ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

_сми.публикации 12 октября 2002, 15:04

ПОЧЕМУ ДЕПУТАТЫ НЕ МОГУТ СТАТЬ НАРОДНЫМИ?

// Невское время, N 190, стр. 3
В федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставляются достаточно широкие права в решении вопросов развития своего района - от регулирования и застройки территории до организации, содержания и развития муниципальных энерго-, газо- и теплоснабжающих сетей. Кроме того, в их ведение отходят вопросы строительства и содержания дорог местного значения, утилизации и переработки бытовых отходов, оказания ритуальных услуг, создания условий для организации зрелищных мероприятий, и уж тем более на них возлагается ответственность за реформу жилищно-коммунальной сферы. Вроде бы полномочий хватает. Но петербургские депутаты издают свой вариант - "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге", который сводит на нет большую часть тех возможностей, которыми должны были бы обладать муниципальные власти, а ряд положений этого закона носит чисто декларативный характер - их нельзя реально осуществить на практике. Например, в общероссийском законе "регулирование планировки и территории муниципальных образований" отдается на откуп местным депутатам. Правда, в Москве и Петербурге все эти вопросы решаются с помощью Градостроительного кодекса России "в целях единства городского хозяйства". Все это разумно, но в Питере так и не принят Градостроительный устав, который четко должен был расписать, кто и как принимает решения о новой застройке. В результате муниципальные депутаты просто остаются в стороне от вопросов застройки собственного района. Какая же это власть тогда? Второй нестыковкой между законами является то, что по федеральному все вопросы относительно организации ритуальных услуг относятся к ведению местного самоуправления. Однако в Петербурге в соответствии с законом от 1990 года все эти вопросы решает только исполнительная власть. Достаточно широкими правами должна быть наделена муниципальная власть в соответствии с новым законом "О связи". Но и здесь Петербург отличается от остальных регионов. В этой отрасли главную роль играют совершенно независимые частные компании. То же самое происходит и в сфере тепло-, водо-, газо- и энергоснабжения. Газом петербуржцев снабжает "Ленгаз", который является дочерней структурой холдинга "Газпром", теплом и электроэнергией - "Ленэнерго", которое подчиняется РАО "ЕЭС России". И они никак не зависят от муниципальных властей. Есть в петербургском законе "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" и "декларативные" функции. То есть формально они прописаны, но реализовать их невозможно. Например, даже если муниципальные депутаты выразили желание взять на собственное обеспечение внутридомовую и придомовую территорию, то вряд ли им это удастся. Дело в том, что в 2000 году депутаты Законодательного собрания приняли закон "О ставках для населения на содержание и текущий ремонт жилищного фонда Санкт-Петербурга". В соответствии с ним все средства, собираемые с горожан за уборку территории около дома, уходят в комитет по содержанию жилищного фонда. Так что если бы муниципальный совет и захотел что-то сделать для уборки своей территории, то просто не смог бы - средства не позволяют. Кстати, бюджеты всех питерских муниципалитетов составляют не более 1,5 процента от городского. В результате на каждого жителя города муниципальные власти могут выделить не более 10 рублей в месяц. Многое ли можно на эту сумму сделать в районе? При этом муниципалитеты не имеют права давать никакие налоговые льготы, чтобы привлечь бизнес на свою территорию. То есть увеличить его за счет налогов практически невозможно. И даже если бы где-нибудь муниципальный совет решил бы выплачивать добавки ветеранам, то и это не получилось бы. Устав Петербурга четко определяет, что вопрос обо всех льготах и надбавках к социальным выплатам должен решаться либо на уровне города, либо выше - в Государственной думе. Но ведь ей не до проблем конкретного человека. Для того чтобы решать его вопросы, и было создано местное самоуправление, которое работает на местах с жителями района. Но "благодаря" городским законам она остается бессильной перед градом тех проблем, с которыми ежедневно сталкиваются петербуржцы. Все это подрывает доверие горожан к начатой несколько лет назад административной реформе. И теперь, для того чтобы решить свой конкретный вопрос - крыша течет или батарея лопнула, - люди обращаются зачастую к своему городскому кандидату. Спору нет - он обязан знать обо всех проблемах своего района. Решать их должны были, по мысли авторов реформы, все-таки муниципальные власти. Увы, пока этого не происходит. Причем не потому, что мы выбирали плохих депутатов в органы местного самоуправления, а потому, что они не имеют прав.

Андрей Давлицаров


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама