ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Ху из ху 28 апреля 2005, 17:22

Наш политик: Невзоров Александр Глебович

О депутате Государственной Думы от Всеволожского округа Ленинградской области Александре Невзорове многие успели подзабыть. Между тем, он личность известная и сыграл определенную роль в петербургской и федеральной политике.

Александр Глебович родился 3 августа 1958 года в Ленинграде. Про свою семью он рассказывает мало, но всегда отмечает, что гордится дедом Георгием, руководившим Управлением НКВД в Прибалтике после Великой Отечественной войны.

В юности Невзоров увлекался каскадерством - конными трюками. Каскадерские навыки пригодились ему в 1991 г. во время съемки СП "Ретур" фильма "Невзоров" (журналист поучаствовал в ковбойском родео в Техасе). В 1975 г. Александр Глебович закончил школу с углубленным изучением французского языка. Уже тогда он обладал запоминающейся внешностью: длинные волосы, ниспадающие на плечи, одет в старую долгополую шинель. В армии он не служил, но любовь к военной форме (типичную для многих не побывавших солдатами людей) сохранил и часто носит куртки защитного цвета.

Несколько попыток Невзорова поступить в театральный институт закончились провалом. Уже в начале 1980-х годов он участвовал в конкурсе на должность телевизионного диктора, но был признан профнепригодным. В 1984 г., не бросая каскадерства, Невзоров пел в церковном хоре и даже обдумывал идею ухода в монастырь. Но в том же году его все-таки взяли работать на ленинградское телевидение. Он занимался написанием сценариев, из которых самым известным считается фильм о дирижере Евгении Мравинском.

Несколько позже он познакомился с Александром Борисоглебским, который в конце 1987 года предложил Невзорову написать сценарий маленькой информационной программы, которая вскоре начала выходить в эфир под названием "600 секунд". Редактором являлся сам Борисоглебский, но именно Невзоров оказался широко известен телезрителям. Сам Александр Глебович утверждал, что ведущим передачи он оказался случайно: пришлось подменить пьяного актера, не явившегося на первый выпуск, и все прошло удачно.

Ко времени первых выборов народных депутатов СССР 600 секунд активно и резко критиковали партийную монополию на власть и коррумпированных лидеров КПСС. Во многом благодаря телевизионным разоблачениям Невзорова пришлось досрочно уйти в отставку первому секретарю Ленинградского обкома компартии Юрию Соловьеву. В те годы Александра Глебовича публично одобрил один из лидеров Межрегиональной депутатской группы Борис Ельцин. В конце 1989 г. Невзоров объявляется героем года, а газета "Невский проспект" издает календарь "Самые популярные в мире ленинградцы, на обложке которого были размещены фотографии Невзорова и Анатолия Собчака.

6 апреля 1990 г. Невзоров уступил микрофон народному депутату СССР Николаю Иванову, который намеревался в телеэфире продолжить разоблачения фактов коррупции в аппарате партии. В результате передачу досрочно отключили от эфира. Это лишь добавило популярности Александру Глебовичу. В течение четырех лет 600 секунд сохраняли устойчиво высокий рейтинг.

В эти годы Невзоров поссорился с демократическим Ленсоветом и продемонстрировал в передаче Власть кадры, на которых стая крыс объедала шоколадную статуэтку "Медного всадника". Городская пресса поспешила назвать его "полицейским репортером", а председатель Ленсовета Собчак потребовал оштрафовать Невзорова за дискредитацию городских властей на 50 тысяч рублей.

В этот момент произошло странное покушение на тележурналиста. 12 декабря 1990 г. на одном из ленинградских пустырей тот встречался с неизвестным, который пообещал представить компромат на одного из государственных деятелей. Но вместо информации Александр Глебович получил пулю в грудь, прошедшую навылет, около левой подмышки, не задев сердца и крупных сосудов. Это, по оценкам специалистов, было чуть ли не единственным местом в верхней части туловища, где пуля не причиняет организму серьезного вреда. Невзоров достаточно быстро встал на ноги. В прессе появились обвинения Невзорова в "самостреле". Нужно это было ему для того, чтобы подкрепить пошатнувшийся авторитет и пресечь слухи о незаконном выделении ему квартиры в центре города.

После трагических событий в Прибалтике в январе 1991 г., приведших к человеческим жертвам, Невзоров снял фильм "Наши", открывший одноименную серию телерепортажей. 15 января его показали по ленинградской программе телевидения, а 16 января, по решению Верховного Совета СССР, 1-я программа ЦТ дважды продемонстрировала репортаж Невзорова. Большинство депутатов сочло его наиболее правдивой версией происшедшего. Группа же из 23 членов Союза кинематографистов СССР, в том числе кинорежиссеры Григорий Чухрай, Игорь Масленников и режиссер-документалист Алексей Симонов, обратились в печать с заявлением о том, что "репортаж А.Невзорова... инсценированная фальшивка, что совершенно очевидно для профессионального глаза режиссера, оператора, репортера". После этого рейтинг передачи упал до 40%. Александр Глебович и сегодня, однако, с гордостью носит звание Почетного бойца Рижского ОМОНа.

Летом 1991 г. программу покидает команда Борисоглебского. Невзоров объяснял уход тем, что у него "состоялся откровенный и окончательный разговор с Борисоглебским, когда мы узнали, что директор начал строительство шестой дачи в Лисьем Носу, да еще такой, что окрестные жителе думали, что строится Дворец культуры... В окопе стало просторней".

27 июля 1991 г. ленинградская газета "Невское время" опубликовала выдержки из истории болезни Невзорова за 1975 г., связанной с прохождением им медицинской комиссии "в связи с сомнением в психической полноценности и решением вопроса о годности к военной службе". В статье отмечаются случаи нанесения себе резаных травм, попытки отравиться амитал-натрием, увлечение наркотиками и публикуется предварительный диагноз: шизофрения, психопатия. 5 августа ленинградская прокуратура вынесла газете официальное предупреждение, сочтя опубликованный диагноз разглашением врачебной тайны.

В августе 1991 г. Невзоров активно поддержал попытку государственного переворота, начатого ГКЧП. По его собственным словам, имела место попытка законного правительства навести в стране законный порядок и предотвратить убийства, бандитизм, грязь, кровь, нищету, словом, ту мерзость, которую мы сегодня имеем... В те дни я периодически позванивал в Москву моему уважаемому приятелю Анатолию Ивановичу Лукьянову и Владимиру Александровичу Крючкову, удивлялся, почему они так нерешительно действуют". При этом до конца 1991 г. Невзоров заявлял, что поддерживает Ельцина, который для него являлся нашим.

За поддержку ГКЧП председатель Лентелерадио Борис Петров закрыл 600 секунд, но после многочисленных обращений и протестов передачу через 2 дня выпустили в эфир.

23 ноября 1991 г. в сквере на улице Комсомола в Ленинграде на сходе своих сторонников Невзоров заявил, что настал момент, когда на территории всей страны надо создать единый фронт сопротивления "антинациональной политике нынешнего руководства России и других республик бывшего Союза ССР". Целью фронта Наши провозглашалась борьба за установление "подлинно народной власти". Идеологом движения стал полковник Виктор Алкснис, лидером Невзоров. Вскоре в клубе сталепрокатного завода прошел Учредительный съезд. Гимном народного освободительного движения была объявлена песня "Вставай, страна огромная".

В ноябре 1991 г. новый гендиректор ЛенТВ Виктор Югин вновь попытался закрыть 600 секунд под предлогом отсутствия договора между НТК-600 (Независимой телевизионной компанией "600 секунд") и ЛенТВ. Но уже в декабре Югину пришлось вернуть журналиста в эфир.

Долгое время финансовые проблемы "НТК-600" помогал решать президент коммерческой фирмы "ЮВМ" Юрий Шутов, который в течение трех месяцев был помощником мэра Собчака по внешнеэкономическим делам, а весной 1991 г. поругавшийся со своим начальником.

В 1992 году Невзоров оставался одним из признанных идеологов антиельцинской оппозиции наряду с писателем Александром Прохановым. Он стал членом редколлегии газеты "День", вошел в Думу Русского Национального Собора и оргкомитет Фронта Национального Спасения. Тогда же журналист заявил: заслуга Сталина в том, что он "укокошил много родни профессиональных революционеров из числа тех, кто создал нам это удовольствие под названием Октябрьская революция... Он хорошо знал эту публику. Личность Сталина не представляется мне более мрачной, чем фигуры Калигулы или Тиберия. Этот, по крайней мере, создал государство... А все эти так называемые массовые репрессии на 95% миф".

В марте 1993 г. была предпринята новая попытка закрытия "600 секунд". Директор телецентра Бэлла Куркова обвинила Невзорова в призывах к насильственному изменению конституционного строя и "изменению психоэмоционального состояния зрителей в сторону усиления негативных проявлений - тревоги, депрессий, агрессивных тенденций". Но и ей пришлось согласиться на появление Александра Глебовича в эфире.

В декабре 1993 года Невзоров обыграл на выборах в Государственную Думу по петербургскому Центральному округу сразу двух известных конкурентов правозащитника Юрия Вдовина (Выбор России) и бывшего народного депутата РСФСР Юрия Нестерова (Яблоко). В 1995 году, однако, он предпочел баллотироваться в Псковском одномандатном округе 141. В 1999 году Александр Глебович в очередной раз сменил округ, выдвинувшись в петербургском округе 206. В Госдуме журналист-депутат появлялся крайне редко, и конкуренты объяснили постоянную миграцию политика его нежеланием объясняться с избирателями. В декабре 1999 года Невзоров не только уступил представителю СПС Юлию Рыбакову, национал-коммунисту Юрию Савельеву, но и яблочнику Виталию Штагеру. В парламент Александр Глебович смог вернуться лишь в марте 2000 г., во время довыборов во Всеволожском округе.

Несмотря на нелюбовь к демократической власти, Невзоров завязал тесные отношения с рядом бизнесменов, сделавших свое состояние именно в годы правления Ельцина. Речь идет о Борисе Березовском и Вячеславе Шевченко. В СМИ неоднократно писалось об оказанной ими журналисту материальной помощи. Сам Александр Глебович никогда подобной информации не опровергал. Кстати, среди помощников депутата Невзорова одно время числился фактический лидер "тамбовской" группировки Владимир Сергеевич Барсуков (Кумарин), в последнее время отошедший от дел.

В 2000-2001 гг. журналист и депутат отказался от активного участия в политике, занявшись съемками 10-серийного документального фильма о лошадях. Перемену жанра он объяснил так: Скомпрометирован сам компромат. Слишком уж мы, киллеры, в 90-х все вокруг себя изгадили. Народ же не дурак. Сейчас появилось просто ужас сколько пиар-контор, но почти все их технологии пробуксовывают.

С властью Александр Глебович больше не ссорится. В мае 2004 года, оставаясь независимым депутатом, он проголосовал вместе с Единой Россией за законопроект, существенно ограничивавший возможности проведения митингов и демонстраций. Отказ от оппозиционности президенту Путину Невзоров обосновал логически: Я приветствую все, что делает Кремль, cледуя мудрости одного римского философа. На вопрос, почему он всегда соглашается с императором, тот ответил: "Как я могу быть умнее того, кто командует двенадцатью легионами?"

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Упоминаемые персоны




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама