ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

_сми.публикации 16 октября 2002, 18:20

Городской парламент - это не собес

// Час Пик, N 042, стр. 3
Открывая сегодня новую рубрику, мы надеемся, что эти материалы помогут петербуржцам лучше сориентироваться в предвыборном многообразии предложений. С сегодняшнего номера "Петербургский Час пик" будет предлагать экспертам ответить на три вопроса: 1. Чем новое Законодательное собрание Петербурга должно отличаться от нынешнего? 2. Какова должна быть политическая структура нового Законодательного собрания? 3. Почему сегодня петербуржцы больше интересуются работой городской администрации, чем работой Законодательного собрания? Виталий СЫЧЕВ, генеральный директор АО "Машиностроительный завод Арсенал": 1. Принципиально новое Законодательное собрание должно отличаться от нынешнего прежде всего независимостью. Сегодня говорить о том, что Законодательное собрание проводит самостоятельную политику, не приходится. В большинстве своем нынешний ЗакС послушен Смольному. Такого быть не должно. Главным критерием для депутатов должны стать интересы жителей Петербурга, а не те или иные указания городской администрации. 2. Политическая структура Законодательного собрания должна быть понятна жителям, прозрачна. Чтобы можно было ответить на простые вопросы: какой у нас парламент - левый, правый, центристский? Какие политические партии представлены в ЗакСе? В этом случае городской парламент будет предсказуемым, будет понятно, чего можно от Законодательного собрания ждать, насколько оно отражает политическое самосознание города. Сегодня в Законодательном собрании абсолютное большинство якобы независимых депутатов. Однако независимый депутат независим прежде всего от своего избирателя. Он не связан никакими политическими обязательствами, политической платформой. И результаты его голосования по тому или иному вопросу определяются не его политической принадлежностью, а тем, как с ним в данном конкретном случае договорились. Эта ситуация недопустима. У нас существуют какие-то странные фракции: 300-летия города, городских районов. Можно еще создать фракцию имени памятника Владимиру Ильичу или фракцию выходного дня... Что они представляют, какие политические силы - никому не понятно, даже тем депутатам, которые в эти фракции входят. Государственная дума политически более структурирована и более прозрачна. Я убежден: фракции в любом парламенте должны быть политическими. Тогда будет понятно, как с ними работать, какие интересы они отстаивают. Когда люди голосуют за независимого кандидата, который обещает бороться против всех, это означает лишь то, что, избравшись, он будет решать свои собственные интересы. 3. Исполнительная власть сегодня непосредственно влияет на то, что происходит в городе. Улицы перекрыты, транспорт стоит в пробках. Праздник 300-летия превратился в катастрофу для жителей. При этом петербуржцы считают, что Законодательное собрание не может повлиять на эту ситуацию. Я с этим в принципе не согласен: городской парламент может и должен влиять на ситуацию, конечно, при условии, что он является равноценным высшим органом власти в этом городе. В конце концов, именно в руках депутатов находится сегодня ключевой городской документ - бюджет. Который, собственно говоря, и определяет, как будут решаться все городские проблемы: ЖКХ, ремонт дорог, образование и т. д. Если бы сегодня наши законодатели занимали серьезную, принципиальную позицию по основным вопросам городской жизни, если бы они несли ответственность за принятые решения, тогда в городе действительно существовали бы две независимые и равноценные ветви власти - законодательная и исполнительная. Сегодня это не так. Сегодня существует одна власть - исполнительная. И при ней - небольшое препятствие, которое периодически надо преодолевать, в виде законодательной власти. Ситуация должна меняться в сторону парламентаризма. Исполнительная власть имеет слишком много полномочий и функций, а законодательная власть не использует даже те возможности, которые предусмотрены российским законодательством. Татьяна ПРОТАСЕНКО, социолог: 1. Депутаты Законодательного собрания должны заниматься своими прямыми обязанностями - законодательно организовывать функционирование городского организма, а не быть мелкими хозяйственниками, работниками собеса, какими они себя сделали благодаря депутатской поправке, благодаря своему постоянному страху за депутатское кресло, желанию переизбраться. До тех пор, пока депутаты делают ставку на электорат, который нуждается в помощи, и обеспечивают избирателей мелкими подачками (конфеты, унитазы, ремонт в квартире), до тех пор у нас не будет нормального Законодательного собрания. Депутаты снижают свой уровень, приучая избирателей реагировать только на мелкие подачки. Новое Законодательное собрание должно отказаться от денег, которыми подкармливают избирателей, ожидая, что в знак благодарности избиратели придут на выборы и за них проголосуют. Законодатели должны влиять на избирателей, формировать новые потребности, новый взгляд на мир, работать на перспективу. 2. Фракции должны формироваться по партийному принципу. Парламент тогда не будет скопищем представителей непонятно кого. Не будет деления на фракции в зависимости от личных симпатий-антипатий, а появится структурированное политическое поле. Политическая структуризации превратит Законодательное собрание из коллективного собеса в политический орган. Будет ясно, кто за что голосует. Для людей важно, кого представляет кандидат, от имени кого он баллотируется. Партийные структуры на него давят - и в то же время несут за него ответственность. В этом случае и на выборах избирателям легче будет ориентироваться в кандидатах. 3. Петербуржцы вообще никогда особенно не интересовались деятельностью Законодательного собрания. Российский человек всегда любит начальника. Власть всегда ругают, но за партию власти готово проголосовать большинство. Сегодня исполнительная власть крепче, а представительная власть долгое время была лишь ширмой. Да и сейчас смысл деятельности депутатов многим непонятен. Что они решают - неясно, на себе горожане этого не ощущают. Какие законы были приняты? Что улучшилось? Петербуржцам запомнилось другое: как полтора года выбирали председателя, как теперь много месяцев обсуждают третий срок губернатора. Складывается впечатление, что законодателям больше нечего делать, как заниматься этим. Из-за такого отношения к Законодательному собранию снижается и явка на выборах.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости20 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама