Господин Павловский признал, что в округах практически исчезли кандидаты-двойники, что было самым эффективным "ноу-хау" 4 года назад, и резко снизился поток "черного полива" конкурентов. Сменились и медиа-средства агитационной борьбы: телевизор перестал быть главным рупором кандидатов. Предельная сумма на всю агитацию ограничивается сегодня в смешные для прошлых выборов в ЗакС 10 тысяч долларов, поэтому кандидаты обратились к сравнительно недорогой газетной рекламе и совсем уж доступным листовкам.
Листовки - гвоздь нынешней агитационной кампании. "Ноу-хау" сезона - появление в арсенале политтехнологов забавной вещицы - "двойников наоборот".
Например, в предвыборном боевом листке губернатор Владимир Яковлев поздравляет горожан с каким-нибудь событием. И рядом агитация того же Владимира Яковлева за конкретного кандидата. Как так - глава города не имеет права вмешиваться в предвыборную борьбу! Спокойно, господа, - двойник губернатора работает на Кировском заводе и имеет право публично высказывать свое мнение. Тем более что "материал оплачен из избирательного фонда кандидата Х". Блестяще, и никакого оскорбления конкурентов.
Другой вариант "двойников наоборот" - появление листовок от лица кандидатов, которые тех не писали. Например, в массовых объемах наклеиваются великолепно написанные, без грязи, тексты. Броский заголовок "Нам стыдно участвовать в выборах" приковывает внимание к материалу, суть которого - кандидат снимает свою кандидатуру из-за коррупции во власти. Обыватель восхищен гражданским мужеством претендента, а тот и не думал сниматься с дистанции. Следуют неизбежные объяснения кандидата со своим электоратом, но поздно - симпатичный имидж романтика исчез.
Кандидаты от правых партий страдают от печатной продукции, написанной якобы от их имени по чеченской проблематике. Как правило, лжелибералы в этих обращениях к народу ("Прекратить чеченскую бойню!") призывают к миру в мятежной республике, даже предлагают строить в Питере дома для вынужденных переселенцев. Потрясающе эффективная "подстава" со стороны конкурентов. Отношение к чеченцам у многих рядовых петербуржцев далеко не доброжелательное, а дезавуировать листовку кандидату сложно - получится политическая "вилка", так как лидеры либералов часто высказываются за переговоры. Вот так человек загоняется в угол.
Специалист, придумавший наклеивать стикеры со слоганом "Забудь про левый поворот" (с символикой конкурирующего блока) на лобовые стекла автомобилей, - юморист и тонкий психолог. Представляю себе ситуацию - иду я прогревать машину, а на стекле такое... Правда, идея не нашла широкого распространения - исполнители побаиваются случайной встречи с озверевшим автовладельцем.
По данным РосБалта, во время предвыборной гонки прокуратура завела всего 3 уголовных дела и еще один протест находится на ее рассмотрении. Негусто, и не факт, что суды удовлетворят иски. Достаточно благостная картина нарисовалась во многом потому, что растет мастерство пиаровских штабов и конкретных исполнителей. С чем мы их и поздравляем.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1