- Какое значение, на ваш взгляд, имеет вопрос о реформировании жилищно-коммунальной системы?
- Это одна из немногих по-настоящему актуальных и "больных" тем, которыми при желании можно взорвать общество. Мы плотно занимаемся этой проблемой, недавно провели большую коллегию в Омске, где намечали пути выхода из сложившейся ситуации.
- Вы имеете в виду "непростую" зиму?
- И еще какую "непростую"... В каком-то смысле - катастрофическую. Все дефекты жилищно-коммунального хозяйства вылезли наружу. Например, в том же Тихвине, который, по моему глубокому убеждению, просто не мог не замерзнуть.
- Износ фондов?
- С одной стороны. А с другой - попустительство местных властей. Два фактора, которые в сочетании и привели к столь печальному итогу. В некоторых котельных не работало до 80 процентов оборудования, с нарушением технологических норм прокладывались новые теплоцентрали. Когда грянули холода, все это "полетело" - во многом благодаря главе Тихвина, который подписал формальный рапорт о готовности города к зиме.
- Значит, формально Тихвин был готов?
- В теории. На практике же в самые морозные дни температура воды на выходе из некоторых котельных составляла 60 градусов. А на "входе" - 10... Вот в результате и "согрелись"... Что поражает - деньги на подготовку к зиме имелись.
- ?!
- Семьдесят миллионов рублей, которые были распределены любопытным образом: 50 млн ушло на финансирование футбольной команды, еще 20 - на СМИ и тому подобное. Не удивительно, что Тихвин вымерз. Повторюсь: он просто не мог не замерзнуть.
- Все упирается в реформу ЖКХ...
- ...Которая, хочу особо подчеркнуть, к повышению тарифов не имеет ровным счетом никакого отношения. Это на местах некоторым выгодно все так представлять - вот, дескать, платим мы мало. Ничего подобного - мы переплачиваем. Об этом, кстати, предельно конкретно высказался премьер-министр России Касьянов - заявил, что реформа ни в коем случае не подразумевает роста тарифов.
- А что же в таком случае подразумевает?
- Этот вопрос и обсуждался нами в Омске. По моему убеждению, работа на начальном этапе должна вестись в нескольких важных направлениях. Первое, что требуется, - это глобальная инвентаризация фондов, особенно в проблемных регионах. Второе - установление жесткого контроля за финансовыми потоками, за их распределением на местах: деньги должны расходоваться целевым образом. В этой связи опять всплывает вопрос о тарифах: практика доказывает, что внедрение ресурсосберегающих систем (например, водных счетчиков) оборачивается существенными экономическими выгодами. Прежде всего - для населения. В целом мы сегодня расходуем около 60 процентов от того, за что платим.
- Но местные власти обычно акцентируют внимание именно на "заниженных тарифах"...
- Ограничение возможностей таких "местных полководцев" - еще один важный вопрос реформы. Необходимо четко проработать правовое поле ЖКХ - на нем не должно вестись сомнительных игр, в том числе с финансами. Проработать прежде всего на муниципальном уровне.
- А как вам этот "уровень" в Петербурге?
- Уверяю, что о ваших проблемах мы наслышаны. Вот, например, вопросы с горячей водой - по моему мнению (а мне, поверьте, есть с чем сравнивать), у вас отличный "Водоканал". Но, с другой стороны, имеется и местная специфика - допустим, горячее водоснабжение на Петроградской. Все понятно, изношенные коммуникации и так далее. Но также понятно, что проблему следует решать немедленно. Как? Вот вам и первые практические шаги в рамках реформы - провести полную инвентаризацию фондов, оценить их состояние. А потом совместно с городским правительством разработать целевую программу по нормальному водообеспечению, которую мы сможем профинансировать процентов на 50. Если город "подключится" с другой половиной - вопрос будет решен.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1