ЦИК нашла в петербургском законе о выборах депутатов ЗакСа массу нарушений прав избирателей
В письме ЦИК на имя спикера ЗаконодательногоСобрания Санкт-Петербурга Вадима Тюльпанова говорится, что "закон устанавливает переход к полной пропорциональной избирательной системе на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, что соответствует действующему федеральному законодательству. Вместе с тем, урегулирование в Законе порядка применения данной избирательной системы имеет ряд недостатков. Так, исходя из положений части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, устанавливающей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям, пункта 31 статьи 32 Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее Федеральный закон), пункта 5 статьи 25 Федерального закона О политических партиях при проведении выборов исключительно по пропорциональной избирательной системе должны быть обеспечены гарантии конституционного права граждан, не являющихся членами политических партий, на выдвижение своей кандидатуры. В связи с этим Закон должен устанавливать порядок такого выдвижения.
Кроме того, в Законе недостаточно учтены особенности проведения выборов по пропорциональной избирательной системе, которая должна обеспечивать прежде всего конкуренцию на выборах избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов и представленных в избирательных бюллетенях первой тройкой кандидатов. В связи с этим норма Закона, в соответствии с которой в бюллетене указывается только фамилия одного кандидата из территориальной части списка приведет к тому, что борьба за голоса избирателей в первую очередь будет идти между кандидатами, представляющими данную территорию.
Недостатком Закона является непоследовательность реализации территориального представительства кандидатов от политической партии - при обязательном делении списка на 50 частей (по числу соответствующих территорий) наличие кандидата на каждой территории не обеспечивается, поскольку даже при максимальном числе кандидатов в списке (53) на каждой территории будет по одному кандидату, и, таким образом, выбытие хотя бы одного кандидата из списка лишит ту или иную территорию такого представительства. А с учетом того, что минимальное число кандидатов в списке вообще не регулируется, число таких территорий может быть достаточно большим. При этом избирательные бюллетени будут содержать фамилии кандидатов не от каждого избирательного объединения, что противоречит требованиям пункта 6 статьи 63 Федерального закона и может привести к формированию законодательного (представительного) органа государственной власти в неполном или неправомочном составе, в том числе и в течение срока полномочий этого органа.
Законом установлен предельно допустимый федеральным избирательным законодательством заградительный барьер в 7 процентов. Во избежание проведения повторных выборов предлагается предусмотреть возможность его понижения в случае, если менее двух списков допущены к распределению депутатских мандатов либо допущенные к такому распределению списки не набрали в совокупности 50 процентов голосов избирателей, т.е. введение так называемого плавающего барьера.
Содержащаяся в Законе норма пункта 2 статьи 13, указывающая, что утверждение текста бюллетеня на соответствующей территории входит в полномочия территориальной комиссии, противоречит соответствующим нормам Федерального закона и пункту 4 статьи 49 Закона, согласно которым это избирательное действие должна осуществлять избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
В Закон требуется внести некоторые иные изменения и дополнения, в том числе связанные с вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2005 года 93-ФЗ.
В связи с изложенным предлагаем принять соответствующие и своевременные меры по доработке Закона".
В приложении к письму Правовое управление Центизбиркома называет основные ошибки и недочеты петербургского избирательного законодательства. Так, по мнению Правового управления, "Закон не обеспечивает гарантии осуществления пассивного избирательного права гражданами Российской Федерации, не являющимися членами политических партий. Такие гарантии должны быть урегулированы в Законе, исходя из положений части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, устанавливающей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям; пункта 31 статьи 32 Федерального закона о гарантиях, согласно которому закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий проведение выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации исключительно по пропорциональной избирательной системе, должен содержать гарантии реализации права граждан Российской Федерации, не являющихся членами избирательных объединений, быть избранными депутатами соответствующего органа; пункта 5 статьи 25 Федерального закона О политических партиях, предусматривающего также порядок такого выдвижения. Проведение выборов по пропорциональной избирательной системе в Законе урегулировано недостаточно полно и последовательно".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1