Эксперты склоняются к расширению Законодательного Собрания до ста депутатов и сохранению одномандатных округов
Как сообщил корреспондент ЗАКС.Ру, комиссия Законодательного Собрания Петербурга по устройству государственной власти и МСУ приняла проделанную по ее заказу экспертную работу, в которой на основе опроса 20 ведущих петербургских и московских специалистов по вопросам избирательного законодательства, социологии и политологии была дана оценка четырем возможным вариантам численности и состава ЗакСа 4-го созыва 50 человек (25 избираемых по одномандатным округам и 25 по партийным спискам); 100 человек (50 одномандатников и 50 партийцев); 100 человек (двухпалатный парламент, 50 по партийным спискам на неосвобожденной основе и 50 мажоритарных депутатов). Каждый из вариантов оценивался по нескольким параметрам степень ротации депутатского корпуса; соблюдение интересов социальных групп населения; усиление или ослабление самостоятельности представительного органа власти и увеличение, или уменьшение числа политических партий, представленных в Законодательном Собрании.
9 экспертов отдали предпочтение смешанной системе 50х50, при этом, по прогнозам, от 70-ти до 80% депутатов будут переизбраны. В парламенте будут достаточно полно представлены интересы различных социальных групп населения, в Законодательное Собрание пройдут (при условии установления барьера не более 5%) от 4-х до 7-ми партий, и такой шанс будут иметь даже аутсайдеры на федеральном уровне Партия жизни, Партия пенсионеров и др. Самостоятельность городского парламента усилится, так как увеличение количества депутатов в два раза затруднит возможности губернатора по давлению на депутатов. Специалистами также отмечалось, что такая наиболее удобная для политических партий и действующего депутатского корпуса система является, в то же время, наименее приемлемой для исполнительной власти, и, скорее всего, наиболее серьезные политические игроки федерального уровня (администрация президента РФ, Совет Федерации и Государственная Дума, руководство Единой России) будут также стремиться воздействовать на Законодательное Собрание и исполнительную власть Санкт-Петербурга с целью отказа от данного варианта, что делает его принятие Законодательным Собранием практически невозможным.
7 специалистов склонились к смешанной системе 25х25. При этом было отмечено, что такая система даст наиболее высокую степень ротации в парламенте от 30 до 50% действующих парламентариев потеряют свои мандаты; интересы социальных групп горожан будут представлены слабо; в парламент пройдут от 3-х до 5-ти партий, а нынешняя система разделения власти между исполнительной и законодательными ветвями власти сохранится.
По два эксперта сочли наиболее оптимальной двухпалатную, а также целиком пропорциональную систему. Причем отрицательные суждения специалистов по поводу двухпалатной модели отличались резкостью и определенностью: двухпалатный парламент на уровне города является абсолютным нонсенсом, модель вне комментариев, так как бессмысленна изначально и т.д., а в качестве конкретных аргументов ее противники приводили - запутанность для избирателя, рост расходов на представительную власть, затягивание принятия решений парламентом и неэффективное, с точки зрения политического представительства, дробление ЗакСа.
Что же касается чисто пропорциональной модели с прежним количеством депутатов - 100 человек, то, по мнению экспертов, при ее применении от 30 до 40% ныне действующих депутатов останутся без мандатов, и такая ротация вызовет наибольшие потери среди действующих парламентариев в стане Единой России. Однако при этом региональное руководство партии, существенно влияющее на формирование списка, окажется в выигрыше. Список, разбитый на территориальные группы, дает почти монопольные преимущества Единой России и позволяет исполнительной власти формировать Законодательное Собрание фактически под себя, - отметили эксперты. Самостоятельность ЗакСа неизбежно ослабнет, а представительство интересов социальных групп и партий в данной системе будет низким. В частности, наиболее вероятный вариант представительства партий 2-4, при этом попадание в парламент аутсайдеров, по мнению специалистов, практически исключено. К тому же, при реализации пропорциональной системы (в любом из ее вариантов) действующие депутаты (за исключением 3-4 лидеров Единой России) будут нести наиболее существенные потери (политического влияния, получения доходов от лоббистской деятельности на общегородском уровне и в округах, постов в Законодательном Собрании и т.д.).
Следует напомнить, что пропорциональная модель представлена в различных версиях и поправках к законопроектам, внесенным на рассмотрение городского парламента, в частности депутатами Игорем Артемьевым (чисто пропорциональная система без привязки к территориальным округам), Вадимом Тюльпановым (пропорциональная система предполагающая учет голосов полученных территориальными списками партий) и Алексеем Белоусовым (пропорциональная система, привязанная к субокругам в границах 50-ти территориальных округов). Тем не менее, эксперты указали, что приемлемость двух последних законопроектов вызывает сомнение с точки зрения их соответствия действующему законодательству.
В рекомендации по выбору оптимальной модели избирательной системы указывается, что результаты опроса убедительно показывают наиболее предпочтительной системой выборов депутатов ЗакСа 4-го созыва является смешанная система с установкой барьера для прохождения партий в парламент не более 5%, и эксперты склоняются к расширению состава Законодательного Собрания до ста депутатов и сохранению одномандатных округов. При этом очевидными преимуществами такой системы перед другими моделями являются: более широкое представительство в ЗакСе социальных групп населения; ослабление зависимости ЗакСа от исполнительной власти; отсутствие ухудшения связи депутатов с избирателями; и возможность обеспечения большей специализации депутатов по различным направлениям региональной политики.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1