Сегодня Петербург, еще недавно негласная столица конструктивизма, постепенно теряет свой почетный статус. Конструктивистских произведений осталось совсем немного. Стадион имени Кирова (архитектор А. С. Никольский), еще совсем недавно находившийся в списке памятников архитектуры федерального значения, снесен. Для нужд футбольной команды "Зенит" инвесторы из Газпрома строят на его месте современную футбольную арену.
В прошлом году не стало Дома культуры им. Капранова (1929-1931 гг. постройки, арх. М. С. Рейзман). На его месте должна появиться гостиница в 20 этажей. Чтобы очистить площадку под строительство второй сцены Мариинского театра, снесли ДК 1-й Пятилетки (1929-1930 гг., арх. Н. А. Мимтурич, В. П. Макашов). Под угрозой существование ДК им. Ленсовета (1930-1938, арх. Е. А. Левинсон, В. О. Мунц) и универмаг "Фрунзенский" (1938, арх. Леонид и Евгений Катонины, Кирилл Иогансон).
Напомнить петербуржцам о конструктивизме, превратившемся с недавних пор в исчезающий вид, была призвана архитектурная выставка, организованная движением в защиту памятников "Живой город" и галереей "До". Мероприятие, собравшее немало участников, прошло 23 мая в выставочном зале кинотеатра "Джем-холл" на Петроградской. Современные петербургские художники представили свои живописные и графические работы, тематически и стилистически связанные с архитектурой эпохи конструктивизма. Экспозицию предварял стенд с текстами и фотографиями, иллюстрирующими историю петербургских памятников этого периода.
Перед открытием выставки организаторы осветили цели и задачи данного проекта. Искусствовед Дмитрий Козлов отметил, что очень любит авангардную архитектуру, а данную выставку он окрестил "Красным кольцом конструктивизма". По его словам, настало такое время, когда нужно осмыслить, хорошо это или плохо. Елена Сюнина подчеркнула, что эта выставка - взгляд художников на здания, которые могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть.
Сама экспозиция представляла собой несколько картин и стендов, повествующих о советском искусстве и архитектуре. Особый интерес у всех собравшихся вызвали три стенда с архитектурными проектами 20-30-х годов, на которых были показаны как реализованные проекты, так и оставшиеся только на бумаге. Например, был продемонстрирован поражающий своими размерами альтернативный проект стадиона им. Кирова или необычный проект аэровокзала в Ленинграде.
Организаторы экспозиции добились своего - выставка продемонстрировала собравшимся актуальность сохранения такого пласта культурного наследия, как конструктивизм. Только вот ответственных за это самое сохранение - чиновников из профильных ведомств - на мероприятии, к сожалению, замечено не было.


