Эзопов язык возвращается. Пока до декабря. Ждите продолжения
// Северо-Запад: Медиа-Обозрение (приложение к газете Известия) (Санкт-Петербург), N 002, стр. 3
Суть закона в следующем: теперь, как только любой кандидат в депутаты ЗакСа официально заявит о своем намерении баллотироваться, пресса практически лишается права о нем говорить. Что-либо писать о кандидате можно только в период проведения "предвыборной агитации" - 9 течение 30 дней до даты выборов. Но публиковать при этом разрешается только материалы, оплаченные из избирательных фондов самих же кандидатов.
Если вдруг обнаружится, что кто-то из кандидатов, не дай бог, совершил уголовное преступление, пресса писать об этом не имеет права - за нарушение закона предусмотрены серьезные наказания. Нельзя также упоминать о том, что кандидат страдает алкоголизмом, выплачивает алименты четырем брошенным женам, обокрал детский дом.
Однажды в Соединенных Штатах на пост президента претендовал видный политик Гэри - и даже имел неплохой рейтинг. Но репортеры подловили Гэри, когда он уходил вечером от любовницы - и Гэри тут же вышел из дальнейшей борьбы: американское общество не приняло бы такого кандидата на пост лидера нации.
Теперь у нас такое невозможно. Кандидат может быть кругом повязан криминалом, нарушать все мыслимые этические нормы, считаться растратчиком и вором - но избиратель об этом не узнает, пока не доверит этому человеку представление своих интересов в законодательной власти.
Законодателя можно понять: он хотел как лучше. Доведенный до отчаяния валом "черного пи-ара" и зловредными "грязными политтехнологиями", законодатель решил прихлопнуть их в зародыше и разрешить только нейтральные, безобидные публикации, которые избирателя должны лишь "информировать". И все сразу станут белыми и пушистыми. Так думал бедный законодатель.
Как всегда в России, получилось ровно наоборот.
Во-первых, избиратель начисто лишился возможности узнать о кандидате что-либо, кроме того, что тот сам о себе сообщит. А уж о самом себе-то кандидаты наговорят массу хорошего - можно не сомневаться.
Во-вторых, желая очистить страницы прессы от потоков заказного компромата, законодатель впал в тот же самый грех: отныне все предвыборные публикации должны быть, в точном соответствии с законом, заказными материалами - заказанными и оплаченными из избирательного фонда того или иного кандидата. А вот если высказаться в прессе по поводу качеств кандидата намерен сам избиратель, или, не дай бог, журналист - это нельзя. Это противозаконно.
Смысл нововведения ясен: кандидатов нельзя подвергать общественной критике. Нельзя публично анализировать их действия и заявления, сопоставлять программы, высказывать свои соображения по поводу моральных и деловых качеств этих людей. Общество лишается всякой возможности аналитического , взгляда на политиков, которых оно собирается делегировать в законодательную власть. А значит - возможности выбирать осознанно.
Когда-то мы это уже видели. Когда-то мы уже читали официальные газеты, в которых не было ни слова правды, и рассказывали на кухнях политические анекдоты. И именно безгласность советского общества, невозможность публичной критики привели к его загниванию и гибели.
Но именно тогда расцвел эзопов язык советской эпохи, которым разговаривали Райкин и Жванецкий, которым говорили " великолепные фильмы той поры. И если Андрей Миронов пел свой "Остров невезения", то все понимали, что поет он о нас. Власть никуда не могла деться от песен, фельетонов и анекдотов о ней - это была доступная бесправному обществу форма публичной критики власти.
Похоже, общество снова заговорит эзоповым языком.
Казус с новым законодательством о выборах доказывает, что лучше свободная пресса со всеми ее издержками, чем "силовые" ограничения прессы даже во имя высоких целей. Обществу необходимо зеркало, куда можно смотреться.
Не все так плохо, однако. Законодатель, прописывая свой драконовский закон, упустил из виду умение нормального российского гражданина ускользнуть от внимательного ока родного государства. Мы не сомневаемся, что все, кто понимает нелепость и бессмысленность нынешних ограничений, сумеют найти в законе десять тысяч дырок и воспользоваться ими. И никакие суды и избиркомы ничего с этим не поделают.
Чтобы надежно заткнуть всем рты, сегодня власть должна действовать, как в Северной Корее - а эти времена давно прошли. Все, чего она способна добиться нелепыми ограничениями - это равнодушия избирателей и дискредитации самой идеи демократии.
***
Кстати
Еще не началась официальная кампания по выборам в Законодательное собрание, а некоторые чересчур политически активные граждане пытаются вывести своих возможных конкурентов на "чистую воду". Правда, иногда, как говорится, перегибают палку.
Отдел развития "Известия-Санкт-Петербург" еще в июне 2002 года совместно с одним из петербургских журналов решил преподнести горожанам подарок к юбилею города: выпустить две книги - "Дети военной поры в воспоминаниях жителей Куйбышевского района" и "Блокадный Ленинград в воспоминаниях жителей Гражданки". Естественно, наши партнеры в сборе информации опирались на поддержку властей. Поэтому не случайно, что помощь оказал и действующий депутат одного из этих районов, К. (фамилию этого всеми уважаемого человека мы не можем назвать, не нарушая нынешний закон). Выпуск книг изначально был приурочен к Дню Победы, поэтому никакой связи с предвыборной кампанией быть не могло.
Но тем не менее, депутат К. уже поимел неприятности со стороны муниципальных депутатов, а мы и наши коллеги в результате можем остаться без поддержки по оповещению и сбору документальных материалов, которые необходимы для выпуска этих книг. И, более того, мы не можем на страницах нашей газеты даже выступить в защиту К.
Можем только для этих политически активных граждан процитировать Эзопа, его басню "Волк и ягненок": "о людях говорится здесь, которые гнетут невинность, выдумавши поводы".
***
Вице-спикер С. подкупает избирателей: грязные политтехнологии живут и здравствуют
Санкт-Питерсберг (Интерфакт). Как стало известно, в одном из почтовых отделений N-ского района избиратели зафиксировали факт раздачи продовольственных наборов от имени вице-спикера Законодательного собрания города депутата С.
Когда возмущенные избиратели принялись составлять акт о нарушениях избирательного законодательства, в почтовое отделение немедленно прибыла помощник депутата С., которая категорически отказалась представляться присутствующему здесь участковому инспектору, старшему лейтенанту милиции. Ей предложили представить документы на аренду помещения и право выдачи продовольственных наборов, но дама связалась по мобильному телефону с вице-спикером и попросила его "уладить ситуацию через начальника РУВД". Никаких документов помощник так и не представила.
Раздача избирателям "продовольственных наборов", куда обычно входят крупа, масло, сахар, является прямым нарушением избирательного законодательства и обычно квалифицируется как подкуп избирателей. А это может привести даже к отмене регистрации кандидата в депутаты. Только что, как сообщила радиостанция "Свобода", нечто подобное произошло в Санкт-Петербурге, где окружная избирательная комиссия отказала в регистрации в качестве кандидата в депутаты ЗакСа Павлу Солтану, действующему депутату Собрания. Солтан тоже организовал выдачу продовольственных наборов в нарушение закона.
Вице-спикер С. является депутатом Собрания Санкт-Питерсберга уже два срока подряд. Его имя связано также со скандалом вокруг средств из депутатского резервного фонда, которые были направлены на строительство Медицинского центра, но исчезли неизвестно куда. Сейчас правоохранительные органы Санкт-Питерсберга ведут расследование этого случая. Тем не менее С. решил снова баллотироваться в Собрание - теперь уже на третий срок.
Редакция официально заявляет, что любые совпадения имен, наименований, названий юридических лиц с реальными в данной публикации являются случайными и непреднамеренными.