ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

_сми.публикации 9 октября 2002, 14:24

Сергей Никешин: "Социальной составляющей бюджета мы уделяем особое внимание"

// Час Пик, N 041, стр. 5
Достаточно "гладкое" прохождение законопроекта стало неожиданностью для многих наблюдателей. Тем более что в преддверии выборов в ЗакС, на фоне общей нервозности, связанной с интригами вокруг "третьего срока", можно было предположить, что главный городской закон станет заложником политики, соблазнительным поводом, пользуясь моментом, покритиковать исполнительную власть. Однако этого не случилось. Даже вердикт, озвученный председателем Контрольно-счетной палаты, оказался вполне нейтральным. Как считает председатель Бюджетно-финансового комитета ЗакСа Сергей Никешин, не в последнюю очередь свою роль сыграла последовательная, конструктивная работа депутатов и администрации, позволившая подготовить качественный, реалистичный бюджет. Тем не менее, при знакомстве с законопроектом возникает ряд вопросов, и за комментариями мы обратились к Сергею Никешину. - Впервые за последние годы администрацией внесен дефицитный бюджет. Что это - шаг назад в финансовой политике города? Ведь обычно понятие "дефицит" ассоциируется с некими отрицательными процессами в экономике... - Вопрос правильный, но его можно сформулировать и по-другому: "А если бы бюджет назывался не дефицитным, а заемным - это хорошо или плохо?" Главный вопрос - не "дефицитность" бюджета, а то, каким образом город получает средства на покрытие дефицита и на что они направляются. В 1996 году, когда принималось решение о выпуске еврооблигаций Петербурга на 300 млн. долларов, бюджет тоже был дефицитным (хотя это уже как-то забыли!). Деньги заимствовались на текущие расходы - на реструктуризацию огромного внутреннего долга, на погашение кредиторской задолженности, на выплату зарплат бюджетникам. Фактически все эти средства были просто проедены. Сегодня принципиально иная ситуация. Средства привлекаются исключительно на инвестиционные цели - в соответствии с недавно принятым законом "О целевом бюджетном фонде развития инфраструктуры Санкт-Петербурга". И речь идет о проектах, которые способны дать толчок развитию городской экономики, достаточно быстро окупиться и начать приносить прибыль. Разве плохо, что наш город способен брать в долг не только от безысходности, как пять лет назад, но и потому, что может позволить себе это - для собственного же развития?! Тем более что евробонды (к концу года планируется выпустить их на 120 млн. долларов) - это дешевые деньги, получение которых обходится примерно в два с половиной раза дешевле, чем если бы город обращался к нашим банкам. - А есть ли гарантии, что новые займы будут использованы действительно эффективно, на нужные и выгодные для города проекты? - Средства могут пойти только на конкретные проекты, четко обозначенные в бюджете и имеющие непосредственное отношение к развитию городской инфраструктуры. Что означает для Петербурга финансирование завершения строительства Юго-Западных очистных сооружений (ЮЗОС)? Если они будут введены в действие, то это сразу даст сильнейший толчок, в частности, к интенсивному жилищному строительству в объеме не менее 7-8 млн. кв. метров. Иными словами, в течение 8-10 лет строительная отрасль будет полностью загружена, что кардинальным образом отразится на развитии территорий Кировского, Красносельского, Петродворцового районов. Строительство ЮЗОС будет способствовать подъему бизнеса, часть Юго-Запада может превратиться в современную промзону, аналогичную "Парнасу" на севере города. Предусматривается реализация ряда проектов по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга. Например, "пробивка" Витебского проспекта до Московского шоссе в районе поселка Шушары, создание транспортной связи Обводного канала с Дунайским проспектом и т. д. - Вносимые в ЗакС проекты бюджета вы неизменно подвергаете критике за то, что в них недостаточна доля капвложений, расходов на "бюджет развития". Есть ли положительная динамика в бюджете-2003? - Да, в этом году администрация, специалисты Комитета финансов учли высказывавшиеся ранее пожелания депутатов, экспертов, представителей реального сектора экономики. В отличие от бюджетов прошлых лет, где объем капвложений составлял не более 20%, в нынешнем проекте они впервые превысили 25% (19,6 млрд. руб.). Это означает, что город будет вкладывать больше средств в дороги, мосты, инженерные коммуникации и т. п. - без этого он не может эффективно развиваться, создавать привлекательные условия для бизнеса. Таким образом, мы обеспечиваем предпосылки к тому, чтобы город зарабатывал - ведь рост производства, развитие бизнеса будут увеличивать налогооблагаемую базу, следовательно, и поступления в бюджет. В этой связи нельзя не высказать и одной весьма серьезной претензии к бюджету, точнее, к проводимой администрацией экономической политике. Рассматривая бюджеты, мы каждый раз видим, что губернатор, правительство города, к сожалению, пока еще не совсем ясно представляют себе приоритеты развития Петербурга. У нас принят закон о "древе целей", и, по идее, губернатор каждый раз, до внесения бюджета, должен выступать перед депутатами, представляя приоритеты экономического развития города, основы его стратегии. Если Петербург - многопрофильный транспортный узел, то в бюджете должно быть видно, что мы намерены развивать транспортную составляющую городской экономики: строить дороги, вокзалы, всерьез вкладывать средства в реконструкцию аэропорта "Пулково" и новый международный терминал и т. д. Если северная столица - город культуры, театров, музеев, туризма, то и в бюджете должны быть четко отражены проекты реконструкции гостиниц, театров, строительства новых объектов. Проблема формирования приоритетов социально-экономического развития города - это прежде всего вопрос эффективности и качества работы Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. - А как вы оцениваете инвестиционный климат в Петербурге, способствует ли его улучшению бюджет-2003? - В целом, на мой взгляд, экономические условия в Петербурге благоприятны для привлечения инвестиций. Когда приходит инвестор, его в первую очередь интересуют темпы экономического роста - для него это самый важный показатель, свидетельствующий о том, что вложение средств будет эффективно. И в Петербурге этот индикатор внушает оптимизм! Мы видим стабильные темпы роста доходной части городского бюджета, что говорит о необратимости позитивных экономических процессов, о том, что регион уверенно и динамично развивается. Так, в бюджете 2003 года объем доходов по сравнению с текущим годом увеличивается на 20% - на 12 млрд. руб. Финансисты при составлении проекта бюджета исходили из того, что рост валового регионального продукта превысит 6% (в среднем же по России он составляет 3,5-4,5%). Кстати, в бюджете-2003 найдет отражение и введение такого нового инструмента стимулирования инвесторов, как инвестиционный налоговый кредит. Предприятия, которые инвестируют средства в свое развитие, смогут получать эти кредиты (всего на сумму 6 млн. долларов) на срок до 5 лет, причем фактически по более льготной ставке, чем ставка рефинансирования Банка России. Впрочем, и здесь мы сталкиваемся с необходимостью определения реальных приоритетов городской экономики. С помощью инвестиционного налогового кредита должны поддерживаться действительно значимые для города проекты в сфере производства, инноваций и т. д. Говоря об экономической ситуации в Петербурге, следует иметь в виду и то, что с 1999 года наши бюджеты потеряли порядка 24 млрд. руб. из-за решений федерального центра, в частности перераспределения налогов, акцизов. Только в этом году в результате отмены дорожного сбора и табачных акцизов город недосчитался примерно 10 млрд. руб. По акцизам Федерация пока не предложила способа возмещения потерь, по дорожным же сборам нам разрешено изменить местный закон о транспортном налоге, и соответствующий законопроект уже принят за основу. Мы руководствовались следующим принципом: чем дороже машины и мощнее двигатели, тем больше должны платить их владельцы, для владельцев же "Жигулей" (до 75 л. с.) налог увеличится лишь на величину инфляции. Кроме того, введен налог на яхты, моторные лодки, водные мотоциклы, снегоходы - владельцы подобных транспортных средств сейчас представляют собой весьма значительную категорию. - На фоне заботы о доходной части, капвложениях, инвестициях и т. д. не уходят ли на дальний план социальные приоритеты бюджета? - Нет, они сохраняются, и социальной составляющей бюджета мы уделяем особое внимание. Рост доходов бюджета, о котором я говорил, позволил опережающими темпами по сравнению с предыдущим годом увеличить ассигнования на социальные нужды - на образование, науку, культуру, здравоохранение, целевые социальные программы. Наряду с этим принципиальное отличие бюджета-2003 состоит в том, что в нем, как ни в каком другом бюджете, акцент сделан именно на заметное увеличение зарплаты в бюджетной сфере. Наши бюджетники - врачи, учителя (всего около миллиона человек) - будут зарабатывать на 35% больше. Но это не все. В следующем году город вводит доплаты работникам некоторых федеральных учреждений, зарплаты которых, как известно, растут гораздо медленнее, чем у их коллег из организаций, финансируемых городом. Например, это коснется персонала Вагановского училища, преподавателей и курсантов Нахимовского и Суворовского училищ - всего речь идет о почти двух десятках структур. Конечно, финансирование бюджетной сферы оставляет желать лучшего - это по-прежнему одна из самых болезненных проблем в стране. Тем не менее, у нас в городе мы изыскали возможность отчасти облегчить положение сотен тысяч людей. Стоит выделить и нашедшую отражение в бюджете 2003 года программу, касающуюся школьного питания. После принятия нами соответствующего закона в бюджете была заложена сумма, которая в 10 раз больше, чем выделялось прежде! До сих пор и так крайне скромное питание осуществлялось только по отдельным категориям учащихся (в частности, дети из неблагополучных, неполных семей, дети-инвалиды), теперь же каждый школьник будет обедать бесплатно. Это ощутимая новация, которая, я убежден, будет иметь важные социальные последствия, отразится на всем учебном процессе. К примеру, как известно, президент призывает внедрять массовую физкультуру, активнее заниматься на базе школ спортом, но разве можно всерьез надеяться на это, если у нас в школах дети просто голодают?! - Некоторые эксперты высказывают опасения, что многие расходы, "вбитые" в юбилейный бюджет-2003, будут малоэффективны и не пойдут на пользу ни городу, ни петербуржцам.... - Слухи об этом преувеличены. В целом расходы на празднование юбилея невелики в масштабах городского бюджета. Я считаю правильным, что мы отказались от идеи формирования специальной всеобъемлющей программы подготовки к 300-летию, которая по объему могла оказаться даже более "пухлой", чем бюджет. Невозможно сконцентрировать огромные ресурсы исключительно на подготовку к юбилею, стремясь решить все вопросы непосредственно к празднику, любой ценой. Не нужно делать из юбилея культ! Многие городские программы, которые реализуются сейчас, плавно перейдут и в 2003 год. Например, в этом году 1,5 млрд. руб. выделяется из городского бюджета на программу благоустройства дворов, и эта работа будет продолжаться и в следующем году. Чем не подарок к 300-летию?! В настоящее время подготовлена еще одна важная программа - по ремонту кровли домов... Большую помощь нам оказывает Федерация. Выделенные ею средства на приведение в порядок исторического центра позволили значительно увеличить объемы работ по реставрации, реконструкции. Значительные средства на ремонт жилья, благоустройство территорий и т. д. выделяют депутаты через свои предложения к бюджету. У нас много серьезных городских проблем, волнующих петербуржцев, и над их решением все мы - и депутаты, и представители администрации - должны постоянно работать. Вопреки каким-то своим сиюминутным интересам, амбициям, политическим разногласиям...

Беседовал Игорь Архипов


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Упоминаемые персоны




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама