ну а поставленная губернатором на 2005 год задача увеличить до уровня выше МРОТ зарплаты работающих во внебюджетном секторе петербуржцев была озвучена теми же самыми словами и в 2004 году. При этом сам закон о МРОТ оказался бесследно потерялся в архивах Законодательного собрания, не добравшись даже до второго чтения.
Итог: по этому пункту губернатору и правительству с известной натяжкой можно начислить 0,5 балла.
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС
На этом поприще правительству не удалось добиться вообще никаких успехов. Озвученные губернатором увеличение рождаемости с 8,7 на тысячу жителей до 8,9 и падение смертности с 16,7 до 16,2 вряд ли можно назвать достижением. Неслучайно лидер фракции Партия жизни в городском парламенте Олег Нилов заявил, что результаты по жизненным показателям незначительны, хотя именно это должно быть главным в работе властей. Так что решение демографического вопроса остается для Валентины Матвиенко задачей будущего, что подчеркнуто и в послании-2005.
Итог: к сожалению, 0 баллов.
ОТСТАЛОСТЬ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
По выражению одного из парламентариев, скрутив хребет Законодательному собранию, правительство Валентины Матвиенко начало реформу ЖКХ. В своей недавней речи губернатор поставила в заслугу исполнительной власти то, что при этом удалось избежать сбоев в обслуживании, и это нельзя не признать плюсом. В то же время создание ТСЖ в городе идет явно неудовлетворительными темпами, что признает и недавно назначенный главой Жилищного комитета Юнис Лукманов. Эксперименты по привлечению на рынок ЖКХ частных компаний остаются единичными и зачастую вызывают сопротивление со стороны жителей отданных домов. Так что говорить о каких бы то ни было итогах реформы пока еще слишком рано.
Несомненной заслугой властей нужно признать радикальное увеличение капитальных расходов. Правда, профессионалы строительной сферы, в частности, депутат Владимир Гольман, отмечают, что осваивать ремонтные средства можно до бесконечности, но без внедрения энергосберегающих технологий преодолеть отсталость горхозяйства удастся вряд ли. К сожалению, пока выделенные на капитальные расходы средства в основном тратятся на капитальный ремонт.
Итог: 0,5 балла.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ
Как и ожидалось, большая часть послания была посвящена экономическому развитию города, особенно его инвестиционной составляющей. Успехи городского правительства на этом направлении нельзя отрицать. Крупные инвесторы в город действительно приходят, промышленное производство действительно растет, поступления в казну действительно увеличиваются. Несомненно, в памяти потомков останется и строительство китайского квартала, и открытие новых заводов, и другие крупные проекты. Но большинство рядовых петербуржцев если и ощутит хоть какую-то пользу от их реализации, то не в ближайшие год или два.
При этом за повышенным вниманием к привлечению в город крупного бизнеса остались не у дел предприниматели поменьше. Объявление малого бизнеса священной коровой внушает большие сомнения на фоне того, как в прошлом году предприниматели вместе со всеми их ассоциациями (к вопросу о развитии гражданского общества) были переломаны через колено при решении вопроса о торговле на автобусных остановках. Ту же тенденцию вытеснения малого бизнеса с хлебных участков эксперты отмечают и в проводимой реформе городского транспорта
Итог: успехи в крупных проектах оказались уравновешены провалами в проектах малых 0,5 балла.
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
По этому пункту сказать практически нечего. Фактически, в своем свежем послании Валентина Матвиенко повторила прошлогодние тезисы о необходимости и полезности существования гражданских структур. В то же время трудно себе представить, чтобы в условиях укрепления властной вертикали были предоставлены хоть какие-то реальные полномочия наблюдательным советам при школах и больницах, даже если они будут созданы. Далеко ходить за примером не надо полномочия того же местного самоуправления, являющегося самой что ни на есть основой ГО, постоянно урезаются.
Можно упомянуть еще о том, что в своем послании Валентина Матвиенко почти полностью обошла остающиеся нерешенными политические вопросы (в частности, изменения в системе выборов и губернатора, и ЗакСа), что оказалась прочно забытой тема передачи Петербургу части столичных функций, что рассмотрение положения дел в социальной сфере ограничилось констатацией монетизационного кризиса, что разговоры о стандартах европейскости жизни в городе так и остались разговорами. Но это очков губернатору не добавит, а снимать баллы воздержимся и так картина получается не слишком радостной. Остается лишь подвести общий итог: по собственной шкале оценки губернатор Валентина Матвиенко и ее правительство в 2004-05 году заработали лишь 1,5 балла из 5 возможных.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1