ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 25 ноября 2005, 11:46

Герман Шаляпин: Контрольно-счетная палата это мое родное дитя

Недавно Законодательное Собрание Петербурга отпраздновало 10-летний юбилей городской Контрольно-счетной палаты. Дать оценку проделанной за это время КСП работы корреспондент ЗАКС.Ру попросил ее первого председателя Германа Шаляпина. Напомним, что он был избран на свою должность 20 сентября 1995 года, а до этого являлся первым заместителем председателя налоговой службы Санкт-Петербурга. В качестве председателя Палаты Герман Шаляпин закончил свою работу в июне 2001 года, однако еще год проработал в КСП в качестве заместителя у нового председателя Дмитрия Буренина.

- Герман Константинович, как бы Вы оценили работу КСП за 10-тилетний период?
- Если говорить обобщающе, то за это время был создан уникальный орган внешнего аудита. Это формальное название, а по существу Контрольно-счетная палата - это орган народовластия, осуществляющий свою деятельность через контроль над бюджетом. Это глаза и уши представительной власти. И, по моему мнению, Контрольно-счетная палата состоялась, поскольку заняла свою нишу и в бюджетном процессе, и в системе органов городской власти. При этом КСП это не самостийный орган, а структура с четко прописанными полномочиями, правами и обязанностями. Главная же задача Палаты - под эгидой представительной власти контролировать волю парламента, выраженную через бюджет.

- Какое значение в ее работе имеет персона руководителя?
- Коллектив специалистов КСП подбирал я, но работа шла и идет только на основе объективных данных и параметров, а то, что у руководства стояли и стоят разные люди, это, конечно, дает определенные особенности и придает каждый раз новый колорит работе.

- Что такое КСП времен Шаляпина и чем она отличается от нынешней Палаты?
- Палата, когда ее возглавлял я, - это, прежде всего, ее становление, которое шло параллельно становлению законодательной власти в Петербурге. Мы были в одной обойме с депутатами на волне демократизации 90-х годов. Преимуществами и особенностями работы Палаты были тогда открытость и гласность. Председатель считал возможным выступать непосредственно в средствах массовой информации, и те проблемы, которые были в бюджетном процессе, выходили к народу через СМИ. Это была общая волна демократизации, но потом ситуация изменилась. Наступила пора более детальной и углубленной работы и уже не внешней, а, я бы сказал так, профессионально-внутренней с уходом от публичности. Этот уход воспринимают по-разному, ведь в каком-то смысле это потеря принципов работы КСП в виде независимости и гласности. Сегодня эти принципы выражены в меньшей степени, особенно гласность. КСП стала продуктивным, хорошо работающим органом, но работающим как бы внутри Законодательного Собрания. И я жалею о потере гласности. Кстати, уже и горожане стали забывать о том, что существует такой орган, как Контрольно-счетная палата.

- Сейчас должность председателя КСП вакантна. Кто, на Ваш взгляд, мог бы ее занять и какими качествами вообще должен обладать председатель КСП?
- Это должен быть человек, который бы учел весь опыт работы своих предшественников и мог бы сочетать в себе следующие качества: компетентность, гласность в работе и умение находить контакты и компромиссные отношения как с депутатами, так и с губернатором. При этом, при проведении ревизий быть не питоном, а специалистом. Я думаю, что такой человек найдется.

- Последние отчеты о проверках КСП содержат иногда совершенно чудовищные цифры о финансовых нарушениях. Однако очень часто власти на это вообще никак не реагируют. В чем, на Ваш взгляд, здесь скрывается причина?
- Это подкрепление тезиса о том, что КСП должна быть независимым и гласным органом. Не было бы такой реакции под сукно и забыть, если бы оценки работы Палаты были публичными. Власть боится публичности, а мы ее потеряли. Но я думаю, что она вернется, тем более, что это предписывает закон отчеты о работе Палаты должны быть доведены до общественности. А вообще до суда было доведено дело Кагана, сейчас, я надеюсь, та же участь постигнет дела Кротова, а это, кстати, мой материал.

- Не уменьшится ли в ближайшее время число финансовых нарушений в исполнении бюджета?
- Я думаю, что та активная позиция, за которую в свое время пострадал и я, все-таки принесла свои плоды исполнительная власть стала больше уважать закон. Однако пока еще сохраняются опасные и не очень афишируемые методы работы с бюджетом. Например, сам факт полуофициального наличия резервного фонда в бюджете симптом того, что Законодательное Собрание иногда готово поступиться принципами закона в интересах нахождения консенсуса с исполнительной властью.

- Вы сказали, что пострадали за свою позицию?
- Это элементарно. Я имел возможность работать в КСП и после того, как вместо меня на должность председателя был совершенно законно избран Дмитрий Буренин. И я продолжал работу в КСП по договору в качестве его заместителя еще год и имел возможность по закону о госслужбе работать до 65 лет еще полтора года после окончания действия договора. Председателем Собрания тогда был Сергей Тарасов, и к нему обратились примерно 15 депутатов, включая Тюльпанова и Гладкова, с просьбой сохранить меня на этой должности. Однако в силу большой любви Тарасова к председателю Комитета финансов Кротову от меня просто избавились. Я обращался по поводу своего увольнения в суд, но суд меня не поддержал. Так что я пострадал за принципиальность и публичность моей позиции в отношении Комитета финансов.

- Есть ли, на Ваш взгляд, отличие между бюджетным процессом 8-10-тилетней давности и нынешним?
- Сейчас он стал более открытым, но это было неизбежным следствием и реакцией на бюджетный процесс в Российской Федерации, который реализуется на основе Бюджетного кодекса. Хотя все местные законы, которые пока еще действуют, например, закон о порядке рассмотрения и принятия бюджета, - архаичны, внутренне противоречивы и морально устарели. Но сейчас Законодательное Собрание рассмотрит новый закон о бюджетном процессе в Санкт-Петербурге, и это будет вполне нормальный документ, отвечающий современным требованиям. Однако замечу, что он все-таки слабо освещает вопросы государственно-финансового контроля. Можно было задать в законе ряд положений, которые бы впоследствии были реализованы уже в новом законе о КСП, так как нынешний закон о КСП абсолютный уродец, никак не соответствующий новым положениям законодательства о бюджетном процессе.

- Чем Вы занимаетесь в данное время и сохранились ли у Вас контакты с КСП?
- Я участвую в различного рода семинарах, в том числе и выездных по проблемам государственно-финансового контроля, то есть в хорошо известной мне сфере. Что же касается Контрольно-счетной палаты, то она периодически привлекает меня к работе. Я участвую в проверках, занимался аналитической работой. Так что Палата меня не забывает, как не забываю ее и я.

- А если бы представилась такая возможность, то возглавили бы Вы КСП вновь?
- Это нереально не позволяет закон. Но чисто гипотетически разумеется, да. Ведь это моя стихия, я знаю это дело, знаю бюджетный процесс и хорошо знаю людей, которые занимаются этим процессом. Да и вообще Контрольно-счетная палата это мое родное дитя.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости4 ноября
Смотреть предыдущие новости →




Главное ↓ 

О редакции Реклама