ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 31 августа 2005, 12:18

Сергей Малинкович: Обновление это необходимое условие для выживания российской оппозиции

Более семнадцати тысяч делегатов из ста стран мира собрал Всемирный фестиваль молодежи, проходивший с 7 по 15 августа в Венесуэле. Российская делегация составляла около ста человек и принимала активное участие в работе различных секций фестиваля. Корреспондент ЗАКС.Ру побеседовал с членом российской делегации от Санкт-Петербурга, первым секретарем горкома партии Коммунисты Петербурга Сергеем Малинковичем.

- Сергей, какова была программа фестиваля?
- Фестиваль это форма для встречи представителей левых политических сил со всего мира. Он проводится раз в четыре года на разных континентов. Проводит его Всемирная организация демократической молодежи, левая по своей направленности. Они занимаются не только политическими, но и социальными и культурными вопросами. Например, на фестивале работали секции Против СПИДа, За меньшинства, За образование. Венесуэльское правительство потратило на организацию фестиваля 8,5 миллионов долларов. В составе российской делегации, которую представляли разные регионы, петербургская организация была самая большая. За это хотелось бы поблагодарить губернатора Валентину Ивановну Матвиенко, которая оказала помощь в организации поездки. Безусловно, нам было интересно пообщаться с активом левых сил Европы, Америки и других стран. Надо отметить, Россия по-прежнему вызывает большой интерес и надежду на то, что будет играть значительную роль на мировой арене. Европейская политическая элита ее левая часть обеспокоены сужением политического пространства в России, наступлением на демократию. Тревогу вызывает ликвидация независимой прессы, отмена выборов по одномандатным округам, отмена выборов губернаторов. Мы были официальной российской делегацией и потому сдержано комментировали подобные заявления.

- Есть ли существенная разница между левыми политическими силами России и Европы?
- Нам есть, чему поучиться. Но и они должны понять, что Россия это не Швеция, не Венесуэла. Это страна со своими традициями, своим опытом. Наша оппозиция не может быть без опоры на ценности русской цивилизации. Там это не все понимают. Должен отметить, что у западной левой оппозиции нет стремления к монополизации политического пространства. Практически везде созданы коалиции из оппозиционных левых партий. Например, из Германии приехали 4 партии: коммунисты, социалисты. Из Греции три. В делегации Франции почти каждый человек представлял какую-либо партию или общественную организацию. Метод работы в коалиции давно и прочно укрепился. Он гораздо эффективнее, хотя и приходится идти на компромиссы. При этом сохраняется самостоятельность каждой партии. Встреча с европейскими левыми из Франции, скандинавских стран, Германии дает российской оппозиции лишний повод задуматься об объединении. Сейчас, например, в одну партию объединяются коммунисты из Восточной Германии и социалисты из Западной Германии. Социологические опросы говорят о том, что рейтинг единой партии вырастет в три раза. Для нашей оппозиции это повод задуматься. Хотя, конечно, всем придется идти на какие-то уступки. Европейские левые спрашивали, чем можно помочь российской оппозиции. Однако, в первую очередь, она должна сама себе помочь.

- Каким образом? С российской оппозицией, мягко говоря, не считаются.
- Оппозиция сама виновата в том, что с ней не считаются. Там мы увидели совсем другой образ оппозиции. Фестиваль открылся парадом всех делегаций. Совсем не то, что мы привыкли видеть: люди идут с суровыми лицами. Это праздник, песни, пляски, люди танцуют, бьют в барабаны, идут акробаты, делегации раздают сувениры. Интересный момент: немецкие коммунисты раздавали презервативы с эмблемами своих партий. Кто-то раздавал купальники (там очень жарко) с изображением Ленина. Можно было подойти к любому лидеру, поздороваться, поговорить. Это совсем другой стиль поведения. И при этом у людей нет отторжения. Наоборот, они приходят посмотреть, поучаствовать. Наша оппозиция должна стать моложе, менее формальной и консервативной, без элементов ханжества, более открытой новым веяниям европейского движения. Без всего этого не пробиться к симпатиям молодежи. Молодые люди на руководящих постах в партиях это нормальное явление. Оно приветствуется. Поэтому к Коммунистам Петербурга было особенно хорошее отношение.

- Подытоживая, можно сказать, что российской оппозиции нужно не только объединение, но и омоложение?
- Хотя я и сторонник объединения, потому что велика угроза демократии, но, в первую очередь, нам необходимо обновление. Обновление это необходимое условие для выживания российской оппозиции. Коммунисты Петербурга значительно продвинулись на этом пути. Например, мне там было значительно легче найти общий язык с представителями левых сил из других стран, чем некоторым моим коллегам. Мы ориентируемся на европейские стандарты, поэтому мы близки к западному левому движению. Кроме того, нужна смена в руководстве левых сил. Должны уйти те лидеры, которые отягощены прежними конфликтами, из-за чего удается сделать конструктивным и эффективным сотрудничество левых партий. Коммунистическое направление как самое влиятельное должно отказаться от догм советского опыта социализма, при этом не отказываясь от него вообще. Усилиями всех партий нужно приложить к сохранению демократии в России.

- Помимо Вашей организации, какие российские левые партии принимали участие в фестивале?
- Были представители КПРФ. От партии Родина участвовал депутат Законодательного Собрания Петербурга Игорь Артемьев. Должен отметить, что он проявил себя как замечательный организатор. Были и представители партии Яблоко, которую на Западе почему-то считают левой. Я, конечно, с этим не согласен. Была делегация от Ингушетии, которая представляла партию Единая Россия. Если судить о политической элите северокавказских республик по поведению на фестивале ингушской делегации (а там были представители в ранге министров), то мы скоро утратим Северный Кавказ. Петербургская делегация вне зависимости от политических взглядов была образцом поведения. Это отмечали все.

- Какие настроения преобладали на фестивале?
- На фестиваль собрались люди, испытывающие значительный дискомфорт от лидирующей роли США. Никакую конкретную идеологию там не исповедовали. Как сказал один из петербургских чиновников, который ездил с нами, собралась бунтующая молодежь. Хотя было много делегатов старше среднего возраста. Большие делегации представляли Германию, Грецию, Францию, Северную Корею. Интересно, что не был широко представлен Китай. Мне кажется, Китай не хочет видеть сильной Латинскую Америку. И это дает повод задуматься. Кстати, на фестивале не было молдавской делегации, хотя там президент коммунист. Была делегация от Израиля. Евреи и арабы прекрасно общались. Очень много делегатов было из стран Латинской Америки Кубы, Венесуэлы и других. Надо отметить, что левые политические убеждения в Латинской Америке серьезный нравственный выбор. Например, колумбийская делегация по возвращении была арестована на границе. Это три тысячи человек. Некоторые, кто узнал об арестах, были вынуждены вернуться в Венесуэлу. А колумбийское телевидение передавало, что в столице Венесуэлы собрались террористы со всего мира и обучаются там видам вооруженной борьбы. Так что, можете меня поздравить: я попал в число террористов, как и вся петербургская делегация. Должен отметить и тревожный фактор. Проходила секция, посвященная шестидесятилетию победы над фашизмом. Секцию вел сириец. В президиуме сидели непалец, португалец, испанец, француз, вьетнамец. С большим трудом нам удалось добиться включения российского представителя, хотя роль России в победе над фашизмом трудно переоценить. Это свидетельствует о снижении авторитета России. И такое положение можно изменить путем активной внешней политической деятельности.

- А как складывается политическая обстановка в самой Венесуэле?
- Там, к сожалению, не очень грамотное население. Но национальные герои Боливар, Че Гевара стали уже частью не только политического, но и культурного наследия. Уважительно относятся к Ленину. Он воспринимается как лидер некоего национально-освободительного движения. Они заявляют, что Венесуэла строит социализм XXI века. Что вкладывается в это понятие? Во-первых, это социализм с элементами разных форм собственности и политической демократией. В Венесуэле оппозиция достаточно влиятельна. Она контролирует телевидение. У президента Уго Чавеса есть выход на один государственный канал. И есть три независимых оппозиционных канала. Так что, никакого ограничения свободы СМИ нет. Чавес всегда ищет компромисс с правой оппозицией, не сдавая принципиальных позиций. Они постоянно встречаются, пытаются договориться. И это снижает угрозу гражданской войны. Чавес несколько изменил конституцию, провел реформу политической системы, но сделал это путем референдумов, опираясь на законы. В частности, он недавно проводил референдум о доверии себе. Население его поддержало. У меня была встреча с генеральным секретарем компартии Венесуэлы. Это близкий президенту человек. Люди на уровне политической элиты ждут возвращения России и иначе как СССР нас не воспринимают. И мы не должны забывать, что Венесуэла для нас стратегический партнер. У них есть нефть, которую покупает США. С США отношения плохие. России нефть не нужна, но мы можем помочь им выработать нефтяную политику. Кроме того, они благодарны за то, что мы им продали оружие. Существует угроза американской интервенции. Сейчас это неактуально, но как только закончится война в Ираке... В Венесуэле народ сделал свой выбор. Они не хотят находиться в зоне американского влияния. Население там очень политизировано.

- Что Вы можете сказать по итогам фестиваля?
- По итогам фестиваля была принята декларация. Сейчас текст переводится на русский язык. В этой декларации есть четкое выражение солидарности с Венесуэлой, отвергается капитализм, а также подведены итоги по ряду вопросов. Как только она будет переведена, мы представим ее общественности. Следующий фестиваль пройдет, скорее всего, во Вьетнаме, и "Коммунисты Петербурга" обязательно будут принимать в нем участие. Конечно, хотелось бы, чтобы следующий фестиваль прошел в Европе. Он не проходил на Европейском континенте с 1985 года. Это позволит быть широко представленными Восточной Европе. Белоруссия готова принять фестиваль. Белоруссия богаче Вьетнама и сможет его провести на достойном уровне. Здесь главное - не обидеть Вьетнам и согласие европейских левых партий, которые неоднозначно воспринимают Белоруссию. Кстати, для европейских левых сил принято помогать своим коллегам из близлежащих стран, которые не имеют средств, чтобы выехать на фестиваль. Югославы, например, приехали с помощью греков. Россия должна была бы вывезти туда представителей левых сил из стран СНГ, у которых нет финансовых возможностей: Таджикистан, Узбекистан и т.д. Это было бы политически правильное решение.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Упоминаемые персоны




Новости27 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама