Помощник депутата Законодательного собрания – это гражданин России, выполняющий поручения депутата, связанные с осуществлением депутатом полномочий, предусмотренных действующим законодательством.
Такое определение записано в документе, который называется "Положение о помощнике депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга". Первое положение было принято еще в 1995 году. В 2002 году приняли новое, которое с многочисленными изменениями дошло до сегодняшнего понедельника.
Помимо этого документа, работа помощника члена городского парламента регламентируется федеральными законами "О системе государственной службы Российской Федерации" и "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также городскими законами "О гарантиях деятельности депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга", "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" и "О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга".
Какие у них обязанности по отношению к своему депутату?
Помощник работает под непосредственным руководством депутата и выполняет только его поручения. Эта фраза была во всех версиях "Положения о помощниках" и до сих пор является главным посылом всего документа.
Занимающий должность помощника:
- организует прием избирателей,
- занимается служебной перепиской депутата,
- готовит документы для работы в органах парламента,
- собирает информацию для депутата.
Кроме того, на помощника могут быть возложены и другие обязанности, связанные с деятельностью избранника народа.
Какие ограничения связаны с работой помощника депутата?
Это должность государственной гражданской службы, и на занимающего ее наложены некоторые ограничения и запреты. Помощнику депутата, работающему на постоянной основе, запрещено:
- заниматься предпринимательской деятельностью,
- покупать ценные бумаги,
- представлять в Заксобрании кого-либо еще, кроме своего депутата,
- получать подарки во время исполнения обязанностей,
- использовать должностные преимущества для ведения политической агитации,
- использовать полномочия в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений.
- публично оценивать деятельность государственных органов, их руководителей.
Есть и другие ограничения. О них вы можете узнать в законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Пункт о запрете на публичные высказывания был оспорен в Конституционном суде в 2011 году. Тогда КС признал: этот пункт не может рассматриваться как не допускающий публичного выражения государственным служащим своего мнения. При оценке необходимо учитывать содержание выступления, его общественную значимость, мотивы и соотношение ущерба, полученного от высказывания, с ущербом, предотвращенным в результате публичного выступления.
Какие у помощников права?
Помощник парламентария, в частности, имеет право:
- получать затребованные депутатом документы,
- решать с аппаратом парламента вопросы, связанные с обеспечением депутатской деятельности,
- присутствовать на мероприятиях, проводимых Законодательным собранием.
Какие у них зарплаты?
Оклад рядового помощника депутата начинается с 26 тысяч рублей. У главного помощника депутата эта цифра немногим выше — 28,6 тысячи. Это примерно 40% от получаемых денег. Около 10 тысяч рублей служащий получает за классный чин. Кто-то больше, но разница не настолько велика.
Также депутат может выписывать своим помощникам премии в рамках зарплатного фонда. Если любимчиков нет и деньги распределяются равномерно, зарплата помощника составит примерно 60 тысяч рублей. Это без учета квартальных премий, которые могут достигать месячной зарплаты.
Роман Перл