ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 25 мая 2006, 13:55

Парламентские войны

Еще в начале февраля ничто не предвещало бури. Но вдруг обычно спокойный и мирный парламент Ленинградской области вступил в противостояние с губернатором. Областной ЗакС был просто потрясен известием о том, что глава региона хочет лицезреть его в гораздо меньшем составе. Такого удара в спину никто не ожидал. Обычно исполнительная и законодательная власть Ленобласти работают на редкость дружно и слаженно. Депутаты спорят, протестуют, но голосуют как один.

Предложение Валерия Сердюкова прозвучало как надругательство над законодательным органом. Особенно в свете того, что в ноябре депутаты приняли закон "О государственных должностях Ленинградской области", который гарантирует губернатору после выхода на пенсию сохранение настоящего уровня заработной платы, а также предоставление дачи и других льгот. И о себе депутаты не забыли. Депутатский век недолог, поэтому провести его надо с умом, чтобы после не было мучительно обидно за бесцельно проведенные в парламенте годы.

Эпизод I: Смертельная угроза

Итак, в феврале на рассмотрение Законодательного Собрания были внесены целых три законопроекта о выборах депутатов Ленобласти. Два инициировал руководитель фракции ЛДПР Алексей Булынин: в соответствии с первым 33 депутата избираются по партспискам, 17 по одномандатным округам. Второй вариант это 100% выборы по партийным спискам. Третий законопроект внес губернатор. Он предложил сократить число депутатов до 36 человек, 18 из которых будут избираться по партийным спискам, а 18 по одномандатным округам. Так, его законопроект подразумевает внесение изменений в Устав Ленобласти. Для этого требуется 34 депутатских голоса из 47-ми. Категорически против сокращения выступили несколько членов "Единой России и фракция ЛДПР. Фракция "Родина" заняла выжидающую позицию. Ее члены заявили, что им все равно. Им, конечно, поверили.

Сначала законопроект губернатора рассматривался на заседаниях тринадцати постоянных комиссий. В итоге шесть комиссий не одобрили документ к принятию в первом чтении, пять одобрили, одна не приняла решение и одна комиссия оставила решение за Законодательным Собранием
Тогда же стало известно, что областные парламентарии потребовали от губернатора гарантий трудоустройства в случае непереизбрания. Валерий Сердюков обещал все уладить в неформальном порядке, однако депутаты ему не поверили. И уже через некоторое время Алексей Булынин внес законопроект о трудоустройстве непереизбранных депутатов. Руководитель фракции ЛДПР тогда заявил, что не торгуется с губернатором и законопроект о трудоустройстве не имеет никакого отношения к сокращению числа парламента.

Эпизод II: Атака губернатора
Итак, чем же руководствовался губернатор, когда решил, что депутатов в Законодательном Собрании слишком много?
Депутатам заявили, что в связи с реформой местного самоуправления, стартовавшей в Ленинградской области с 1 января 2006 года, с них снимается нагрузка по "бытовому обслуживанию" избирателей. А для выполнения прямых обязанностей законотворчества хватит и 36 человек. Как заявил главный возмутитель спокойствия губернатора Алексей Булынин, наоборот, работы "прибавилось" в связи с реформами и реализацией национальных проектов. По его словам, депутат выполняет функцию, которою не должен, - "скорой социальной помощи", особенно в тех случаях, когда избиратель не может решить свои вопросы с помощью других органов власти. Также руководитель фракции ЛДПР заявил, что из-за сокращения числа депутатов избирательный округ увеличится в три раза, поэтому на предвыборную кампанию потребуются большие средства: "Олигархи смогут купить избирателей. Губернатор, как сообщает "КоммерсантЪ", обещал откорректировать список. И кто тогда будет в Законодательном Собрании?"
Валерий Сердюков привел еще один веский аргумент за сокращение числа депутатов: "Мы провели мониторинг действующих депутатских корпусов. Так, в Красноярском крае на 3 млн. человек приходится 41 депутат, в Белгородской области на полтора миллиона человек приходится 31 депутат, в Вологодской 37".

Так или иначе, депутаты были просто вынуждены рассматривать законопроект губернатора и провели рейтинговое не имеющее юридической силы голосование. Оказалось, что всего 11 человек выступили "за" самосокращение. Руководитель фракции "Единая Россия" Сергей Львов утверждал, что внутренняя дисциплина приведет к тому, что практически все 22 члена фракции поддержат идею губернатора. Он ошибся. Рядовые члены фракции, чувствуя себя аутсайдерами предстоящей предвыборной гонки, не знали, что лучше: поддержать губернатора и рассчитывать на выборах на его поддержку, или идти "ва-банк" и не сдаваться без боя. Кстати, депутаты отвергли предложение по поименному голосованию. Так никто и не узнал, кто за что голосовал. Однако, как стало известно, после этого на столе у губернатора оказался список депутатов, которые воспротивились его идее, и проголосовали "против". По слухам Валерий Сердюков каждого несогласного вызывал на ковер.

С момента первого обсуждения законопроекта и до его рассмотрения в первом чтении прошло еще два месяца. За это время губернатор не один раз встречался с депутатами и, наверное, пытался заручиться их поддержкой. По личной просьбе губернатор депутаты даже откладывали рассмотрение законопроекта. Известно также, что губернатор консультировался с коллегами по партии (напомним, что осенью Валерий Сердюков стал членом "Единой России" в частном порядке) из Государственной Думы. Однако вертикаль партийной власти ему не помогла.

В конце апреля депутаты отвергли законопроект губернатора. Формальный предлог он противоречит Уставу Ленобласти. А законопроект о внесении изменений в Устав они отклонили чуть раньше.
Не совсем понятно, поспешил или опоздал Валерий Сердюков со своей инициативой. Вполне возможно, если бы он высказал ее на полгода раньше, у него было бы больше времени, чтобы сломить сопротивление депутатов. С другой стороны, губернатор мог по самонадеянности решить, что парламент, обычно принимающий "на ура" все его законопроекты, и тут по инерции поддержит. Интересно другое. Ведь может избраться в 2007 году лояльный парламент, который по первой просьбе губернатора сократится к следующему созыву и без лишних вопросов. Может быть, Валерию Павловичу следовало запастись терпением?

Эпизод III: Месть губернатора

Но было неверно думать, что после провала первой попытки губернатор оставит идею сократить парламент до лучших времен (читать до следующего созыва). Понятно, что 36 человек легче поддаются управлению, чем 50, особенно если большинство из них "Единая Россия". Именно следующий состав ЗакСа будет утверждать Валерия Сердюкова на должность губернатора. Глава региона не сдался.
Он отказался перечислить депутатам средства (1 млн. рублей каждому) на решение социальных проблем в избирательных округах. А ведь именно в последний год перед выборами эти деньги, ох, как нужны парламентариям! Тем не менее, 5 мая депутаты пришли к компромиссу с губернатором и получили по 250 тысяч рублей на нужды округа.

Эпизод IV: Депутатская надежда

Примерно в это же время Алексей Булынин внес на рассмотрение в Законодательное Собрание законопроект "О внесении изменений в областной закон "О государственных должностях Ленинградской области", подразумевающий трудоустройство депутатов, не избранных в новый состав парламента. В ходе пресс-конференции руководитель фракции ЛДПР заявил, что бывший депутат не может вернуться на свое рабочее место по ряду причин, и в этом смысле "депутаты - самая незащищенная социальная категория". В соответствии с документом, бывшим депутатам в течение полугода должна быть предоставлена равноценная работа (должность) в органах государственной власти Ленобласти либо на предприятиях и организациях, в которых недвижимое и движимое имущество (в том числе и доля в уставном капитале) принадлежит на правах собственности Ленобласти. В случае невозможности трудоустроиться на равноценную работу после прекращения полномочий депутату ежемесячно производится выплата в размере среднемесячного денежного содержания в течение полугода.

26 апреля парламент принял в первом чтении этот законопроект. "За" проголосовали 30 депутатов, "против" - 11. Однако не исключен вариант, при котором губернатор наложит вето на закон, инициированный мятежными депутатами. И уж точно принятие данного документа станет предметом серьезного торга между исполнительной и законодательной властью. Ставка все та же быть или не быть областному парламенту в сокращенном составе.

Эпизод V: Губернатор наносит ответный удар

17 мая Законодательное собрание было вынуждено открыть внеочередное заседание. Причиной тому стал скандал, в центре которого оказался вице-губернатор, представитель губернатора в ЗакСобрании Василий Иванов. Перед началом планового заседания на трибуну вышел Алексей Булынин и заявил, что "5 мая по Ленинградскому областному телевидению была показана телепрограмма, в которой вице-губернатор Василий Иванов и председатель юридического комитета правительства области Станислав Рудовский сказали много нехороших слов в адрес ЗакСа и депутатов. После просмотра телепередачи сложилось мнение, что здесь собрались коррупционеры, люди, которые не умеют работать".
Депутаты вне себя от возмущения обвиняли Василия Иванова в клевете, требовали от него извинений и настойчиво предлагали ему покинуть зал заседаний. Сам вице-губернатор заявил, что зал не покинет и оснований для извинений не видит.

Что вызвало такую бурю эмоций у парламентариев?
"Таких ли людей избрали в Законодательное Собрание? вопрошал вице-губернатор в эфире телепрограммы. - Уж если тебя избрали, ну, будь любезен, скажи: граждане, я не хочу сокращаться, я хочу сохранить свою зарплату, свои привилегии, свою машину, свои льготы. Возьмите план законопроектной деятельности на текущий год. Там 90% законов вносит губернатор и только 10% депутаты. Вот реальная отдача законодательного органа А прикрываться тем, что депутаты решают социальные вопросы Вот на этой сессии три депутата Петров, Гройзман, Павлова говорили: "Нам не выдали денег из резервного фонда! Мы не можем решать социальные вопросы в наших округах!" Так, дорогие товарищи, оказывается, вы можете только тогда, когда деньги дадут. А без денег? А законодательно защитить права своих избирателей? Что? Уже никак?". Тут впечатлительный читатель может подумать, что вслед за этими словами Василий Иванов в адрес депутатов бросил еще несколько фраз в духе: "Слабо?", "Кишка тонка?" и показал конструкцию из трех пальцев. Это не так. В продолжение передачи он высказал мысли, возмутивших депутатский слух не меньше: "звание народного избранника многим кружит голову, и люди не хотят видеть на этом поле никаких конкурентов", депутатские фракции" это нечто аморфное они объединяются для защиты каких-то своих интересов".

Сложно судить, прав или нет Василий Иванов. По сути, вице-губернатор высказал популистские настроения похожие на правду. Например, "аморфность" депутатских фракций не подлежит сомнению. А закон о трудоустройстве депутатов Ну вот, например, у губернатора в частности и чиновников вообще такие льготы, что и не снились нашим ветеранам, пенсионерам и другим гражданам.
В любом случае претензии следует предъявить к авторам программы. Они не позаботились о том, чтобы пригласить депутатов и выслушать их аргументы.
И ведь можно было обвинить вице-губернатора в том, что он "мнит себя стратегом, видя бой со стороны". Однако в свое время Василий Иванов был даже председателем Законодательного Собрания.

Тем не менее, депутаты были оскорблены до глубины души. Достойные уважаемые люди "разделывали" вице-губернатора, что называется, по полной программе. Депутаты хотели узнать, кем было инициировано это выступление: лично губернатором или Василий Иванов говорил как частное лицо. Ответ на этот вопрос очевиден, как и то, что вице-губернатор не ответил на него.
Некоторые депутаты, остыв, предположили, что Василий Иванов действительно не виноват. Он исполнял волю главы региона. Вполне возможно, что таким образом Валерий Сердюков хотел представить жителям Ленобласти "хороших" и "плохих" депутатов, чтобы уже сейчас запоминали, за кого голосовать, а за кого нет в 2007 году.

Наиболее далеко в своих догадках пошел Владимир Леонов. Он заявил, что "наверное, Иванов кость в горле губернатора". Другими словами, Леонов хотел сказать, что губернатор сделал из вице-губернатора козла отпущения, дабы сразу убить двух зайцев (дискредитировать парламент чужими руками и избавиться от подчиненного). Но Владимир Николаевич не прав. Реакцию Василия Иванова, который слушал плевавшихся ядом депутатов, можно охарактеризовать словами из басни "Кот и повар" Ивана Андреевича Крылова: "а Васька слушает да ест".
В итоге парламентарии направили губернатору обращение, в котором потребовали оценить выступление вице-губернатора как некорректное и отозвать его в качестве представителя из Законодательного Собрания.

Эпизод VI: Возвращение губернатора

Затишье было недолгим. На днях губернатор внес новый законопроект о выборах депутатов. О численности парламента там нет ни слова. Валерий Сердюков предложил следующее. 50% депутатов будут избираться по одномандатным округам, 50% по партийным спискам на пяти вновь образованных округах. Также в Ленинградской области будут сформированы общепартийные списки, в которые войдут по 3 человека от партии. В соответствии с действующим федеральным законом выборы пройдут во второе воскресенья марта (2007 год). Самый поздний срок, когда депутаты должны назначить дату выборов, это первая декада декабря. Значит, самое позднее, к середине сентября закон о выборах должен быть принят, чтобы избирательная комиссия успела сделать нарезку округов. (А в том, что Леноблизбирком уже сделал варианты нарезки избирательных округов на все случаи жизни, сомневаться не приходится). Еще лучше, если закон о выборах будет принят до ухода депутатов на летние каникулы, т.е. до конца июня. Не потому ли Совет ЗакСобрания решил внести законопроект губернатора на рассмотрение в первом чтении с "грубейшими нарушением Регламента" (цит. А. Булынин)? До начала летних каникул состоится еще хотя бы три заседания парламента. Три заседания три чтения закона. Можно прогнозировать, что к концу июня в Ленобласти будет действовать новый закон о выборах.

Интересно и то, что это может быть документ, инициированный не Валерием Сердюковым, а Алексеем Булыниным, который буквально на пару часов раньше губернатора внес свой новый вариант закона о выборах. Руководитель фракции ЛДПР предложил увеличить парламент до 72-х человек, половина из которых избирается по партийным спискам, половина по одномандатным округам. И его законопроект тоже был включен в повестку дня с "грубейшими нарушениями Регламента". О шансах на успех здесь остается только догадываться, но если депутаты решат, что называется, поприкалываться

Вернемся к инициативе губернатора. От действующего закона Ленобласти о выборах новый законопроект отличается тем, что будут не только общеобластные партсписки, но и внутрирегиональные по пяти округам. Сложно судить, насколько это отличие принципиально. Принципиально другое: губернатор не указал количество депутатов парламента. Вполне возможно депутаты решат сделать реверанс Валерию Сердюкову, чтобы сгладить конфликт последних месяцев, и примут этот законопроект. Или они заострят свое внимание на предложении о пяти округах, но желание помириться перевесит. Другими словами, не битьем так катаньем закон будет принят. Это, в общем-то, и нужно главе региона, чтобы пойти на второй заход и снова предложить внести изменения в областной Устав.

И если законопроект Валерия Сердюкова примут к концу июня, то к началу сентября он уже предложит новый вариант документа о внесении изменений в Устав Ленобласти. Может быть, он пожелает оставить в ЗакСобрании не 36, а, например, 35, 40 или 42 депутата. Впереди у губернатора три месяца, чтобы поработать с нелояльными парламентариями. Эксперты считают, что у Валерия Сердюкова есть шансы на успех. Ведь чем черт не шутит: после летних каникул депутаты отдохнут, подобреют и расслабятся, с ними проведут индивидуальную работу и, скорее всего, они согласятся с губернатором. Тем более, теперь глава региона точно знает, кто из депутатов "свой", а кому на предстоящих выборах придется нелегко.

А вообще, перефразируя расхожую фразу, "хороших депутатов должно быть много". Валерий Сердюков, похоже, думает, что хороших депутатов много не бывает или хороших депутатов много быть не может. В каком количестве депутаты "хороши", мы, возможно, узнаем уже в сентябре. А вот кто из имеющихся депутатов по мнению губернатора "хорош" после выборов в 2007 году. Валерия Сердюкова можно понять: хороший парламент должен быть компактным, удобным в использовании, неприхотливым в обслуживании и надежным в эксплуатации.

В действительности же никаких причин для сокращения, как и для сохранения, численности Законодательного собрания нет. Так что, уважаемые исполнительная и законодательная власти Ленинградской области, не хотите ли расслабиться и отдохнуть от парламентских войн?


Александра КОНФИСАХОР

Александра Конфисахор


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама