ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Голос блога 31 августа 2009, 20:00

"Дядя Степа или "Союз нерушимый..."?": Блогеры о Сергее Михалкове.

Скончался Сергей Михалков.  Эта смерть привлекла внимание многих блогеров. Одни вспоминают его детские стихи, другие – отношения с властями. Кто-то находит забытые сейчас произведения покойного, а кто-то пытается определить его место в русской литературе и истории. Мнения  и оценки - самые разнообразные. Одни считают его гением, другие - бездарем.


manona пишет: "ушёл не только автор гимнов наших дурацких, но и автор кусочка нашего солнечного детства. И для меня эта его роль куда важнее" и приводит в своем блоге его стихотворение "Ходят по морю кораблики..."".

Vnovodvorskaia не склонна вспоминать стихотворение о корабликах: "<…>смерть в 96 лет никак не может считаться карой Господней. Это скорее попустительство.<…> разговоры на тему, что это детский классик, сегодня не имеют под собой никакой почвы. Потому что творчество Сергея Михалкова на детские темы осталось максимум в 60-х годах, дальше оно не пошло. <…> А вот что останется от Михалкова, кроме гимна…Дядя Стёпа милиционер? Едва ли сегодняшнее поколение склонно воспевать Ментов. Оно ждёт от мента не каких-то смешных выходок, а того, что мент просто огреет дубинкой по голове. И ему даже для этого не нужен высокий рост. Я думаю, что Дядя Стёпа будет вызывать скорее ужас, потому что и так больно, когда тебя бьют дубинкой, а если такой рост! И ещё с дубинкой! Можете себе представить, какие это может вызвать травмы! Все попытки придать историческое значение человеку, у которого не было ни чести, ни совести, ни убеждений, ни достоинства, они не украшают тех, кто это делает. <…>Печальное наследство оставил Михалков. Я думаю, что много ещё лет и, может быть, десятилетий и, не дай Бог, столетий люди будут поминать недобрым словом – порядочные люди, которых мало, но которые только одни и имеют здесь право голоса – его три гимна и ужасные слова трёх гимнов: как первого, так второго, так и третьего. <…>".

den_shorin не согласен с такими обвинениями: "На мой взгляд не стоит осуждать поэтов. Если Михалков писал гимны, то в этом его позиция. Пусть эта позиция, на мой взгляд, и не верна, но эта позиция выражалась стихами, а не танками и не дубинками ОМОНа. Попытка осуждать поэта за его позицию - это серьёзный шаг в сторону от демократии".

Блогер ivand написал короткий рассказ "Смерть гимнософиста", посвященный приключениям С. Михалкова после смерти. Рассказ имел большой успех в блогосфере.

Не все признают наличие у покойного поэтического таланта: Абориген  пишет: "Он был обыкновенный бездарь.И продержался так долго именно потому, что бездарь. Написать гимн СССР про Сталина, потом переделать уже без Сталина, потом переделать под Россию, если бы Россия развалилась, он, не моргнув бы глазом написал бы гимн того что осталось. Талант бы такого не выдержал бы. А крепкий ремесленник все сработает. И это читали бедные советские дети" У меня опять 36 и 5" - " Служил Гаврила хлебопеком, Гаврила пекарем служил". Не давайте детям Михалкова, это духовный чипс или кока-кола. Последствия соответствующие. Впрочем, с Михалковым легче, чем с чипсами - добровольно его никто из детей не читает".
 
OKSOMORON опубликовала некролог:  "Сегодня на 96 году жизни умер замечательный поэт,писатель,драматург,автор трех российских гимнов,легенда русской литературы- Сергей Владимирович Михалков <…> Пожалуй, немного найдется в отечественной (да и в мировой) литературе писателей, чьё имя можно было бы зашифровать "паролем" — названием главного, самого известного и любимого читателями его произведения. У Сергея Михалкова такой пароль есть, и обозначается он двумя всем знакомыми с детства словами: "Дядя Стёпа". Именно этот добрый великан, храбрый и великодушный, спасающий людей "задаром" и одним движением руки предотвращающий крушение поездов, прочно ассоциируется в сознании читателей с обликом и личностью самого поэта: неслучайно некоторые иллюстраторы поэмы изображают ее героя с лицом Сергея Михалкова. <…> Родные Сергея Владимировича Михалкова сказали, что он просто заснул и не проснулся". 

zimopisec склонен смотреть на вещи широко: "Это и называется - профессионализм. Уважаю. Таким и должен быть поэт. На протяжении веков так было. Пока извращенная европейская цивилизация не вознесла людей искусства в эмпиреи. Задача человека искусства - услаждать заказчика. И его профессионализм - честная работа за честные деньги:))- ну или за иные блага :)"

kulturka_ru  рассуждает с литературной точки зрения: "Крупный советский литературный начальник, во все времена писавший то, что требовалось руководством (хотя и не отказывавший частным лицам в помощи по личным просьбам), он отошёл в лучший мир, замкнув круг: дождался-таки момента, когда строчка из его первого гимна, прославляющая вождя всех народов, опять оказалась на своём месте в убранстве станции метро "Курская". Но реально в благодарной памяти потомков от всего его творчества останутся лишь несколько легко запоминающихся детских стихотворений, сценарии отдельных мультфильмов да сказка "Праздник непослушания". Не так уж мало, если вдуматься. От иных его собратьев по перу не осталось и этого, а кое-кто если и прославился, то совсем не так, как ему хотелось бы. Скажем, из произведений комсомольского поэта Александра Безыменского сегодня на слуху лишь переведённая им с французского песенка "Всё хорошо, прекрасная маркиза"... Так или иначе, смерть Михалкова по-своему символична: с ним завершилась целая эпоха советской официальной поэзии".

Alexander Anichkin пытается разобраться в личности С. Михалкова:  "Ключ к пониманию творческой (и, может быть, социальной) личности Сергея Михалкова нужно, мне кажется, искать в сатирическом киножурнале "Фитиль", созданном Михалковым в 1962 году, в разгар хрущевской оттепели.

Летом 1976 года я, студент журфака МГУ, был на практике в одной из районных газет Калининградской области. Вечером пошел в кино. Кажется, показывали панфиловский фильм "В огне брода нет" с Чуриковой, Солоницыным и Лебедевым. А "журналом", как тогда называли короткий документальный фильм, демонстрировавшийся перед показом основного - художественного, оказался "Фитиль". Я хорошо помню, как меня потрясла тогда реакция зала - он просто взорвался восторгом, восторгом оргастическим, до неприличия, когда на экране появилась сначала заставка со взрывающимся фанерным ящиком, а потом - сюжет о кассовых аппаратах, выпускавшихся на одном из промышленных предприятий Калининграда. Эти кассовые аппараты тогда устанавливались в автобусах и троллейбусах по всему Союзу, в том числе в Москве, но работали отвратительно: щель для монет была слишком маленькой, рычаг для отрыва билета нажимать было трудно, а билеты отрезал он как попало, иногда прямо по середине, и выплевывал так, что ловить бумажку нужно было на лету. А часто вовсе не выплевывал, заедал, и приходилось ехать полузайцем, страдая от страха, что поймает и начнет стыдить контролер. Сюжет был полудокументальный. Сценку в автобусе разыгрывали по комедийному сценарию профессиональные актеры высшей лиги, популярные, заслуженные (в "Фитиле" снимались Фаина Раневская, Никулин, Вицин, Моргунов - и следующие поколения советских артистов), а интервью с директором завода и рабочими были настоящими - с места. Причем интервью были не обычными протокольными вопрос-ответ, а критично-наступательными, хлесткими, наотмашь. Такого нигде больше в советской публицистике тогда не было.

Многие в русской интеллигенции считали и считают своим долгом не бороться с властью, а участвовать в ней, исправлять, сдерживать и, если получится, даже направлять. Мало кому удавалось, но сама возможность такого выбора была - и есть. Сергей Михалков, выбор сделал в сторону участия. Чем приходилось поступаться, чтобы выжить, что и кого предавать - уже другой вопрос, после главного - о выборе".

tehnomage  оскорблен прочитанным в блогах: "Жутко неприятно было читать все эти ваши экивоки по поводу смерти Михалкова. По-моему, вы все просто завидовали тому, что человек пробился каким-то образом к власть придержащим. И что? Завидно? А если бы вам предложили гимн написать, то вы конечно бы, сразу же все отказались. А я вам скажу: да просто бы не смогли, словом так не владеете, гимны писать. Я не слышал про него историй, что он на кого-то донёс, и что он кого-то загубил. Просто был человек и делал своё какое-то дело. А "Дядя Стёпа" - вообще останется.<…> Вы как-то забыли об обычных нормах человеческого поведения. Мне было особенно мерзко читать мою френдленту".

священник Роман Никитин также полемизирует с блогерами: "Сейчас в сети появились критические замечания в адрес почившего Сергея Михалкова, особенно в свете организации прощания с ним  в Храме Христа Спасителя. Мол, обслуживал богоборческую власть, а теперь лежит в храме. Соответственно, и Церкви досталось за “сервилизм”. А я считаю это закономерным итогом жизни одного из символов ушедшей эпохи:  кто как начинал - сейчас уже не важно, главное - как ты завершил жизнь. Какой системе ты служил?! А теперь ты лежишь под сводами храма, свидетелем разрушения которого  был сам! Вот оно, ещё одно чудо, в жизни отдельно взятого человека".

new_oboroten рассуждает о "тщете всего сущего": "Сергей Михалков мог служить, да и был, пожалуй, символом непреходящего успеха и благополучия. Своего рода синонимом непотопляемости. Детский писатель, стихи которого объявлены государственным песнопением трёх царствий. Причём царствий последовательных, предшественников порицающих, и отрицающих наследование оным. Матёрые человечища, прожжённые интриганы, таланты и поклонники, слуги и служки, все тонули. Лишь детский писатель не тонул и всякий раз, после небольшой паузы, вызванной естественной при смене царствия неразберихой, вновь оказывался автором главной вирши великой страны.  Но всё равно – умер и отпет. Автором трёх гимнов нашей страны был Сергей Михалков, а четвёртого гимна Михалкова– не бывати. Всё проходит. Всё заканчивается. Всё тонет. Memento mori".

vadim_i_z нашел странное стихотворение 1937 года, где Михалков описал собственную смерть и похороны:

Я хожу по городу, длинный и худой,
Неуравновешенный, очень молодой.
<…>
Ем и грустно думаю: "Через 30 лет
Покупать пирожные буду или нет?
Повезут по городу очень длинный гроб,
Люди роста среднего скажут: "Он усоп!"
Он в среде покойников вынужден лежать,
Он лишен возможности воздухом дышать.
<…>.



Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама