ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Позиция 17 июля 2009, 15:41

"Если мы будем прощать хамство, то никаким указом чиновников не изменить" – общественные деятели о новом кодексе поведения чиновников

16 июля Дмитрий Медведев внес изменения в указ «Об утверждении общих принципов служебного поведения госслужащих», подписанный 12 августа 2002 года Владимиром Путиным. Эти изменения коснулись разных сфер жизнедеятельности чиновничьего аппарата. Это и отношения со СМИ, и противодействие коррупции, и взаимоотношения с политическими партиями. Всего в новом кодексе строителя светлого политического завтра 18 пунктов. Будет ли этот указ выполняться в действительности и как он повлияет на доступ к информации, ЗАКС.Ру поинтересовался у политиков и общественных деятелей.

Ольга Курносова, лидер Объединенного гражданского фронта

 – Я еще не видела полностью текст указа, только некоторые выдержки из него. Надо смотреть, какие группы государственных служащих под него попадают. В любом случае, если мы говорим про "Единую Россию", то они в состоянии провести необходимые для себя законы, которые будут обязательны для исполнения всеми гражданами. Во-вторых, наш премьер-министр, как мы помним, глава этой партии, и для всех госчиновников самых высоких рангов есть указания лидера "Единой России", которые обязательны к исполнению по их должностным инструкциям. На мой взгляд, это филькина грамота, которая к реальному влиянию партии власти не имеет никакого отношения.
Есть отдельный закон, который регулирует отношения чиновников и СМИ, и есть куча судебных дел по востребованию этой информации, которые иногда выигрываются. Закрытость достаточно велика; на мой взгляд, вполне хватало других законов, по которым чиновники должны предоставлять определенную информацию, но они это делают далеко не всегда, а только в тех случаях, когда человек действительно знает, чем ему руководствоваться, чтобы эту информацию получить.

Юрий Шмидт, адвокат

 – С правовой точки зрения обосновать этот указ легко. Я так понимаю, что речь идет о государственных служащих, которые в своей деятельности непосредственно соприкасаются с гражданами. А что касается того, станут ли чиновники более открытыми… Правовая база, конечно, вещь хорошая, но, вероятно, это не главное. Все зависит от нас. Если мы будем прощать хамство, отказ отвечать на запросы и обращения, на очереди и те условия, в которых зачастую идет прием граждан, – если мы не будем обращать на это внимание, то ничего не изменится, и никаким указом эта ситуация не улучшится.

Сергей Малинкович, председатель ЦК КПЛО

 – Хорошо, если это сделано с благими намерениями, и этот указ выглядит гораздо лучше, чем, например, странная идея запретить лампы накаливания. Другое дело, как он будет исполняться. Может, его будут использовать чиновники, принадлежащие к партии власти, чтобы выбить с работы государственных служащих других партий. Объективной политики в таком случае не будет.
Вообще складывается такое ощущение, что Медведев вертикаль власти не контролирует, этот указ выглядит как его попытка напомнить о себе. Если это его вызов Путину, так пусть он обратится к обществу, и общество решит, кого оно будет поддерживать. Меньше указов, больше нужно в народ ходить, как Ленин или Фидель Кастро.
Те пункты, которые касаются уважения к СМИ и помощи в получении информации, – на это можно даже не надеяться. Вот все у нас Украину ругают, но там есть один плюс – давить на СМИ не принято. Чиновники масс-медиа боятся; если они отказываются давать комментарий или отвечать на запрос – они фактически подписывают указ о своей отставке.

Артем Мурзаков, активист "Молодой гвардии "Единой России"

– Не секрет, что одна из основных проблем развития российской государственности – это коррупция. Поэтому жесткие и продуманные меры президента, обозначенные в этом указе, являются первых шагом к очистке нашей политической системы от этой болезни. И это – только часть комплекса действий для решения этой проблемы.
Может быть, и не сразу, но информация станет доступной и открытой. Возможно, необходимы будут контролирующие органы, но когда-нибудь наши граждане (в том числе и чиновники) научатся жить, соблюдая наши законы. Это и будет демократическое общество.

Евгений Петелин, лидер фракции "Справедливая Россия" в ЗакСе Ленобласти
 – Я президента не комментирую. Это не имеет смысла.

Антон Мухин, политический журналист
– Наивно предполагать, что можно принять закон, который заставит чиновников идти на взаимодействие с обществом, заставит их говорить журналистам правду. С другой стороны, каким бы замечательным и правильным закон ни был, всегда найдутся способы его обойти. В качестве примера можно привести всем знакомую ситуацию: чиновнику для ответа на запрос отведен достаточно долгий период времени, в течение которого информация зачастую уже утрачивает свою актуальность. Но и обязать его отвечать в течение пяти минут нельзя – потому что ни один человек не в состоянии найти нужные сведения за такое время.
Вопрос о контактах чиновников и СМИ – это вопрос политической ситуации и политической культуры. Если политическая культура высока, то, когда чиновник соврал или украл, его поступок обязательно будет описан в СМИ, соответственно, вызовет общественный резонанс, возможно, увольнение, распад коалиции, уход с поста высокопоставленных лиц. Соответственно, госслужащие переживают по поводу своего реноме, стараются с прессой общаться, и так далее. А у нас – ну соврал, ну написали об этом. Люди прочитали – и махнули рукой. Вот и получается, что у нас нормальные взаимоотношения с прессой – это не жизненная необходимость, а просто приятная вещь. Для того чтобы к прессе возникло уважение со стороны государственных структур и их служащих, нужно, чтобы СМИ стали силой, чтобы публикации и сюжеты имели последствия.

Ольга Руденко

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама