ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Яндекс.Дзен

Новости 31 марта 2010, 11:51

Газпром предпочитает потерять рынок сбыта газа в США, чем отказаться от "Охта центра"

Из-за того что Газпром затягивает освоение Штокмановского месторождения, Россия фактически потеряла рынок сбыта газа в США и рискует потерять позиции в Европе, заявил замглавы Минприроды РФ Сергей Донской во вторник на Морской коллегии. "Уже фактически утрачен такой рынок сбыта, как США. Дальнейшие отсрочки (Штокмана) могут привести к потере позиций на рынке газа в Европе", — сказал Донской, сообщило РИА "Новости". Он напомнил, что, согласно последним решениям, производство трубного газа в рамках Штокмана планируется начать в 2016 году, сжиженного природного газа — в 2017 году. "Дальнейшие задержки могут привести к потере позиций и на рынках Европы", — подчеркнул чиновник. Газпром рассчитывал за счет штокмановского газа занять 5–10% американского рынка (а более ранние планы монополии подразумевали даже 20%, однако из-за кризиса Газпром умерил аппетиты). При этом в прошлом году США активизировали добычу газа из сланцев и впервые за шесть лет перегнали Россию по производству голубого топлива: 620 млрд кубов у США против 582 млрд у России, пишет "Газета.Ру". Всего Штаты потребляют в год около 650 млрд кубов. Таким образом, потребности Америки покрываются ее собственным газом, и Газпром там уже не ждут. В Европе в период кризиса энергопотребление снизилось, а кроме того, российский газ стал в Европе самым дорогим, поэтому неудивительно, что Евросоюз предпочел закупать более дешевый газ (в первую очередь у Катара и Норвегии — в прошлом году доходило до того, что цена 1 тыс. кубометров российского газа на $200 превышала цену катарского). Чтобы удержать европейские рынки, в начале этого года Газпром впервые за более чем тридцать лет был вынужден частично перейти на поставки по спотовым (более низким) ценам. По предварительным оценкам, такие уступки европейским партнерам обойдутся компании по меньшей мере в 200 млрд рублей. "Для газа со Штокмана сейчас действительно нет места ни на рынке Америки, ни на рынках Европы", — приводит издание мнение аналитика ИК "Метрополь" Александра Назарова. Хотя Газпром на данный момент потерял не столь уж большую часть европейского рынка — монополия снизила свое присутствие примерно с 32 до 27%. Но если бы Газпром запустил Штокман значительно раньше (например, уже в 2006–2007 году, как предполагали самые первые планы холдинга), то нынешняя расстановка сил действительно могла бы выглядеть совершенно иначе, добавляет Назаров. Он не исключает, что если бы Газпром запустил Штокман еще до кризиса, сейчас газ с этого месторождения не просто занял бы уже свою нишу на мировом рынке, но и не допустил бы усиления позиций других газопроизводителей. "Возможно, что тот же Катар, если бы Штокман был запущен, отказался от некоторых своих проектов", — считает аналитик. Напомним, что в конце июля 2009 года Газпром сообщил о возможном переносе сроков ввода в действие Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря. Инвестпрограмма газового гиганта на 2009 год была сокращена с 920 до 775 млрд рублей. Между тем в разработку месторождения собирались вложить в прошлом году 37 млрд рублей. Даже если к этой цифре добавить 18,5 млрд рублей, которые планировалось вложить в связанные со Штокманом проекты, сумма все равно могла бы быть покрыта за счет отказа от скандально известного небоскреба "Охта центр" в Петербурге. Стоимость проекта оценивается в 60 млрд рублей. Однако Газпром предпочитает настаивать на небоскребе даже за счет отказа от стратегически важных проектов.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Яндекс.Дзен , Телеграм , Яндекс.Новости и Google.News

Обсуждение
 ПРАВИЛА
Запрещается: Оскорбление участников дискуссии и иных лиц, употребление нецензурных слов и брани, разжигание межнациональной розни, пропаганда насилия, спам и реклама других сайтов, комментарии не по теме материала, обсуждение действий администрации сайта. Администрация сайта оставляет за собой право удалить комментарий, если он нарушает эти правила.






Новости28 сентября
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама