ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Позиция 22 марта 2010, 14:17

"Интернет эффективнее улицы": политологи о немассовости митингов

Прошла общероссийская акция протеста против действующей власти. Во многих городах России 20 марта оппозиционеры вышли на площади, чтобы выразить свою точку зрения на происходящее в стране. Однако массовости акций не получилось: в 48 российских городах, по оценкам одного из лидеров "Солидарности" Ильи Яшина, на улицы в совокупности вышли 15–20 тысяч человек. Корреспондент ЗАКС.Ру решил поинтересоваться у политологов, означает ли это, что массовые митинги теряют популярность.

Евгений Минченко, Международный институт политической экспертизы:
— Самый простой способ протеста для большинства недовольных граждан — это на будущих выборах не голосовать за партию власти. У людей существует и неприятие к уличным митингам. Весьма остро стоит и организационный вопрос: финансовая подпитка и т. д. Сейчас существует гораздо более эффективное пространство для выражения протестов и недовольства — интернет и блоги. К примеру, громкое ДТП на Ленинском проспекте в Москве вызвало широкий общественный резонанс в интернете. У меня есть и свой похожий пример: я имел конфликт с одной авиакомпанией. Написал об этом в свой блог. Уже через несколько дней со мной связались из прокуратуры и попросили подробнее им рассказать о конфликте — вопрос был решен позднее. Я же не пошел митинговать перед компанией!

Валерий Хомяков, Совет по национальной стратегии:
— Во многих городах неудача связана в первую очередь с тем, что власти довольно активно противодействовали организации мероприятий оппозиции. Тем не менее повод выйти на улицу у многих граждан имеется — кризис экономики добрался до самых низовых слоев. Страдают уже все. Люди не всегда верят, что их нахождение на митинге сможет что-то изменить. Единственное место, где оппозиция добилась чего-то, — это Калининград. Власть пошла на диалог с недовольными. Не доверяют люди и самим вожакам протестных акций — годы критики власти сделали из них профессиональных оппозиционеров. Нет в оппозиции свежих лиц. В целом ситуация мне напоминает 1984 год: все были недовольны коммунистами, но на улицы не выходили — не было лидеров. Но к концу 80-х лидеры появились, и ситуация резко изменилась.

Александр Кынев, Фонд развития информационной политики:
— Власть сделала все, чтобы сорвать проведение мероприятий. И делала это, стоит сказать, изощренно. Проводилась разъяснительная работа с организаторами, беседы… Но стоит отметить и то, что последние широкие акции протеста носят характер не организационный, а объективный. Если население чувствует потребность высказаться и протестовать — оно выходит. В Калининграде вышло 5 тысяч человек. Но как только кто-то пытается организовывать митинги, то в итоге, если это делали власти, мы получаем заученные лозунги и речевки и нагнанную массовку. На митинги оппозиции в таком случае мало кто приходит. Массовый протест всегда носит спонтанный характер.

Григорий Голосов, Межрегиональная электоральная сеть поддержки:
— Я не считаю это провалом. По сравнению с другими митингами прошедшие в субботу выглядят вполне нормально. Так или иначе, у граждан существуют посредники между ними и властью. Это и Дума, и оппозиционные партии, и СМИ. Эти институты снижают накал. В митингах участвуют активные люди, занимающиеся политикой. Но государство обязано стимулировать рост оппозиционных организаций и мероприятий — это обратная связь, которая помогает государству слышать все голоса и мнения.

Сергей Шелин, политолог:
— Я удивился, если бы было наоборот. В обществе установилась тенденция к нарастанию активности, а не ее внезапному всплеску. Есть предпосылки к оживлению, а не к бурному росту. Люди не спешат выходить на улицы из-за того, что они надеются на правительство, президента и премьера.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама