ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

_сми.публикации 17 января 2003, 12:47

Не отставать от времени

// Санкт-Петербургские ведомости, № 009, стр. 4
- Валентина Николаевна, не секрет, что любые самые благие реформаторские намерения так и останутся прожектами, если их не подкрепить своевременно надлежащим финансово-экономическим обеспечением. 11 декабря, как известно, в Госдуме успешно прошел 4-е окончательное чтение бюджет 2003. Какие же конкретно статьи заложены там для проведения образовательных реформ?
- Убеждена в том, что реформы будут успешны только тогда, когда их поддержит большинство россиян. Нельзя начинать радикальные преобразования в условиях резко обострившихся социальных проблем: люди нас в этом случае просто не поймут. В сфере образования задача сегодня ставится так: надо сначала ликвидировать все долги государства перед педагогами, а уж потом всерьез заняться реформированием.
Вот почему, работая над бюджетом 2003 года, мы в качестве главного для себя приоритета сформулировали реальную помощь работникам образования. После долгих споров с правительством удалось, в частности, согласовать вопрос об индексации заработной платы на 33 процента с 1 октября. В раздел "Финансовая помощь другим бюджетам" с пометкой "на целевое использование" заложена сумма в 4 млрд рублей, предназначенная для погашения задолженности по зарплате учителям.
Но совершенно очевидно, что, и будучи индексированной, зарплата учителей все равно останется крайне низкой. Даже полная ее выплата не решит всех проблем. Вот почему в качестве стратегической наш комитет поставил задачу довести уровень этой зарплаты как минимум до средней по промышленности. Для того чтобы найти реальные пути решения этой проблемы, Госдумой, Советом Федерации и правительством создана специальная трехсторонняя комиссия. Ее задача - предложить варианты реформирования системы оплаты труда работников образования.
Необходимо также позаботиться о качественном улучшении условий труда и быта педагогов, предоставив им адресную социальную поддержку, гарантировав их правовую защищенность.
- Итак, стратегия понятна: от бюджетной поддержки до изменения системы трудового вознаграждения учителей и разработки конкретных мер социальной помощи. Но ведь проблемы школы - это не только проблемы самих учителей...
- Абсолютно верно. И потому, занимаясь экономическими проблемами образования, мы пришли к выводу, что необходимо снизить налоговую нагрузку на образовательные учреждения. Вступление в силу 25-й главы Налогового кодекса РФ явно не пошло нашим школам на пользу: если раньше они имели налоговую льготу, которая позволяла направлять внебюджетные средства на покупку оборудования, то теперь это отменено. Мы уже внесли поправку, которая должна восстановить эту льготу.
Еще одна поправка касается снижения ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 10 процентов при реализации учебной и книгоиздательской продукции.
- Эта самая продукция предназначена для обучения наших детей. Но ведь как раз ее-то содержание сегодня очень много критикуют, и чаще всего справедливо. Учебники истории расплодились во множестве вариантов, иные из них противоречат друг другу. Учебные программы по литературе урезаются далеко не лучшим образом -за счет исключения классических произведений, на которых воспитывалось не одно поколение соотечественников. Могут ли каким-то образом наши законодатели повлиять на этот пагубный процесс, пресечь негативные тенденции?
- И могут, и обязаны. Именно с этой целью Госдума уже приняла в первом чтении законопроект "Об образовательных стандартах общего образования". Суть его в том, чтобы четко упорядочить учебные программы, законодательно закрепить по каждому предмету тот минимум знаний, который необходим для получения полноценного образования. Никаких вольностей, самодеятельных урезаний программ быть не должно!
Речь вовсе не о том, чтобы всех учащихся во всех уголках России причесать под одну гребенку. В факультативном порядке можно и должно вводить дополнительные программы, призванные учитывать специфику региона, какие-либо иные аспекты. Но нам крайне необходим именно единый общероссийский стандарт, который поможет не только удержать, но и повысить в современных условиях качество образования. А ведь именно этим всегда славилось наше Отечество.
В моем понимании главной целью наших реформ должно стать изменение содержания образования. Современная экономика, опирающаяся на наукоемкие производства и информационные технологии, выдвигает новые требования к подготовке специалистов. То же самое можно сказать о бизнесе, финансах, об управленческой деятельности. А разве наша бюджетная сфера исключение? Там тоже нужны грамотные специалисты, профессионалы своего дела. Без знания компьютера буквально завтра не обойтись будет ни библиотекарю, ни воспитателю детского сада. Равно как и любой современный менеджер, рядовой банковский клерк обязан будет знать иностранный язык, литературу и иные гуманитарные предметы. Но этого невозможно будет добиться без реформирования образования, которое должно соответствовать духу нашего динамичного времени.
- Министр образования Владимир Филиппов предложил кроме стандартов по традиционным школьным предметам ввести в закон и раздел "Воспитание". Как вы относитесь к такому предложению?
- Сугубо положительно. В последние годы, к сожалению, функция гражданского воспитания молодежи была утрачена. А ведь от того, на каких ценностях будут воспитаны наши дети, зависит будущее России. Я считаю, что для решения проблем воспитания необходимо возродить систему детских и юношеских общественных объединений, трудовых лагерей, спортивных и культурно-досуговых молодежных центров.
Именно в этом направлении действует сегодня "Молодежное Единство", опыт работы которого достоин широкого распространения. Минувшим летом, к примеру, они организовали летние трудовые лагеря на Ставрополье, на Кубани и в Дагестане для помощи пострадавшим во время стихийных бедствий, провели форум юных граждан "<Ты нужен России". Через такие инициативы и осуществляется гражданское воспитание молодежи.
- Есть мнение, что реформой образования должны заниматься исключительно специалисты. Другие же считают, что к ее обсуждению необходимо привлечь широкие круги общественности. А какова ваша точка зрения по этому поводу?
- Если мы ставим задачу построения гражданского общества, говорим о новой философии развития образования, то необходимым условием всего этого является широкое участие граждан в управлении образованием. Недавно мы провели в Петербурге небольшой социологический опрос родителей. Был задан всего один вопрос: готовы ли вы своим трудом помогать реформированию школы или же это задача исключительно правительства? Результат был получен 50:50. То есть оказалось, что половина участников опроса не являются активными участниками важного общественного процесса. На мой взгляд, это очень тревожный звонок!
Чтобы как-то исправить положение, наш комитет работает сейчас над законопроектом "Об участии общественных объединений в управлении образованием". Рассчитываем внести его на рассмотрение Госдумы уже в январе.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости20 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама