ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 24 ноября 2008, 15:18

Александр Габитов: с помощью федеральных денег можно погасить кризисную волну

О кризисных явлениях вообще, и в частности о развитии ситуации в Новгородской области корреспондент ЗАКС.Ру побеседовал с заместителем главы администрации Новгородской области, курирующим блок экономических вопросов, Александром Габитовым.

- Кризисная ситуация с точки зрения обывателя выглядит как что-то, к нему лично не относящимся. Так ли это с точки зрения экономиста? Коснутся ли кризисные явления простых новгородцев?
- Сейчас сдуваются те пузыри, которые были серьезно надуты: на мировых фондовых рынках, рынках недвижимости и валют. То есть необоснованно завышенные объемы, в которые уходили те или иные риски. Велись достаточно серьезные игры и в направлении стоимости недвижимости и на рынке валют. Эти игры оторвались от экономики, и это привело к тому, что сейчас происходит. Есть же классическая формула, упрощая которую, можно сказать, что объем денежной массы должен соответствовать объему товара. Эти огромные мыльные пузыри стали сдуваться, и денежная масса начала вываливаться непонятно куда. То есть денежная масса в данный момент превращается в лишнюю. Поэтому мы и видим и явления инфляции, которое на тех или иных рынках проявляются, и другие негативные тенденции по всем структурным линиям. Учитывая то, что реальный сектор был замкнут на фондовый сектор, то в этой ситуации и происходит сокращение объемов производства на различных площадках.

- Как последствия кризиса могут отразиться на развитии Новгородской области?
-Учитывая то, что Российская Федерация в целом и Новгородчина в частности в сравнительно незначительной степени задействованы в этих пузырях, то размер бедствия у нас на порядок меньше, чем на крупных мировых площадках в других странах. В чем-то мы еще не достаточно включены в мировой процесс. И это для нас является спасением.

Но сказать, что финансовая нестабильность, которая существует на мировых рынках, не затронет нас, было бы неправильно и необъективно. И здесь у федерального и регионального правительства в первую очередь стоит задача не допустить паники. Кто-то запустил утку о том, что в одном из новгородских банков есть какие-то проблемы, и тут же выстроились очереди к банкоматам и окошкам банка. А банк, в свою очередь, работая в обычном ритме, не был готов обслужить в десять раз больше клиентов. А произошло это из-за технического сбоя: несколько человек столкнувшихся в тем, что банкомат не выдал им зарплату, запустили паническую волну при помощи "сарафанного радио".

- Что вы можете сказать о конкретных мерах, которые предпринимает федеральное правительство?
- Поддержка банков, чтобы они смогли расплатиться по внешним заимствованиям – это серьезный шаг. Этот шаг укрепляет банковскую структуру, за которой тянется и реальный сектор - предприятия, которые работают с использованием кредитных средств. Эта мера серьезно ослабляет воздействие финансовой нестабильности.

Хотя вряд ли этим можно будет полностью устранить все негативные тенденции. Конечно, задача банков, получивших помощь государства, - разработать механизм доведение этих средств до реальной экономики. Чтобы эти средства не превращались в оборотные средства банков. Здесь по сути дела банки выступают агентами и посредниками государства.

Чтобы избежать дальнейшего развития кризисных явлений, необходимо понимать, что кризис нас накроет, когда начнут сокращаться объемы работы предприятий. И тут задача, на мой взгляд, состоит в том, чтобы выявлять реперные точки в реальном секторе производства. Реперные точки - это те точки, поддержание которых будет давать максимальный мультипликативный эффект. Предприятие в сфере строительства, например, обеспечивает еще семь рабочих мест на предприятиях производящих стройматериалы. Если мы поддержим строительную сферу, то значит поддержим и производителей стройматериалов. Важнейшая задача - в том, чтобы найти эти реперные мультипликативные точки и внедрить в них дотации, субвенции и субсидии. Это если говорить о макро-уровне.

- А что касается регионального уровня?
- Наша задача сейчас взаимодействовать с предприятиями в ручном режиме. Например, представители банков были приглашены на президиум Совета по поддержке малого бизнеса. И мы предупредили - если банк, получивший финансовую поддержку от государства, повысит процентные ставки для малого бизнеса, то мы донесем эту информацию до Центробанка, и к банку могут быть приняты определенные меры. Это и есть ручная настройка экономики, которая наиболее эффективна в сложившихся обстоятельствах. В таком же ручном режиме мы работаем над снижением задолженности по зарплате и в других важных направлениях.
 
Если говорить о малом бизнесе, то российский малый бизнес сейчас еще не выступает в роли подушки безопасности для экономики страны, как в других странах. Если мы сейчас не обеспечим ряда моментов существования малого и среднего бизнеса, то мы его потеряем на корню. У нас есть несколько механизмов, например, компенсация процентной ставки. В этом году это было очень востребовано, все деньги, на условиях софинансирования, выделенные федеральным и региональным бюджетами, были доведены до предприятий. Но сейчас регион и федеральный центр финансируют компенсацию процентной ставки пополам, а что было бы, если бы региональная часть составляла одну десятую? Мы бы смогли больше помочь бизнесу. Именно такую форму поддержки мы сейчас и ждем от федерального центра. Я уже заявлял на совещании в полпредстве о необходимости увеличения доли федерального бюджета в софинансировании подобных программ. Кстати компенсацию процентной ставки, можно распространить и на средний и отчасти на крупный бизнес, это поможет погасить дефицит кредитных средств.

- А хватит ли у Российской Федерации денег на нас всех?
- Ну 50 млрд долларов нашлись же, а это не так мало. Даже если разделить эти деньги между регионами по количеству населения, то Новгородская область могла бы претендовать на 0,5 процента.  А это 250 млн долларов, это 6,5 млрд рублей . Это треть нашего бюджета. Если бы нам сейчас дали треть нашего бюджета, мы бы сумели разбросать эти деньги  среди промышленных предприятий, чтобы не допустить никаких более-менее значимых проблем. И это позволило бы погасить кризисную волну.  

- Как повлияет кризис на развитие тех магистральных направлений, которые выбрала для себя администрация Новгородской области?
- Мы говорим о неких возможностях, но мы же не сидим и не ждем манны небесной и отлично понимаем, что на федеральном уровне тоже достаточно проблем. Мы стараемся решить наши проблемы нашими же силами. Еще раз подчеркну возможности ручного режима настройки экономики. Вот, например, один из путей – зарплата бюджетников.   Люди, работающие в бюджетной сфере – это покупатели, и увеличивая их доходы, мы поднимаем и их покупательскую способность. Или еще, сложности, связанные с использованием иностранной рабочей силы. Мы хорошо понимаем, что предприятия, использующие труд мигрантов, при неблагоприятном развитии ситуации могут сократить какую-то часть сотрудников. Куда пойдут эти люди, оторванные от родины и не имеющие денег? Это потенциальное усложнение криминогенной обстановки.  Предупреждая это, мы провели совещание с руководством строительных компаний и достигли соглашения, что даже если и будут происходить сокращения мигрантов, предприятие будет организовывать их эвакуацию.

Чтобы получить объективную информацию, мы ежемесячно запрашиваем от предприятий, производящих максимум валовой отгрузки, показатели дебиторской и кредиторской задолженности, задолженности по зарплате. Таким образом мы мониторим ситуацию и можем реагировать на любые проявления финансовой нестабильности.

Также администрация области, под руководством губернатора провела совещание с участием глав муниципальных районов, где были поставлены задачи по предупреждению возникновения проблемных точек, связанных с кризисом. На данном этапе, я считаю, мы справляемся.

- Как обстоит дело со снижением прибыли новгородских компаний, ведь от этого напрямую зависит наполняемость регионального бюджета.
- У нас большая часть лесопромышленного комплекса, "Акрон", предприятия пищевой промышленности работают в первую очередь на зарубежного потребителя. И у них возникают проблемы со сбытом. Мы уже дали производителям свои рекомендации перенаправить свою продукцию на внутренний рынок. Он наиболее уверенно себя сейчас чувствует.

- А что с "малой приватизацией", может ли нынешняя кризисная ситуация повлиять на реализацию этой президентской программы на территории области?
- Почему возникло двоечтение этого вопроса, мы, конечно, понимаем. Финансовый блок администрации заинтересован в первом очередь в выполнении бюджета. И не согласиться с ними сложно, особенно в нынешних условиях. Но есть задачи по поддержке малого и среднего бизнеса, и их надо выполнять. Мы провели тщательный расчет выпадающих доходов. И получилось, что выпадающие средства мы частично компенсируем уже от продажи имущества по программе малой приватизации. Остальное – от развития самого бизнеса на этих площадях. Это моя позиция, и она совпадает с губернаторской: мы намерены предоставлять рассрочку по малой приватизации на 5 лет.

- Региональное отделение предпринимательского объединения "Опора России" предложило пакет антикризисных мер, в их число включены налоговые каникулы в течение 2009 года и снижение налогов и платежей по аренде земли, государственной и муниципальной собственности…
- Мое мнение – малый бизнес, безусловно, должен развиваться и расти. Но в этой ситуации для меня определенным негативным примером является Крестцы с их пирожковой торговлей. Они в течение 10 или даже 15 лет своего существования  не платили налоги, не вставали на учет в качестве предпринимателей, не ставили кассовые аппараты, и их никто не беспокоил с проверками. И что, они стали приличным бизнесом? Только сейчас мы их заставляем встать в приличные домики, обустроить места торговли, и они начали приобретать законное лицо микробизнеса.

Нужно не только думать о том, что малый бизнес – обиженное недокормленное дитя. Пора уже спрашивать с них: какова их доля в развитии региональной экономики, в валовом региональном продукте. Мы рассчитываем, что "Опора" будет организацией не просто декларирующей нужды предпринимателей, объявляющей о необходимости тех или иных льгот для малого бизнеса. Мы ждем, что "Опора" будет той организацией, которая будет давать рекомендации предпринимателям: в каком направлении им развивать свой бизнес на общее благо региона. Хотелось бы, чтобы общественная организация превратилась в проводника нашей идеологии в бизнес, а не только глашатая недокормленного малого бизнеса. Кстати, малый бизнес подчас даже более защищен, чем крупный.

- Расскажите, пожалуйста, о тех путях развития экономики региона, которые вы видите в сложившейся ситуации? Будет в регионе, наконец, аэропорт или нет?
- Путей развития Новгородской области достаточно много и они разносторонние. Если конкретно взять транспортно-логистическую систему, которая, кстати, у нас на территории активно развивается, то мы хорошо понимаем, что близость к Санкт-Петербургу и Москве это одно из наших существенных преимуществ. Вместе с тем, в регионе наблюдается значительная недооцененность активов, то есть стоимость создания бизнеса у нас в 10 раз ниже, чем в Санкт-Петербурге и в разы, чем в Ленинградской области. Даже недоразвитая транспортная инфраструктура уже позволяет нам рассчитывать на приход нового бизнеса. В ближайшее время через наш регион будут прокладывать высокоскоростную магистраль Москва - Санкт-Петербург, планируется строительство магистрали на Усть-Лугу, а также новой высокоскоростной железной дороги. Думаю, в это развитие транспортно-логистической системы впишется и авиасообщение. Да замедление реализации подобных проектов из-за кризиса, конечно, будет происходить. Но никакой кризис не изменит того, что мы находимся между двумя российскими столицами. Поэтому с той генеральной линии, которую мы избрали, свернуть невозможно.

Беседовала Наталья Граблевская

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама