Глоток "Свободы"
// Дело, N 039
Хотя блин получился немного комом (начальник петербургской "Свободы", смущаясь, вероятно, в обществе высокопоставленного собеседника, слишком уж поспешно и часто поддакивал Владимиру Анатольевичу), однако само по себе начинание Смольного выглядит не только интересным и похвальным, но также и дерзостным.
Ведь как раз на днях радиостанция, финансируемая Конгрессом Соединенных Штатов, получила от наших федеральных властей черную метку в виде лишения льгот, дарованных некогда Ельциным. Обласкав опальное радио на подведомственном ему телеэкране, петербургский градоначальник сильно продвинулся в обновлении фасада своего режима, уже несколько месяцев спешно украшаемого оппозиционно-либеральной облицовкой.
Нет сомнения - либеральные жесты, какими бы практическими соображениями они ни диктовались, явно предпочтительнее, чем злобная истерия избирательных кампаний недавних лет. Одно из проявлений сегодняшнего плюрализма городских властей читатель увидит и на страницах "Дела": мы публикуем сегодня авторскую колонку, написанную по нашему предложению главой смольнинской пресс-службы Александром Афанасьевым. Если это положит начало традиции, будем рады.
Но журналистская любознательность заставляет, полюбовавшись фасадом, заглянуть и внутрь. И тут из царства свободы мы мигом попадаем в царство необходимости.
Здесь - отрывисто отдаваемые команды, мерная поступь несгибаемых смольнинских батальонов и скупые мужские слезы служебных и политических неудачников.
Последние дни ознаменованы переходом смольнинцев в отчаянную контратаку. Удар, нанесенный Владимиру Яковлеву Уставным судом, оказался не нокаутом, а только нокдауном. Ответный ход был заявлен все в той же телебеседе с посланцем "Свободы": губернатор вычеркнул из проекта городского бюджета-2003 им же туда вписанные депутатские фонды ("пакетную поправку").
В некоторой грубоватой политической грации нашему градоначальнику не откажешь. Он ведь не мстит ЗакСу за отказ внести в городской Устав поправку о третьем сроке, а просто скрупулезно выполняет федеральные законы и кодексы. И даже как бы не по своей инициативе: официальное представление о том, что надо ликвидировать "депутатские проценты", по роковому совпадению именно в этот день ему прислал прокурор Петербурга.
Тот факт, что двухпроцентный откат от петербургского бюджета - это единственное, что всерьез интересует наш парламент, принадлежит к такой разновидности секретов, о которых знают все поголовно. Но одно дело знать, другое - видеть.
ЗакС, впавший в ступор от страшной вести и мигом лишившийся способности даже для вида заниматься чем бы то ни было; реальный механизм управления городом, который лишился вдруг повседневного благообразного покрывала и открылся публике во всей своей немилой наготе, - такие политические спектакли случаются у нас нечасто. Раз в год, а то и в два.
Теперь, уняв дрожь в руках, Смольный и Мариинский дворец могут ход за ходом разыгрывать свою партию - третий срок в обмен на двухпроцентный фонд. Страшно интересное для участников занятие, хотя и страшно далекое от народа.
Правда, в игру может вновь вмешаться рука Москвы. Чтобы этого не случилось, на соответствующие кремлевские столы, надо думать, уже легло примирительное послание с перечнем уступок и далеко идущих компромиссов.
Но если компромисса не получится, Смольный готов даже и к открытию второго фронта. По крайней мере, готов идеологически - противопоставляя свой новообретенный фасадный либерализм фасадному же авторитаризму федерального центра.
"Губернаторский пул" спешно репетирует тираноборческие монологи. Уповая на народную любовь, а скорее всего, просто предполагая напугать Москву, вслух грозят вывести город на референдум.
У противоположного стана - собственное идеологическое меню. Здравицы президенту, клятвы в верности его курсу (какому именно, не уточняется) и, наконец, кремовые торты, изображающие президентские резиденции - надо думать, весьма удобные для метания в лицо супостатам.
И лишним на этом празднике плюрализма остается только город, который всем бойцам нашего политического ринга как-то удивительно неинтересен.
Вроде бы избирательная кампания. Время показать свой политический товар лицом, предъявить людям новые идеи, разобрать ошибки, отстоять достижения. Вместо этого о чем угодно, только не о важном. С одной стороны - набившие оскомину ледовые дворцы, осыпающиеся ушаковские развязки да советы жаловаться на злого дворника доброму губернатору. С другой - и вовсе что-то запальчиво-невнятное.
Отчетливо слышатся со всех сторон лишь многословные похвалы самим себе. Что и понятно. Ведь чем среднестатистический петербургский житель отличается от среднестатистического петербургского политика? Первый озабочен городскими проблемами, а второй - нет.
Зато - свобода. В кавычках и без. С маленькой буквы и с большой. Очень выигрышно смотрящаяся на фасаде городской власти.
А внутрь лучше не заглядывать.