ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

_сми.публикации 6 ноября 2002, 13:47

Моя хата с краю?

// Невское время, N 207, стр. 1, 3
Через десять лет, в "романтическую эпоху" 1989-1990 годов, на выборы приходили 60-70% избирателей. Государство уже ничего не требовало, "разнарядок" не было, зато уровень сознательности "зашкаливал" - люди искренне верили, что от их выбора зависит то, какой будет дальнейшая жизнь. Но минуло еще одно десятилетие - и все кардинально изменилось... Почему мы не ходим на выборы и почему на них надо идти Тонкий расчет Для того чтобы констатировать, что сегодня уровень гражданской активности резко снизился, не надо быть квалифицированным социологом или вдумчивым аналитиком. Принцип "моя хата с краю" достаточно точно описывает поведение большинства граждан в предвыборный период. "Зачем голосовать, если от нас ничего не зависит?" - говорят многие и пускаются в умные рассуждения о том, что все кандидаты одним миром мазаны, а честному и порядочному человеку ни за что во власть не пробиться. А если и попытается, то зря. Денег у него не будет - ведь от трудов праведных не наживешь палат каменных, и нечего такому кандидату делать на состязании богатых с очень богатыми. Но если и случится чудо - так во время подсчета голосов этому праведнику все равно "крылышки подрежут". Конечно, можно говорить о том, что все это своего рода "философская база", подведенная под собственную лень. Ведь опыт очень многих выборов (в том числе и петербургских) показывает, что любые махинации с подсчетом голосов возможны лишь в определенных пределах. И там, где процент явки на выборы был достаточно высок - любые махинации теряли смысл. Кроме того, в целом ряде случаев тот или иной кандидат побеждал с перевесом в доли процента, и все зависело буквально от каждого голоса. Достаточно сказать, что на выборах петербургского парламента в 1994 году в одном из округов с 75-тысячным населением победителя отделило от проигравшего чуть более 160 голосов, а на выборах 1998 года в другом округе "цена депутатского мандата" оказалась еще меньше - 53 голоса... Но, с другой стороны, нельзя не понимать, что снижение явки на выборы, происходящее в Петербурге (и не только в Петербурге) год из года, - хорошо и искусно управляемый процесс. "Это будут самые грязные выборы в стране!" - радостно сообщают комментаторы, обсуждая предстоящие 8 декабря выборы депутатов Законодательного собрания. Действительно, газеты пишут о примерах "грязных технологий" - выдвижении "двойников", выпуске анонимных листовок с клеветой и ложью, циничном использовании "административного ресурса", давлении на избирательные комиссии со стороны чиновников. Не говоря уже о наиболее распространенной "технологии" - покупке голосов за мешок с продуктами... Но если в итоге мы не придем на выборы - значит, "технологи" достигли своей главной цели. Заключается она не столько в том, чтобы на выборы пришли те, чей голос уже оплачен - оптом или в розницу, сколько в том, чтобы на выборы не пришли остальные. Те, чьи голоса не продаются. Рубль и копейка "Организаторы "грязных кампаний" стремятся вызвать у нормальных, интеллигентных, образованных людей отвращение к выборам вообще. Чтобы любой приличный человек сказал себе: да идите вы все подальше, не желаю я участвовать в этих грязных делах! И в день выборов остался дома. Брезгливо отошел в сторону, не желая пачкать руки об избирательный бюллетень. Как в старые советские времена: нет мне никакого дела до вас и ваших властных игр, делайте, что хотите, и оставьте меня в покое.... Но ведь организаторы грязных технологий только этого и ждут. Им ведь того только и надо, чтобы порядочные люди от выборов отвернулись, а к урнам пришли бы только те, чей голос уже куплен за мешок с продуктами или за бутылку водки. Тогда и выбран будет тот, кто грязные эти технологии оплатил и скупил голоса на корню"... Это грустное рассуждение мне недавно пришлось услышать от знаменитого писателя Бориса Стругацкого. Покупка голосов действительно приобретает все большие размеры. И самое простое - осуждать тех, кто "купился" на продуктовый набор или ласковое слово в красивой открытке. Но не ханжество ли это? Конечно, в городе немало людей, для которых полтораста рублей - стоимость продуктового набора, - что называется, не деньги. Но куда больше тех, кто живет на грани (или за гранью) нищеты. Наученные горьким опытом, они предпочитают синицу в руках журавлю в небе и бывают искренне благодарны кандидату-благодетелю даже за незначительную помощь. И протесты против подобных благодеяний воспринимаются ими как покушение на те крохи, которые им перепали. Потому что больше они от власти не получают ничего. И очень трудно объяснить им, что не получают именно благодаря усилиям тех, за кого проголосовали... Понятно, как относятся к тому, кто сперва ограбил на рубль, а затем подал милостыни на копейку. Но чтобы понять и увидеть эту взаимосвязь - надо очень внимательно следить за работой народных избранников. Надо знать, как вел себя тот депутат, который сегодня "облагодетельствовал" своих избирателей пакетом гречки и банкой сгущенки, когда рассматривался закон, увеличивающий расходы городского бюджета на питание школьников. Может быть, проголосовал против? Надо знать, как вел себя депутат, когда обсуждался закон об учете мнения граждан при проведении нового строительства. Защищал он ваши интересы? Добивался, чтобы в привычном за десятилетия дворе под окном не загрохотали бульдозеры, а по ночам не начали забивать сваи для строящегося "элитного" дома, который надежно заслонит солнце? Простая арифметика В Законодательном собрании должны заседать люди, которые действительно представляют интересы своих избирателей, голосуют в интересах своих избирателей, защищают их права. Для этого на выборы должны - пересиливая свое отвращение к "грязному делу", каковым является политика, - прийти те, кто все чаще и чаще на них не приходит. Те, кто приходил на них в начале 90-х годов, а сейчас предпочитает передоверять свой выбор другим. Те, кому не заморочишь голову черным PR, грязными газетенками и продуктовым пайком. Прийти и проголосовать не сердцем, а головой. Конечно, можно и не прийти. Но тогда - что называется, чур, не жаловаться. Ведь если мы сами добровольно отказались от своего права на выбор - как после этого настаивать на том, чтобы соблюдались наши прочие права?

Борис Вишневский


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама