ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

_сми.публикации 28 января 2003, 12:19

Праздник состоится при любой погоде

// Комсомольская правда в Петербурге, № 015, стр. 15
Корр.: - Александр Сергеевич, 121 договор - это много или мало? Достаточно ли для реализации намеченного?
А.З.: - Я назову конкретные цифры. Судите сами. Общая сумма договоров в перечне - 11 миллионов 858 тысяч долларов. Это - не считая объема работы, которую предстоит провести для нашего города информационным спонсорам. Для того чтобы выполнить все поручения, данные нам Штабом по подготовке праздника, необходимо еще примерно 15-18% от этой суммы.
Корр.: - Но в СМИ прошла информация о том, что вы якобы взяли на себя обязательство собрать 20 миллионов, а собрали меньше двадцатой части этой суммы. И вас, дескать, отстраняют от работы.
А.З.: - Во-первых, я никому ничего не обещал. Во-вторых, никто не устанавливал Фонду планов по сбору средств. Фонд - общественная организация. Я согласился на общественных началах наладить ее работу. Не могу сказать, что я очень к этому делу стремился. И другие желающие тоже в очередь не выстраивались. С меня никто не снял работу ректора университета. У меня нет необходимости в дополнительном заработке (я не получаю в Фонде ни копейки). Фонд не открывает для меня никаких личных перспектив карьеры. На данном этапе жизни, в принципе, я могу себе позволить заниматься только тем, что мне нравится. А руководить Фондом - не самое большое развлечение, смею вас заверить.
Но Фонд - важное для города и для страны дело. Ни у кого в Петербурге нет опыта проведения подобных по масштабу праздников. Был прецедент в Москве - 850-летие. В ряде отношений удачный, но в ряде - не совсем. Москву упрекали в безудержной трате денег на фейерверки в то время, когда страна голодала.
Когда в нашем городе возникла тема празднования 300-летия, правительство поступило очень демократично и по-петербургски - спросило горожан о том, как они хотели бы отметить юбилей. В Комитет-300 поступили тысячи (если не десятки тысяч) предложений. Кое-кто увидел возможность заработать. Дескать, "золотой дождь прольется на город, надо только успеть тазик подставить". Конечно, написали в Смольный письма все городские фантазеры. Но пришло и много дельных, интересных предложений. Наталья Игоревна Батожок проделала гигантскую, просто титаническую работу. Ее комитет все обдумал, проработал. Составили огромный перечень мероприятий. И встал вопрос: за чей счет праздновать?
Губернатор В.А.Яковлев счел брать деньги на праздничные мероприятия из бюджета неправильным. Годовой бюджет Петербурга сейчас уже совсем не мал - более 2,5 миллиарда (если считать для простоты в долларах США). И в основной части практически ориентирован на социальные нужды. Возьмите из него миллион на фейерверки - и возмутятся, скажем, люди, нуждающиеся в улучшении жилья или в лекарствах.
В этой ситуации поиск спонсоров под ряд стоящих проектов поручили районным администрациям. Предложили и части авторам самим найти спонсоров. Но самые крупные и яркие начинания все равно требовали дополнительных вложений. Эту проблему возложили на Фонд. Когда ее масштабы стали вырисовываться в полной мере, решение показалось почти нереальным.
Ко мне обратились за помощью такие уважаемые мною люди, как губернатор Владимир Яковлев и глава Российских профсоюзов Михаил Шмаков. Сказали так: времени очень мало, но надо сделать все возможное.
Корр.: - И теперь вы чувствуете себя героем? В Москве к 850-летию собрали 18 миллионов. Это было сделано, как известно, с применением весьма жесткого лужковского административного давления, да еще в эпоху "легких" денег, ельцинской "растащиловки". Как вам вообще удалось за 8 месяцев собрать в Питере столько?
А.З.: - Вообще-то, я знал, что это непросто, но не предполагал, что настолько. Как вы думаете, сколько раз нужно поговорить с человеком, чтобы он согласился выделить на праздник, скажем, 5 тысяч долларов? Или 250 тысяч? И со сколькими людьми надо поговорить, чтобы спонсоров стало 121? Да еще "между делом" управляя университетом?
Геройства, правда, не вижу. Деньги дали не мне, а городу. Самые крупные спонсоры найдены не мною, а Натальей Батожок, Ириной Потехиной, Сергеем Давитая, Евгением Лукиным и другими людьми. Я всего лишь создал систему работы. Собрал маленький, но сильный штатный аппарат Фонда. Привлек юристов экстра-класса. Надо ведь оформить все совершенно безупречно, чтобы потом не было неприятных упреков. Обеспечить контроль за тратами и т.д.
В городе до того, как мы все это сделали, было очень плохое отношение к фондам. Их в Петербурге зарегистрировано более 1500. А толку маловато. Академик Спасский рассказывал мне, что он в несколько фондов деньги направлял под хорошие идеи, но все его, мягко говоря, разочаровали.
Мы установили предельно четкий порядок заключения договоров со спонсорами и с исполнителями, при котором Фонд в состоянии в любой момент отчитаться за любую копейку. Государственные органы управления согласуют все сметы, дают заключения о целесообразности расходования средств. Они же принимают все работы, произведенные по нашим платежам, утверждают акты приемок.
Когда люди это увидели, ситуация изменилась. Руководители предприятий поняли, что их деньги действительно помогут горожанам получить праздник. Посмотрите публикуемый нами перечень мероприятий, которые финансирует Фонд! Ведь этот набор позволит каждому петербуржцу для себя что-то выбрать интересное.
Корр.: - И все же, откуда взялись разговоры про пресловутые 20 миллионов?
А.З.: - Месяцев восемь тому назад я очень приблизительно оценил общие потребности, причем с приличным запасом. На мой взгляд, общий объем договоров с благотворителями укладывался в 10 миллионов "живыми" деньгами. И еще столько же требовалось работами, материальными вкладами. Но когда от заявок перешли к конкретным сметам, стоимость ряда проектов существенно упала. В некоторых случаях городской Штаб по подготовке к празднованию счел правильным поручить нам не полное, а частичное финансирование проектов. Ведь организаторы многих из них имеют серьезные собственные возможности привлечения благотворителей.
В итоге объем необходимых Фонду "живых" денег существенно уменьшился. Но я не учитывал объем услуг от информационных спонсоров. А он будет весьма немалым. В общем, в конечном счете, видимо, на те же 20 миллионов Фонд к лету и выйдет.
Корр.: - А как получилось, что основные спонсоры обозначились в последний момент? И как вы будете собирать оставшуюся часть, ведь времени уже почти не осталось?
А.З.: - Наиболее крупные из спонсоров опубликованного сегодня реестра обозначились давно. Но их оформление - дело не совсем простое. К примеру, мы основательно консультировались с налоговыми органами. На что потребовалось время. По всем договорам есть серьезные встречные обязательства Фонда. Далеко не все из них Фонд может выполнить без участия городских служб. И это надо тщательно прорабатывать. В большинстве случаев спонсорские вклады требуют согласований с акционерами корпорации. Что также не делается быстро. Мы очень активно работали осенью. К новому году была готова первая волна договоров. Далее вся страна недели три отдыхала. И вот в последние десять дней мы оформили отношения со многими спонсорами.
Но последний момент еще не наступил. Многие договоры на подходе, многие фирмы только вступают в переговоры. Даже беглого взгляда на список достаточно, чтобы понять: в нем нет телефонных и пивоваренных корпораций, фармацевтических фирм и банков, отсутствуют "бензиновые короли", торговые сети и т.д. У нас просто еще руки не дошли сделать деловые предложения всем.
Есть и еще одно явление: в Петербург в последнее время устремились большие московские деньги. Многим из их обладателей наши петербургские мотивы празднования совершенно безразличны. Они живут по московским понятиям. Рассказывают нам, к примеру, что правительство Москвы давало спонсорам 850-летия рекламу на треть суммы вклада. А в последние месяцы перед праздником - на половину. И вот они теперь выжидают. Думаю, напрасно.
Оставшуюся часть средств сейчас можно собрать несколькими контрактами с крупными фирмами (переговоры ведутся). Но есть и иной путь. Мы отработали методику сбора средств в районах совместно с главами администраций. Треть средств при этом идет на проведение районных мероприятий. Первоначально попробовали во Фрунзенском районе. Затем - в Невском, Петроградском, Адмиралтейском. Получилось очень неплохо. Но если Адмиралтейский район планирует довести число спонсоров до 30-40, то, к примеру, в Центральном их может быть в пять раз больше (там зарегистрировано большинство офисов фирм), а мы в этом районе работу даже не начинали. В общем, тем или иным путем задача сбора оставшихся средств будет решена.
Что касается нехватки времени - надо иметь в виду, что по ряду проектов финансирование ведется поэтапно, а 20-30% стоимости выплачивается после приемки работ, то есть - летом. Так что часть средств нужна через 5-6 месяцев.
Корр.: - Вы обещали прокомментировать сообщения СМИ о якобы неудачной работе Фонда. Скажите, вы лично будете заниматься дальше празднованием или нет?
А.З.: - Конечно буду. Я ведь - член Государственной комиссии по проведения празднования юбилея Санкт-Петербурга под председательством Президента РФ. 29 января я докладываю на заседании Попечительского совета Фонда о результатах своей деятельности. Думаю, ее оценят положительно, а у меня появятся новые поручения. Мы обсудили с Владимиром Анатольевичем ситуацию в Фонде и пришли к выводу, что его работа переходит в иную фазу. Механизмы привлечения и расходования средств отработаны и накатаны. Дело приобретает характер технологического процесса со вполне понятными, стабильными параметрами. Работы в Фонде не станет меньше. Наоборот. Договоров может быть еще 200 или 300, и все их надо будет сопровождать, контролировать и т.д. Из этого вытекает нецелесообразность моего там использования.
Не ректорское это дело. Для этого можно найти сильных организаторов, свободных от других нагрузок. Владимир Анатольевич принял решение далее использовать меня в качестве посла Петербурга. До конца 2003 года мне придется выезжать за рубеж по приглашениям, поступающим в адрес губернатора (в тех случаях, когда сам В.А.Яковлев поехать не сможет). Говорят, что в истории Петербурга до меня таким статусом обладал только Перес де Куэльяр. Но и от дел Фонда мне полностью отойти не удастся. Придется выступать консультантом, помогать моим преемникам.
Кадровые перестановки подобного рода обычно происходят планомерно. Правительство города начало искать дополнительные кадры для расширения работы Фонда заблаговременно. Этим недобросовестно, на мой взгляд, воспользовались журналисты городского филиала РТР, ведущие, как всем известно, весьма странную войну против петербургских властей. Они и "выдали" в эфир несоответствующую действительности информацию, которая пошла гулять по всевозможным сайтам и новостным рубрикам. Якобы "провал", якобы "нет денег"...
Я лично крайне отрицательно отношусь к действиям части городских СМИ, пытающихся всячески дестабилизировать обстановку в городе. Праздник уже сделали объектом недостойных политических игр. Отдельные телеканалы, газеты, сайты превратились, по существу, в средства массовой дезинформации. Население запутывают, сбивают с толку. А людей, которые пытаются сделать что-то полезное для города, запугивают и очерняют. Это не только безнравственно. Это наносит огромный экономический ущерб городу.
Праздник должен быть использован для привлечения внимания всего мира к Петербургу, привлечения деятелей науки и культуры, политиков и ученых, инвесторов и инвестиций, потоков туристов. И кто бы нам ни вредил и ни мешал, лично я сделаю все возможное, чтобы так и было.
В заключение хочу пожелать вашим читателям хорошего настроения. Будет и в нашем городе праздник.
***
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТОВ, в финансировании которых принимает участие ФОНД "САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
1. Открытие Юбилейной декады 23 мая 2003 года в Ледовом дворце
2. Международный праздник 31 мая 2003 года в акватории Большой Невы
3. Научные конференции под патронажем Ж.И.Алферова, Комитета по науке и высшей школе, Комитета-300
4. Международные юбилейные выставки (в соответствии с Протоколом поручений Президента Российской Федерации N Пр522 от 24.03.02 г. о проведении выставок в Лондоне, Берлине, Нью-Йорке)
5. Парад военных духовых оркестров
6. Опера "Петр Первый" в Ледовом дворце (А.Петров, С.Гаудасинский)
7. Гала-концерт В.Гергиева 30 пая 2003 года в Мариинском театре
8. Юбилейные постановки: "Фестиваль искусств Ю.Темирканова" и др.
9. Балет Б.Я.Эйфмана "Кто есть кто"
10. Мюзикл "Анна Каренина" В.А.Успенского
11. Фильм Э.Рязанова, посвященный юбилею города
12. Фильм В.Бортко, посвященный юбилею города
13. Праздничный концерт А.Розенбаума
14. Представление "Войди в мой храм" (А.Асадуллин)
15. III Международный карнавал-парад
16. Парад кадетских корпусов на Дворцовой площади
17. Санкт-Петербургский рок-фестиваль (Ю.Шевчук)
18. Запись и изготовление кассет и дисков "Песни о городе" (музыка О.Кваши)
19. Городской концерт для 10 тысяч лучших выпускников школ юбилейного года
20. Праздник для молодежи в Кронштадте
21. Концерт детских творческих коллективов "Улыбки Северной Пальмиры" в БКЗ "Октябрьский"
22. Организация Международного пресс-центра на Итальянской улице
23. Проведение юбилейных торжеств во всех районах Санкт-Петербурга
24. Праздничные и игровые аттракционы в районах Санкт-Петербурга
25. "Васильевский остров - Васильевскому спуску". Акция дружбы между Москвой и Санкт-Петербургом в столице
26. Акция: фотостена "Лица Санкт-Петербурга"
27. Акция: "300 тысяч фотографий Санкт-Петербургу"
28. Праздничная художественная подсветка исторического центра Санкт-Петербурга
29. Другие мероприятия

Беседу вела Наталья Ильенко


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости24 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама