ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 29 января 2007, 13:25

Антон Морозов: "Что Госдума, что Новгородская облдума, являются фактически подразделениями правительства РФ и администрации области соответственно"

Можно провести некоторые аналогии между работой регионального парламента и Государственной Думой? Об этом корреспондент ЗАКС.ру побеседовал с бывшим работником аппарата Госдумы, депутатом Новгородской областной Думы и координатором региональной парторганизации ЛДПР Антоном Морозовым.

А. Г.: Антон Юрьевич, какие аналогии присутствуют в работе Новгородского регионального парламента и Государственной Думы России? Какие параллели можно провести между региональной и федеральной законодательной деятельностью?
А. М.: Например, некоторые критики утверждали, что Новгородская областная Дума третьего созыва превратилась практически в департамент администрации области. Ведь фактически все законопроекты рождались в недрах администрации и принимались только те, которые вносил или поддерживал губернатор. Недаром в годовом отчете областной Думы фигурируют цифры, свидетельствующие о том, что подавляющее количество принятых законопроектов внесено именно администрацией области. Считаю, что четвертый созыв Думы хоть и разбавил немного команду губернатора, но все равно все ключевые посты председатель, его заместитель, председатели всех трех комитетов принадлежат партии власти и, соответственно, команде губернатора. То есть принципиально механизм законотворчества не изменился, и следует ожидать, что и в 2007 году подавляющее количество законопроектов будет принято именно по представлению областной администрации.
Что касается Государственной Думы, то и здесь структура похожая: председатель, огромное количество его заместителей (которые составляют, кстати, ключевой руководящий орган Совет Госдумы), руководители всех без исключения комитетов принадлежат к партии власти и, соответственно, выполняют указания федерального правительства. Практика законотворчества показывает, что без положительного заключения федерального правительства ни один законопроект невозможно провести в Госдуме. Иногда этого заключения на свои законопроекты депутаты ждут месяцами, годами. А вот когда идет правительственный законопроект, разработанный в недрах Белого дома, то Госдума, комитеты, депутаты работают просто молниеносно. Первое, второе, третье чтения могут пройти меньше чем за месяц. Зачастую не успевают даже провести достаточное количество парламентских слушаний, заседаний комитетов лишь бы побыстрее отчитаться о выполнении поставленной задачи. О каком уж тут взаимодействии с региональными законодательными органами власти может идти речь? Все принципиальные вопросы по новым законам решаются даже не в Госдуме, как кому-то может показаться, а в Белом доме.
Таким образом, что Госдума, что Новгородская облдума являются фактически подразделениями правительства РФ и администрации области соответственно. И ничего с этим поделать нельзя. Ведь исторически для России чужда демократия, и пройдут многие десятки лет, пока эта демократическая система заработает. Сейчас реально все еще действует система единоличного правления с наместниками на местах. Эта система правления сложилась в России на протяжении всего исторического периода развития и в царской, самодержавной, и в советской России. Хотя власть старается облечь самодержавие в демократическую форму. Родина демократии США; именно там система государственной власти начала сразу развиваться по демократическим правилам, впервые был применен механизм выборов. А у нас нет. Для менталитета русского человека до сих пор выборы противоестественный и зачастую бессмысленный, неосознанный процесс. Поэтому для народа депутаты это, как правило, бездельники, непонятно чем вообще занимающиеся люди, нахлебники. Вот президент понятно: царь, губернаторы его наместники, главы районов воеводы, начальство, в общем, а депутаты так, болтуны. Оттого что народ не доверяет депутатам, и власть пренебрегает их мнением.

А. Г.: Антон Юрьевич, вы долгое время работали в аппарате Государственной Думы, а сегодня являетесь депутатом одного из региональных законодательных собраний. Как с этих двух позиций вы можете оценить качество установившегося информационного обмена между федеральным законодательным органом власти и региональными парламентами вообще и в случае с Новгородской областной Думой в частности?
А. М.: Качество информационного обмена низкое. Я, как региональный депутат, не получаю никакой информации, кроме той, которая поступает через открытые информационные ресурсы (интернет, прессу, ТВ), а также по линии фракции ЛДПР в Госдуме. Возможно, эта информация доходит до председателя облдумы и его заместителя, но до нас ее доводят только тогда, когда надо принять какое-то решение о поддержке или, наоборот, критике того или иного законопроекта.

А. Г.: Как эту ситуацию можно конкретизировать на работе над проектами федеральных законов? Включены ли сегодня региональные законодатели в процесс законотворчества на федеральном уровне?
А. М.: Региональные законодатели включаются в процесс федерального законотворчества только для проформы. Иногда необходимо провести парламентские слушания по какому-либо законопроекту, их приглашают, они высказываются, но фактически это редко что меняет. Как правило, всё уже решено наверху.

А. Г.: Как эту ситуацию можно проследить на примере вызвавших наибольший резонанс в прессе и обществе законопроектов последних недель: проекте федерального закона 337594-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и проекте закона "Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации"?
А. М.: На примере названных вами законов можно увидеть, что в Москве реакция бурная, а в Великом Новгороде тишь да гладь.

А. Г.: Интересуются ли процессом федерального законотворчества ваши коллеги по Новгородской областной Думе?
А. М.: Мои коллеги-депутаты Новгородской облдумы не интересуются федеральным законотворчеством по двум причинам: во-первых, понимают, что для них лично это бесполезно и безрезультатно даже гипотетически, во-вторых, они пришли в Думу с другой целью. Депутаты от партии власти это, как правило, руководители крупных заводов, предприятий и учреждений, которые хотят за счет своего депутатства стабилизировать свое положение и в обмен на преданность губернатору получить какие-либо преференции для своих организаций, ну и для себя лично, конечно. Амбициозных политиков среди них я не наблюдаю. Что касается депутатов других политических партий, то коммунисты как всегда: покричать, покритиковать и отойти в тень (мы чистенькие, мы за народ, мы ни в чем не виноваты). Из двух депутатов "Свободной России" один вообще редко появляется, а второй Евгений Богданов пытается наладить развитие предпринимательства в области, по всей видимости, рассчитывая на преференции для собственного бизнеса и бизнеса дружественных структур. Доктор Кашицин, отщепившись от своей партии, посещает все заседания, но помалкивает: видимо, не дают покоя мысли о своих пациентах (и это правильно). Алексей Афанасьев развивает бурную деятельность в силу своей природной активности, но федеральными амбициями это тоже не пахнет.

А. Г.: С другой стороны, насколько реально сегодня, продвинуть законодательную инициативу регионального парламента на уровне Федерации? Какие способы сделать это, наиболее действенны?
А. М.: Законодательную инициативу на уровне Федерации может продвинуть только губернатор области, если имеет соответствующий политический вес и связи в правительстве РФ и администрации президента. Если он обо всем там договорится, то тогда уже надо соблюсти формальности и внести соответствующую законодательную инициативу через региональный парламент. Иначе можно до потери пульса заниматься писаниной, бесконечными обсуждениями, обивать пороги федеральных госчиновников, но так ничего и не добиться.

А. Г.: К каким последствиям такое положение дел может привести в государстве, как повседневно, так и глобально в будущем?
А. М.: Последствия могут быть таковы, что региональные парламенты будут вообще упразднены за ненадобностью. Бюджеты регионов все равно в большей части определяются Москвой, региональные законы почти под копирку переписаны с федеральных. Поэтому особой значимости у региональных депутатов нет. У многих возникают сомнения в целесообразности трат на содержание региональных парламентов и на проведение их выборов.

Беседовал Алексей Громский

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости20 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама