ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

_сми.публикации 31 марта 2003, 13:14

Петербург - России

// Известия Петербург (Санкт-Петербург), 055-m, стр. 9
В городе прошла Всероссийская образовательная конференция
Три дня специалисты ведущих питерских вузов делились опытом организации и совершенствования гуманитарного, технического и военного образования с коллегами из регионов. Традиционная всероссийская научно-практическая конференция "Санкт-Петербург в образовательном пространстве России", организованная комитетом по науке и высшей школе, советом ректоров вузов и межрегиональной ассоциацией дополнительного образования, была посвящена 300-летию города. Делегаты из 117 городов представляли 53 субъекта федерации, в том числе и такие отдаленные уголки, как Западная Сибирь и Дальний Восток. Были также гости из других стран.
Закон должен быть правильным
На пленарном заседании в Смольном замминистра образования Леонид Гребнев рассмотрел состояние высшей школы России в контексте модернизации, начав с аспекта последствий демографического спада. Он заверил, что численность студентов пока не меняется, хотя в последние годы количество отроков от 7 до 16 лет на российских просторах будет сокращаться. А вот с дошколятами все обстоит благополучно: сейчас можно уверенно ковать преподавательские кадры для начальной школы на долгосрочную перспективу. И в средней школе нет пока надобности решать, куда деть "лишних" учителей. Проблемы начинаются в высшем образовательном звене. Парадокс (или веяние времени) заключается в том, что в ближайшее время будет востребован мобильный специалист с высшим образованием, способный к дальнейшему обучению (переподготовке). А пока суть да дело, в нашу страну ввозится чужая рабочая сила, в том числе и высококвалифицированная.
Замминистра считает, что для исправления ситуации нам необходимо вливаться в Болонский процесс с многоуровневым обучением и вводить систему зачетных единиц с устойчивой методикой перевода наших академических часов в их "кредиты". Для этого придется пересчитывать время, затраченное на изучение дисциплин, указанных в приложении к диплому. Есть только одно противоречие - нас не ждут на европейском рынке образовательных услуг с нашим фундаментальным и качественным образованием.
Однако более важной задачей сейчас, отметил г-н Гребнев, является оценка качества не только полученного выпускниками образования, но и отдельных частей процесса обучения. Речь идет об аккредитации вузов. "По закону контролирующая структура должна быть независимой. Пока же аккредитацию проводит орган, который находится при министерстве. Это незаконно. Но правильно", - подытожил замминистра. На вопрос корреспондента "Известий", как незаконное может быть правильным, он ответил, что в данном случае неправильным является закон. Именно поэтому "правильный" закон уже внесен на рассмотрение в Думу.
Потенциал и качество
Абитуриенту, чтобы не ошибиться в выборе правильного вуза, нужно ориентироваться на государственные учебные заведения, которые не только имеют большой научный багаж, но несут ответственность за качество образования и дают определенные гарантии. В Петербурге лишь 24 из 61 негосударственных вузов имеют аккредитацию, следовательно, могут выдавать диплом государственного образца. Можно, конечно, получать и "гарантированное" платное образование, доля которого в государственных вузах постоянно растет, а иногда внебюджетные средства "перевешивают" бюджетную долю. "И нужно рассматривать это как необратимое явление, - заметил в выступлении председатель совета ректоров Виктор Романов, - потому что доля расходов на образование в бюджете страны не дотягивает до своих "законных" 3-4%, а составляет только 2,4% средств". В то же время он предостерег, что бизнес в образовании - вещь опасная, если за основу брать максимальную прибыль, а не качество образования, которое традиционно высоко в нашем городе.
Председатель комитета по науке и высшей школе Александр Викторов рассмотрел высшую школу Петербурга в историческом и современном контексте и отметил, что закладывая систему гражданского и военно-морского образования, Петр I смотрел на много веков вперед. И сейчас важные принципы - сочетаемость промышленности, науки и образования; подготовка специалистов для России и для интеграции в мировое пространство; интеграция между научно-педагогическими школами - не утратили своей актуальности. Постепенно восстанавливаются нарушенные связи работодателей с вузами (кузницей кадров), в которых обучается около 40% иногородних студентов. Это свидетельствует о потенциале петербургской высшей школы, которая является достоянием всей России. Вот только проблемой номер один остается социальный статус преподавателя, заработная плата которого в несколько раз ниже, чем, например, в промышленности.
Социально незащищенными остаются и такие отрасли, как медицина, педагогика, сельское хозяйство. Чтобы привлечь в них специалистов, введена образовательная новация - целевой прием в рамках госбюджета. Иными словами, в медицинских, педагогических и сельскохозяйственных вузах будет объявляться отдельный (льготный) конкурс, количество таких мест определяет сам вуз с последующей "привязкой" выпускников к месту работы по специальности через распределение, кредиты на жилье, подъемные.
Подарок города
"Мотором" конференции стала Санкт-Петербургская межрегиональная ассоциация дополнительного образования (МАДО), о работе которой рассказал ее президент, ректор Гидрометеорологического университета Лев Карлин. Он отметил, что высшая школа Петербурга - одна из лучших образовательных систем не только России, но и мира. Деятельность МАДО направлена на привлечение в Питер иногородних абитуриентов, численность которых упала в начале 90-х годов до 20% от общего приема. Сейчас наблюдается устойчивая тенденция роста студентов из регионов, и это соответствует исторически сложившейся практике, когда город на Неве "работал" на всю страну. МАДО тесно сотрудничает с Министерством образования, советом ректоров вузов и комитетом по науке и высшей школе Санкт-Петербурга. Благодаря большой работе по профориентации в регионах, в питерские вузы поступили десятки тысяч абитуриентов.
А в канун своего 300-летнего юбилея город подарил регионам проект "Петербургские классы" - выставочно-экспозиционные учебно-профориентационные кабинеты, которые откроются в 104 городах-партнерах МАДО. "Мы разрушаем сложившееся представление о том, что Питер, как "пылесос", все забирает из регионов к юбилею, - подчеркнул Лев Карлин. - Наоборот, мы на местах оборудуем классы по самым передовым образовательным технологиям: компьютерами, проекторами, мультимедийными курсами по физике, математике, истории и другим предметам. Россия богата талантливой молодежью, которой нужно дать возможность больше узнать о Петербурге и его образовательной системе". Деятельность ассоциации этим не ограничивается и требует отдельного разговора.
Основная дискуссия по проблемам образования развернулась на секционных заседаниях, которые проходили в шести университетах города.
Оценивая значение конференции, заместитель председателя комитета по науке и высшей школе Александр Горшков сказал, что ее масштаб в России беспрецедентен. Более представительный форум может проводить только Министерство образования. Интерес к участию в конференции не ослабевает, в то время как ее авторитет и представительство регионов постоянно растут.

Людмила ОСОКИНА


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама