ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 20 июля 2006, 0:10

Права не дают. Их... отбирают

19 июля Институт региональной прессы организовал пресс-конференцию команды правовой безопасности Legal Team "Саммит G8: взгляд с другой стороны". Правозащитники рассказали о нарушениях прав человека работниками милиции во время саммита G8 в Петербурге.

По словам активистки Legal Team Натальи Звягиной, в разных городах России работники милиции провели 24 превентивных задержания тех, кто собирался на контрсаммит в Петербург. 140 человек были встречены сотрудниками органов на вокзале перед отправлением в Петербург или при выходе из поезда в Петербурге. 26 активистов милиционеры и сотрудники ФСБ заставили подписать подписку о невыезде, несмотря на то, что эту подписку может обязать подписать только суд. Те, кто по идее должен правопорядок охранять, на самом деле его нарушали, совершая порой весьма тяжкие преступления. Дело доходило до похищения людей. Только из Воронежа было вывезено восемь национал-большевиков. Работники милиции без ордера на арест проводили обыски в квартирах активистов, устраивали в них засады на тех, кто должен был туда явиться. В дни саммита у антиглобалистов были изъяты 32 книги, якобы в них содержится пропаганда экстремизма. То, что эти книги можно купить в ближайшем книжном магазине, стражей порядка совсем не смущало. Все это милицейский произвол в цифрах, итоги операции "Перехват-Магистраль".

По мнению активиста Legal Team Дмитрия Макарова, город все эти дни находился на чрезвычайном положении, которое вводится лишь в соответствии с законом "О чрезвычайном положении". Спецслужбы составили списки экстремистов, "которые не имеют под собой никакой правовой основы".

Фотограф Legal Team Иван Ниненко две суток отсидел под арестом за фотографирование. "Я снимал, как милиционеры, нарушая "Закон о милиции", применяли спецсредства против участников антиглобалистской акции, - рассказал Иван. - Суд был пародией на правосудие! Никакой презумпции невиновности! Свидетелями выступали сами милиционеры, те самые, которые нас задерживали, и те, которых я увидел в первый раз в зале суда. Я спокойно прошел в милицейский автобус, а в постановлении суда написали, что я якобы "хватался за форменную одежду сотрудников милиции, вел себя вызывающе, громко кричал".
Иван намерен добиваться наказания милиционеров, которые давали против него лживые показания, и привлечь их за лжесвидетельство.

Своими впечатлениями о современной российской милиции поделалась украинская активистка "Женской сети" Власта Пидпалая. Ее тоже задержали у гостиницы "Рэдиссон" утром 16 июля на акции антиглобалистов. "Я считаю, что против меня было совершено насилие сексуального характера, - сказала Власта. Пятеро здоровых ОМОНовцев затащили меня в автобус, шторы на окнах были закрыты, и у меня не было никакой возможности сопротивляться".
Сразу после задержания Власта объявила сухую голодовку, но милиционеры не дали ей заявить об этом письменно. "Когда я попросили переводчика с украинского, мне отказали, сказали: "Ничего! Ты и по-русски все хорошо поймешь!". А когда я в суде заявила, что требую учесть то, что у меня есть ребенок 2-х с половиной лет, я сказала судье, что об этом есть запись в моем паспорте, она ответила мне на это: "Я по-украински не понимаю!". То, что милиционеры отказались вызвать переводчика с украинского, ее совершенно не волновало".

Утром 16 июля во время акции на Невском у "Рэдиссона" пострадал журналист украинского канала 1+1 Максим Буткевич. Правда, в Петербург он приехал не как представитель этого канала, а как корреспондент ряда интернет-порталов. Себя он называет "медиаактивистом". "В мою задачу входило наладить связь между журналистами, аккредитованными на саммит, и активистами протестного движения, - объясняет Максим. - Вместе с коллегами из "Ассошиэйтед Пресс" Буткевич снимал на фото акцию у "Рэдиссона". Вдруг сзади слышу крик: "У него камера! Он снимает!" Буквально через мгновение ОМОНовцы схватили меня за шею, заломили руку и потащили в автобус. В автобус меня бросили с теми же словами: "У него камера! Он снимал!" Никогда не думал, что меня задержат в Петербурге на Невском проспекте только за то, что я буду держать в руках фотоаппарат! В отделе милиции меня несколько раз фотографировали, сняли мои отпечатки пальцев. Я потребовал вызвать консула Украины, на что мне ответили: "Обращайся в Гаагу!". Правда, консул вскоре приехал в 27 отдел милиции, где нас держали. Информация о нашем задержании пришла к нему из Украины. В эти дни я впервые по-настоящему почувствовал себя гражданином Украины. Консул делал все, чтобы нас освободить, навещал нас в изоляторе, привозил еду. Суд обернулся фарсом. Судья Куйбышевского районного суда Тамара Долинская осудила меня за участие в несанкционированной акции и за неповиновение сотрудникам милиции. В постановлении она написала то же, что и всем: рвал на милиционерах одежду, громко кричал, вел себя агрессивно. Интересно, как я мог рвать на милиционерах одежду, когда меня держали за шею и заломили руку? В итоге мне дали 3-е суток ареста. Интересно, что тем, кто, как я, требовал предоставить защитника, дали 3-е суток, а тем, кто ничего не требовал, - 2-е. По совету консула я написал апелляцию, где заявил, что не участвовал в акции, а вел съемку. Судья вынесла решение: поскольку я раскаялся, срок моего пребывания под стражей сокращается до 2-х суток. Но я не в чем не раскаялся! Мне не в чем раскаиваться! "
Максим рассказал, как отвратительно вели себя ОМОНовцы в отношении задержанных: "На обратном пути из суда с парня из Белоруссии сорвали бейсболку и, как кувалдой, ударили по голове. ОМОНовцы смеялись. Они прямо говорили, что им позволено делать с нами все, что им заблагорассудится".

А вот как проходило пресечение акции антиглобалистов и их содержание под стражей со слов анархиста Саши Козленко из Бреста: "Акция продлилась не более минуты. Мы выкрикивали лозунги против G8. Милиционеры, обычные и ОМОНовцы, резко подлетели, всех уложили на асфальт, а потом стали затаскивать в автобус, на котором отвезли в 27 отдел милиции. Никакого предупреждения прекратить акцию милиционеры не сделали. Одного парня двое ментов несли, держа за руки и за ноги, раскачали и ударили его головой о бордюр. В отделении парню стало плохо, и его отправили в больницу. Фамилия его Яковлев, он откуда-то из России. В 27 отдел милиции нас привезли в около 9.30 утра и продержали до 8 вечера. То есть протокол нам выдали только после того, как мы пробыли под стражей 8 часов. В самом отделе милиционеры вели себя с нами нормально, а по дороге в суд один ОМОНовец ударил нашего парня из Белоруссии, Женю Козлова, довольно-таки сильно по голове за то, что не Женя не захотел с ним разговаривать. В суде было смешно - нас обвинили в том, что мы ругались матом, кричали, дергали сотрудников милиции за форму. Обратно нас везли те же ОМОНовцы, и парня, который шутил, один ОМОНовец вначале ударил ногой по ребрам, а потом кулаком. В 4 часа утра нас отправили на Захарьевскую. Все мы сидели на 4 этаже, который был специально отведен для антиглобалистов. Нас разбили по три человека и развели по камерам".

Если украинского консула милиционеры не вызывали по требованию задержанного, то о задержанных белорусах они тут же сообщали в Белорусское консульство. Оттуда приезжали какие-то люди, переписывали данные задержанных и уезжали.

"То, что происходило во время саммита, можно назвать сконцентрированным выражением общей ситуации с соблюдением властями гражданских прав и свобод, а также того, на что способно наше гражданское общество", - заявляют активисты Legal Team.

Георгий МАЕВ

Георгий Маев


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама